Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/15os-obshestv.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:25 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:59:46 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: физический институт


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

(включая экономику и право[1])

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение
учащимися следующих целей:

. освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для
социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах
человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой,
экономической и политической сферах человеческой деятельности; о
правовом регулировании общественных отношений;
. воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской
идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям;
. ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных
ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя,
учащегося школы;
. овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной
информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных
знаний для решения познавательных и практических задач в области
социальных отношений;
. развитие личности в ответственный период социального взросления
человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры,
способности к самоопределению и самореализации;
. приобретение основ компетентности:
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений
(социально одобряемое и правомерное поведение, владение способами
сотрудничества в группе, взаимодействие с социальными институтами в
пределах дееспособности несовершеннолетних, опыт участия в органах
школьного самоуправления);
- в сфере отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий (толерантное поведение, готовность к конструктивному
разрешению конфликтов);
- в сфере самостоятельной познавательной деятельности (способность
извлекать знания из адаптированных источников социальной информации);
- в сфере трудовой деятельности (готовность к заключению и исполнению
трудового договора, использованию льгот для несовершеннолетних и для
совмещающих работу с учебой);
- в семейно-бытовой сфере (опыт поведения, сообразного с семейными
традициями, нравственными и правовыми нормами);
- в сфере массовой коммуникации (способность отыскивать необходимую
социальную информацию, критически воспринимать сведения и рекламу,
передаваемые по каналам СМИ).

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигаются в результате освоения следующего содержания образования.

ЧЕЛОВЕК

Ценностные ориентиры
Человек, его жизнь и здоровье. Индивидуальность. Свободное развитие
человека. Самосозидание. Духовность. Способность к творчеству. Гуманизм.
Взаимосвязь свободы и ответственности. Толерантность.

Знания
Человек. Единство биологического и социального в человеке.[2] Основные
виды деятельности. Творчество.
Половозрастные роли человека. Особенности подросткового возраста.
Характер и его становление. Личность. Внутренний мир личности.
Самопознание. Проблема смысла жизни. Мировоззрение. Жизненные ценности и
ориентиры. Свобода и ответственность. Честь и достоинство. Долг и совесть.
Самодисциплина. Порядочность. Патриотизм. Роль воспитания, образования и
самообразования в социализации индивида. Выбор жизненного пути.
Межличностные отношения. Общение как взаимопонимание, обмен
информацией, взаимодействие. Пути достижения взаимопонимания. Межличностные
конфликты, их конструктивное разрешение.

Способы деятельности
Самопознание, самоидентификация, сознательное формирование собственной
позиции и выбор жизненной перспективы, осмысление межличностных отношений.

Опыт
Приобретение опыта самопознания, совместной деятельности; осмысление
личного опыта эффективного общения.

ОБЩЕСТВО

Ценностные ориентиры
Общество, ориентированное на создание условий для достойной жизни и
свободного развития человека. Гражданский мир и сотрудничество.
Преемственность поколений. Социальная ответственность.

Знания
Общество и природа. Типы обществ. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Общественные отношения. Эволюция и революция. Современное
общество, его противоречия. Вызовы и угрозы 21 века: проблемы войны и мира,
гуманитарные и экологические проблемы, опасность международного терроризма.

Способы деятельности
Наблюдение и оценка общественных событий и явлений с опорой на
полученные знания. Выявление связи и взаимозависимости различных
общественных явлений.

Опыт
Приобретение опыта совместной деятельности в решении практических
задач. Оценка опыта взаимодействия с основными общественными институтами;
осмысление опыта позитивного экологического поведения.

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ценностные ориентиры
Духовная культура. Многообразие культур. Духовное развитие. Истина.
Добро. Красота.

Знания
Основные компоненты сферы духовной культуры. Показатели культуры
общества и человека. Основополагающие принципы и нормы морали. Добро и зло.
Гуманизм. Моральный идеал.
Познание мира. Наука в жизни современного общества. Общее и
профессиональное образование. Непрерывность образования. Свобода совести.
Религия. Учреждения культуры.

Способы деятельности
Соотнесение собственных представлений и действий с принятыми в обществе
моральными нормами. Различение способов познания мира. Выбор направления
дальнейшего продолжения образования.

Опыт
Осмысление опыта применения моральных норм в различных жизненных
ситуациях. Приобретение опыта исследований учебного характера,
использования учреждений культуры и дополнительного образования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Ценностные ориентиры
Свобода экономической деятельности. Равноправие различных форм
собственности. Социально-регулируемый рынок. Труд. Ответственность за
личное благосостояние.

