Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/17hs-inform.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:28 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:38:51 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п


***


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И

ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ[1]


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне в
старшей школе направлено на достижение следующих целей:
. систематизация знаний в области информатики и информационных
технологий, полученные в основной школе, и углубления их с учетом
профиля;
. приобретение компетентности в использовании информационных и
коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в
области общепользовательстких технологий, готовности к освоению на этой
основе профильных профессиональных технологий;
. развитие основных навыков работы с информацией на уровне адекватного
применения общепользовательских инструментов, умение самостоятельно
применять эти навыки сообразно учебным и производственным целям;
знакомство с минимальным набором профессиональных инструментов и
компьютерных моделей при решении учебных задач в соответствии с
профилем, а также практических задач;
. приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с
применением информационных и коммуникационных технологий, прежде всего
- в соответствии с выбранным профилем;
. ознакомление с информационными методами познания природы и общества:
использование информационных и коммуникационных технологий в
наблюдении, регистрации, моделировании и анализе явлений в соответствии
с выбранным профилем, представления результатов в виде информационных
объектов, при самостоятельном использовании основных
общепользовательских инструментов и демонстрации использования
минимального набора профессиональных инструментов;
. освоение системы знаний, получение представлений об общих понятиях
информатики: информационный объект, информационный процесс,
информационная модель, информационная система, управление, алгоритм и
др.; о формальных моделях информационных объектов и процессов;
ориентации в информационном мире;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в информационной деятельности в профильных областях;
. воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с
требованиями глобального информационного общества, знакомство со
специфическими проблемами информационного общества, характерными для
профиля.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. Формализация и создание информационных моделей в соответствии с
профилем и их использование для решения учебных и практических задач.
. Систематическое применение информационно-коммуникаци-онных технологий в
учебной деятельности.
. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности и
получаемых знаний, представлений о механизмах и законах восприятия и
обработки информации человеком, технологическими и социальными
системами, о современной информационной цивилизации.
. Использование информационных ресурсов общества в познавательной и
практической деятельности (через сеть Интернет, национальные и
образовательные сети, электронные библиотеки). Использование средств
ИКТ в коммуникации.
. Организация индивидуальной информационной среды, личных баз данных и
архивов информации на основе использования информационных ресурсов и
технологий.
. Организация личной информационной безопасности, защиты персональной и
общественно-значимой информации.
. Осуществление информационной деятельности с соблюдением норм
информационной этики и права.

информационные системы и

информационные модели


Модели в окружающей жизни. Их назначение и области применения. Модель
как заменитель объекта в процессе познания, общения, практической
деятельности. Информационные модели. Их виды и отличительные особенности.
Схемы, таблицы, графики, формулы как информационные модели. Этапы
построения информационных моделей. Формализация как важнейший этап
построения модели. Блок-схемы, алгоритмы и программы как формы
моделирования процесса решения задачи.
Информационные системы. Информационные процессы в системах. Анализ и
моделирование информационных процессов в системах. Информационные системы,
основанные на технических средствах хранения, передачи, обработки
информации.
Системный анализ. Виды системного анализа. Роль системного анализа в
познавательной деятельности.

Информационные процессы

Представление о математическом аппарате информатики как о теоретической
основе информатики и информационных технологий. Использование
математического аппарата информатики для решения задач в соответствии с
профилем обучения. Использование языка блок-схем, в том числе для описания
задач в соответствии с профилем, анализ и описание алгоритмов в учебной
среде. Сложность вычисления (продолжительность работы алгоритма) и
сложность описания объекта (длина кратчайшего описания).
Представление об основных видах информационных процессов. Процесс
передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и
декодирование, искажение информации при передаче. Дискретное (цифровое)
представление звуковой, изобразительной, видео информации. Двоичная форма
представления информации. Скорость передачи информации и пропускная
способность канала передачи; ограниченность скорости передачи в данной
полосе частот. Восприятие, запоминания и обработки информации человеком,
пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств.
Средства и формы представления информации. Создание информационных
моделей реальных объектов и процессов в соответствии с профилем,
адекватность модели объекту и целям моделирования. Язык как способ
представления и передачи информации; естественные и формальные языки,
математические модели языков. Разбиение задачи на подзадачи, в том числе -
в коллективной деятельности. Управление и обратная связь в природных,
технологических, социальных процессах.
Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической,
социальной, образовательной. Средства массовой информации, информационная
этика и право, информационная безопасность. Личная информация,
информационные права личности.
Динамика количественных и качественных изменений средств ИКТ, ее учет
при принятии решения о выборе средств ИКТ в том числе в соответствии с
профилем.

Информационные технологии


Понятие технологии. Производственные, социальные и информационные
технологии. Представление о классификации технологий. Базовые и прикладные
информационные технологии. Текстовые и графические редакторы. Электронные
таблицы. Технологии решения расчетных задач. Базы данных. Технологии
хранения и поиска информации в электронных базах данных. Технологии
использования информационных ресурсов. Информационно-поисковые системы.
Телекоммуникационные технологии. Технологии сети Интернет. Технологии и
средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.

Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств средств ИКТ, не освоенных до этого,
прежде всего, относящихся к профилю, включение и выключение,
использование различных носителей информации, загрузка электронных и
бумажных носителей, расходных материалов. Принятие решения о выборе
носителей информации, комплектации блоков и устройств в соответствии с
выполняемой задачей. Безопасность, гигиена, эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии.

Компьютер
Специфика использования компьютера в соответствии с задачами профильной
области. Основные виды данных, организация их хранения. Выбор компьютера в
соответствии с задачами использования и финансовыми возможностями.
Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов,
характерных для профильной области: объем памяти, необходимый для хранения
объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость продуктов и
услуг.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии.

Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Разработка структуры заголовков разного уровня в соответствии с
поставленной задачей, разработка структуры стилей. Примечания, ссылки.
Выделение изменений, версии текста, коллективная работа с текстом. Создание
большеформатных и книжных текстов. Создание шаблонов. Использование
возможностей проверки орфографии и грамматики, тезаурусов, толковых и
двуязычных словарей, в том числе - профильных. Создание и включение в текст
информационных объектов профильной области. Базовые элементы графического
дизайна текста. Создание текстов для групповой рассылки по базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, филология, обществознание, профильные
предметы.

Динамические (электронные) таблицы, основные примеры используемых в
них зависимостей, другие математические инструменты ИКТ. Разработка и
создание таблицы для решения вычислительной задачи в соответствии с
выбранным профилем. Ввод и математическая обработка данных, табличные и
графические представления данных. Математические формулы, графики,
инструменты работы с ними.
Образовательные области приоритетного освоения: математика,
профильные предметы.
Базы данных. Примеры использование профессиональных баз данных в
соответствии с профилем, формирование новых полей, создание новых баз
данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, обществознание, физическая культура,
внеклассная работа.

Работа с рисунками и фотографиями, чертежами, звуками и
видеоизображениями в соответствии с профилем обучения. Специфика
информационных объектов соответствующих профилей, знакомство с каталогами
и коллекциями объектов и профессиональными инструментами.
Образовательные области приоритетного освоения: профильные предметы,
технология.
Фиксация информации об объектах и процессах окружающего мира в
соответствии со спецификой и требованиями профильных дисциплин.
Образовательные области приоритетного освоения: профильные предметы.

Поиск и использование информации
Поиск информации, необходимой для освоения профильных дисциплин, в
базах данных, Интернете, некомпьютерных источниках информации.
Формулирование запросов. Поисковые машины. Оценивание и организация
информации. Правила ссылок и цитирования источников информации.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, профильные предметы.