Знания
Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы.
Ограниченность ресурсов. Экономические системы. Собственность. Разделение
труда и специализация. Производительность труда. Обмен, торговля, формы
торговли. Реклама.
Деньги. Инфляция. Обменные курсы валют. Банковские услуги,
предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта,
банковские вклады, ценные бумаги). Страховые услуги, предоставляемые
гражданам. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки.
Семейный бюджет.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Затраты, выручка,
прибыль. Предпринимательство. Основные формы организации производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Безработица. Экономические цели и функции государства

Способы деятельности
Соотнесение доходов и расходов на примере семейного бюджета; решение
элементарных расчетных задач с экономическим содержанием.
Определение оптимального соотношения затрат и результатов.

Опыт
Осмысление опыта экономической деятельности в пределах дееспособности
подростка, эффективности собственных экономических действий. Оценка
собственного поведения в качестве потребителя, собственника, члена семьи.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Ценностные ориентиры
Социальное согласие. Социальное партнерство. Социальная защищенность.
Конструктивное межнациональное взаимодействие. Семья, семейные традиции.
Здоровый образ жизни.
Знания
Социальная структура общества. Большие и малые социальные группы.
Формальные и неформальные группы. Условные группы. Социальный статус.
Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте. Социальные нормы. Социальная ответственность.
Социальный конфликт, пути его разрешения.
Образ жизни. Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их
опасность для человека и общества.
Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Этнические
общности. Межнациональные отношения.

Способы деятельности
Применение полученных знаний для ориентирования в социальных
отношениях, сравнение форм взаимодействия людей и групп, выбор оптимального
решения, оценка поведения людей с позиции социальных норм.

Опыт
Осмысление опыта осуществления типичных для подростка социальных ролей.
Анализ опыта отношений между поколениями, выработка собственной позиции.
Оценка опыта поведения в ситуациях межнационального взаимодействия.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Ценностные ориентиры
Демократия. Гражданское общество и гражданские инициативы.
Гражданственность. Демократическое правовое государство. Свободные выборы.
Политический плюрализм и свобода слова.

Знания
Политическая сфера, ее роль в жизни общества. Политика. Власть.
Государство. Суверенитет. Формы правления. Политический режим. Разделение
властей. Демократия и формы ее проявления в современной жизни. Участие
граждан в политической жизни. Опасность экстремизма. Многопартийность.
Политические партии и движения. Выборы, референдум. Роль средств массовой
информации в политике. Правовое государство и гражданское общество.
Способы деятельности
Использование знаний для ориентации в политических реалиях Российской
Федерации и современного мира. Анализ типичных ситуаций участия в
политической жизни, осуществления политических прав и свобод.

Опыт
Приобщение к политическим ролям избирателя, читателя СМИ, участника
детских общественных организаций. Развитие опыта работы с материалами СМИ
по различным аспектам политической жизни.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

В ОБЩЕСТВЕ

Ценностные ориентиры
Верховенство закона. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Взаимная ответственность государства и гражданина. Юридическое равенство.
Справедливость. Правосудие.

Знания
Право, его роль в жизни общества. Правовая норма. Система
законодательства. Понятие и виды правоотношений. Физические и юридические
лица. Понятие прав и обязанностей. Понятие и виды юридической
ответственности. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Признаки и
виды правонарушений. Презумпция невиновности.
Основы правового статуса человека в демократическом правовом
государстве. Гражданство. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в России. Гарантии прав и свобод. Права ребенка. Особенности
правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав
человека и гражданина.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Формы
государственно-территориального устройства Российской Федерации. Высшие
органы государственной власти Российской Федерации. Судебная система.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Правоохранительные органы. Нотариат. Правовое регулирование гражданских
отношений. Понятие и защита права собственности. Основные виды гражданско-
правовых договоров. Жилищные правоотношения. Права потребителей. Правовое
регулирование семейных отношений. Правовое регулирование трудовых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Административные
правонарушения и взыскания. Основные понятия и нормы уголовного права.
Правовое регулирование отношений в области образования.

Способы деятельности
Анализ текста Конституции при характеристике основ государственного
устройства Российской Федерации и правового статуса ее гражданина.
Доказательная аргументация собственной точки зрения с использованием
правовых норм. Достижение основанных на нормах закона договоренностей,
формулирование правил их соблюдения. Составление типовых форм юридических
документов (заявление, доверенность, жалоба, иск). Самостоятельный поиск и
применение полученной правовой информации. Приобретение устойчивых навыков
правомерного социального поведения на основе знаний о правовом статусе
несовершеннолетнего.

Опыт
Приобретение опыта оценки собственных действий и действий других с
точки зрения их правомерности. Опыт применения правовых норм в реальных
жизненных ситуациях. Опыт участия в выработке правил и норм, регулирующих
отношения в классе, школе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения обществоведения ученик должен

ЧЕЛОВЕК
Знать и понимать:
. виды человеческой деятельности; причины возникновения межличностных
конфликтов; пути достижения взаимопонимания; неразрывность свободы и
ответственности.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. объяснять значение ответственности и самодисциплины в человеческом
поведении; приводить примеры неповторимости, уникальности каждой
человеческой личности; высказывать собственные оценочные суждения о
поведении людей в различных жизненных ситуациях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для осмысления опыта самопознания; для организации эффективного общения
и совместной деятельности.