Организация, представление и передача информации
Совершенствование и развитие основных навыков организации,
представления и передачи информации (в соответствии с требованиями
профиля обучения):
- создания и обработки комплексных объектов (включая мультимедиа и
гипермедиа сочинения);
- представления информации в виде печатной публикации, в Интернете, в
выступлении учащегося;
- группового обсуждения, фиксация его хода и результатов в текстовой форме
и в сочетании с видеозаписью;
- сохранения для индивидуального использования объектов из Интернета и
ссылок на них, получение информационных объектов из Интернета, подписка
на рассылку;
- участия в телеконференции, видеоконференции;
- использование цифровой телекоммуникации в коллективной учебной
деятельности.
Система адресации в Интернете, учетные записи, цифровая подпись.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, профильные дисциплины, языки

Моделирование
Использование наглядных сред имитационного моделирования
(виртуальных лабораторий), прежде всего в соответствии с профилем, для
проведения заданного виртуального эксперимента, постановка виртуального
эксперимента и анализ результатов.
Образовательные области приоритетного освоения: профильные
дисциплины.

Планирование и организация деятельности
Индивидуальное планирование деятельности, планирование работы
коллектива, согласование планов, в том числе с помощью электронных
средств планирования; создание и анализ организационных диаграмм.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, профильные дисциплины (в том числе - проектная
деятельность, индивидуальное учебное планирование).
Управление
Простые учебные управляющие программы по профилю.
Образовательная область приоритетного освоения: технология.

Электронные системы, применяемые в управлении учебным процессом
Знакомство с компьютерными тренажерами и системами тестирования по
профилю и иностранному языку.
Образовательные области приоритетного освоения: информационные
технологии, иностранный язык.

Требования к уровню подготовки

выпускников СТАРШЕЙ школы


В результате изучения информатики и информационных технологий на
базовом уровне ученик должен