ОБЩЕСТВО
Знать и понимать:
. взаимосвязи сфер общественной жизни; противоречивый характер
взаимодействия общества и природы.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. объяснять противоречивость общественного развития; приводить примеры
явлений, относящихся к определенным сферам общественной жизни;
высказывать собственное суждение о проблемах современного общества,
освещаемых средствами массовой информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для осмысления опыта взаимодействия с общественными институтами; для
индивидуального и коллективного решения познавательных и практических
задач, связанных с проблемами общественной жизни, отражающих опыт
позитивного экологического поведения.

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Знать и понимать:
. показатели культуры личности; основные принципы и нормы морали; понятия
гуманизма, свободы совести.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. характеризовать образование как способ передачи и усвоения знаний и
человеческого опыта; объяснять необходимость непрерывного образования в
современном мире; связь науки и образования; роль науки в современном
обществе; причины существования различных культур; приводить примеры
крупных научных открытий; ситуаций, регулируемых нормами морали.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для осмысления опыта применения моральных норм в различных жизненных
ситуациях, опыта использования учреждений культуры и дополнительного
образования; решения познавательных и практических задач, связанных с
проблемами духовной культуры.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Знать и понимать:
. функции денег; основные формы заработной платы и стимулирования труда,
законные источники доходов и основные статьи расходов семьи; основные
меры социальной поддержки безработных; основные виды налогов,
уплачиваемых гражданами.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. описывать: экономическую сферу жизни общества; экономическое содержание
собственности; действие рыночного механизма; рациональное поведение
покупателя и потребителя; приводить примеры: экономических мер
социальной защиты, различных рынков, действия рыночного механизма,
разделения труда; объяснять причины различий в уровне оплаты труда.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. вычислять: доходы и расходы семьи; величины платежей за необходимые
бытовые услуги; доходы от основных видов банковских услуг,
предоставляемых гражданам.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Знать и понимать:
. основные виды социальных норм; типичные социальные роли в подростковом
возрасте; опасность межнациональных конфликтов.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. характеризовать большие и малые социальные группы, семью как малую
группу, значение семьи в жизни человека и общества; объяснять понятие
социальной ответственности, значение конструктивного межнационального
взаимодействия; приводить примеры различных видов социальных норм,
способов разрешения социальных конфликтов; давать оценку социального
значения здоровья человека, опасности негативных проявлений
отклоняющегося поведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для решения познавательных и практических задач, отражающих типичные
для подростка социальные роли; осмысления опыта отношений между
поколениями, примеров толерантного поведения в ситуациях
межнационального конфликта.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Знать и понимать:
. основные направления политики государства; признаки государства;
основные формы правления; политические режимы; признаки правового
государства, гражданского общества.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. характеризовать: понятие политика; принципы демократии; роль
государства в жизни общества; свободные выборы; основные способы
политического участия граждан; приводить примеры воздействия политики
на жизнь общества; демократических и антидемократических политических
явлений; современных политических партий; высказывать собственное
суждение о текущих политических событиях и явлениях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для ориентации в политических реалиях Российской Федерации и
современного мира; для индивидуального и коллективного решения
познавательных и практических задач, связанных с проблемами
политической жизни; для осмысления опыта приобщение к политическим
ролям участника детских общественных организаций, опыта работы с
материалами СМИ по различным аспектам политической жизни.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Знать и понимать:
. роль права в жизни общества; сущность прав и свобод человека и
гражданина; права потребителей и способы их защиты; правовые нормы
получения различных форм образования; виды правоотношений; значение
юридической ответственности.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. характеризовать: изменения в правовом статусе ребенка по мере его
взросления (от 6 до 18 лет); виды собственности; объяснять: особенности
правового статуса несовершеннолетних; видов административных взысканий;
различать: отношения, регулируемые правом и другими социальными
нормами; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры,
адвоката, нотариуса; формы гражданской, административной и уголовной
ответственности; правоспособность и дееспособность.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для определения: в какой государственный орган нужно обратиться при
восстановлении нарушенных прав и разрешении конфликта (орган
управления, органы внутренних дел, прокуратура, суд); формы
правомерного поведения и порядка действий в типичных для подросткового
возраста ситуациях; составления образцов типовых форм юридических
документов (заявление, доверенность, апелляция, жалоба, иск);
применения в реальной практике правил приема в учреждения
профессионального образования.

-----------------------
[1] При преподавании в основной школе отдельных учебных предметов
Экономика и Право разделы (модули) «Экономическая сфера» и «Правовое
регулирование отношений в обществе» исключаются из данного стандарта.
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.