Знать и понимать:
. устройство средств информационных и коммуникационных технологий,
необходимых в данном профиле и их функциях, в частности: периферийных
устройств, шин, интерфейсов, носителей информации;
. программный принцип работы компьютера; возможности использования
компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации,
решения практических задач; назначение и области использования
вычислительных комплексов, вычислительных и телекоммуникационных
систем;
. особенности восприятия, запоминания и обработки информации человеком;
. информационную деятельность человека, язык как способе представления и
передачи информации, математические модели языков;
. источник и приемник информации, способы кодирования и декодирования,
причины искажения информации при пе-редаче; принципы организации и
функционирования Интернета, систему адресации в Интернете;
. информационные модели реальных объектов в профильных дисциплинах,
существование задач, которые невозможно решить на компьютере в
принципе;
. алгоритмы, основные алгоритмические конструкции на примере учебных и
реальных задач профильной области;
. роль информации и информационных технологий в профильной области;
. средства массовой информации, информационную этику и право,
информационную безопасность, особенности информационных потоков в
профильной области;
. динамику количественных и качественных изменений средств ИКТ, прежде
всего, активно используемых в предметах профиля, ее учете при принятии
решения о выборе средств ИКТ.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. оперировать с информационными объектами, используя имеющиеся знания о
возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе:
- создавать организационный структуры хранения данных, создавать,
именовать, сохранять объекты, создавать и использовать удобные для
использования индивидуальные каталоги с учетом профиля;
- пользоваться экранной справочной системой;
- соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в
частности, при рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального
способа действий:
- объем памяти, необходимый для хранения информации;
- скорость передачи и обработки информации;
. создавать информационные объекты различной формы представления с
уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в
рамках профиля; преобразовывать одну форму представления в другую без
потери смысла и полноты информации; создавать видеофильмы (в том числе
с использованием систем нелинейного монтажа) и простейшие
мультипликации;
. создавать и использовать информационные модели объектов и процессов с
использованием простейшего учебного языка программирования
(использующего конструкции структурного программирования, имена), в том
числе для управления экранными и реальными объектами;
. строить информационные модели различных объектов, используя для этого
типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.).
. проводить виртуальные эксперименты в учебных виртуальных лабораториях и
моделирующих средах, по профилю, самостоятельно создавать простейшие
модели;
. самостоятельно приобретать отдельные знания, умения и навыки по
применению электронных систем управления (в том числе управления
учебным процессом, в частности, для освоения средств информационных
технологий, иностранного языка), участвовать в автоматизированном
тестировании;
. решать простейшие задачи, относящиеся к базовым матема-тическим
объектам;
. выделять и анализировать информационный аспект в деятельности человека
в профильных дисциплинах;
. составлять последовательность предписаний, описывающих ход решения
задачи, на естественном языке и переводить ее на формализованный язык
(алгоритмический или язык блок-схем);
. определять необходимые источники информации: публикации СМИ, библиотеки
научной и учебной литературы, файлы и базы данных, электронные
библиотеки, информационные ресурсы сети Интернет.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ
на уровне квалифицированного пользователя, свободно пользоваться
персональным компьютером и его типовым периферийным оборудованием
(принтер, сканер, мультимедийный проектор, цифровая камера, модем),
использовать специализированное оборудование в соответствии с профилем;
. знать и практически использовать требования техники безо-пасности,
гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
. уметь выбрать устройства и носители информации в соответствии с
решаемой задачей;
. искать информацию по профилю с применением конструкций и правил поиска:
в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации при
выполнении заданий и проектов, знать основные образовательные и
профильные информационные ресурсы в сети Интернет, уметь находить,
отбирать и использовать эти ресурсы в учебной и повседневной
деятельности;
. представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок
(например, для размещения в Интернете); готовить и проводить
выступления, участвовать в групповом обсуждении, фиксировать его ход и
результаты;
. модифицировать и наполнять собственные базы данных;
. использовать цифровую телекоммуникацию в коллективной учебной
деятельности по профилю: передавать информацию по телекоммуникационным
каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет, сохранять для
индивидуального использования объекты из Интернета и ссылки на них,
подписываться на рассылку, участвовать в телеконференции,
видеоконференции;
. обладать практическими знаниями, умениями и навыками в области
организации личной информационной среды, электронных баз данных,
архивов, медиатек на основе использования персонального компьютера и
информационно-телекомму-никационных сетей;
. осуществлять информационную деятельность с соблюдением требований
обеспечения информационной безопасности, защиты информации от
разрушения и несанкционированного доступа, норм информационной этики и
права.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение информатики и информационных технологий на профильном уровне в
старшей школе направлено на достижение следующих целей:
. систематизация знаний в области информатики и информационных
технологий, полученные в основной школе, и углубления их с учетом
профиля;
. развитие компетентности в использовании информационных и
коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в
области общепользовательстких технологий, знакомства с
профессиональными информационными технологиями;
. совершенствование навыков работы с информацией на уровне адекватного
применения основных общепользовательских инструментов, использование
возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение
минимального набора профессиональных инструментов;
. развитие умения применять навыки работы с информацией: искать,
отбирать, критически оценивать, организовывать, представлять и
передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы
сообразно учебным и производственным целям;
. приобретение опыта разработки программных средств, ориентированных на
решение задач профильной области;
. освоение системы знаний об информационных моделях(классификационных,
динамических, логико-лингвисти-ческих) и системах, формирование умения
использовать компьютерные модели при решении учебных задач, в том числе
в соответствии с профилем обучения, а также практаических задач;
. формирование умения создавать и использования в познавательной и
практической деятельности классификационные, динамические, логико-
лингвистические, информационные модели;
. формирование умений самостоятельно создавать информационные модели
процессов и объектов, характерных для профильной области; программные
средства, ориентированные на решение задач в выбранной профильной
области;
. приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с
применением информационных и коммуникационных технологий, прежде всего
- в соответствии с профилем обучения, в том числе, с использованием
профессиональных инструментов и компьютерных моделей; модификации
стандартных инструментариев; применения формальных моделей для создания
собственных программных средств;
. освоение основных методов познания природы и общества, характерных для
информатики: использование информационных и коммуникационных технологий
в наблюдении, регистрации, моделировании и анализе природных и
социальных явлений в соответствии с профилем, представлении результатов
в виде информационных объектов, при самостоятельном использовании
основных общепользовательских и минимального набора профессиональных
инструментов;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в информационной деятельности, в профильных областях и с
применением специализированных профессиональных инструментов;
. освоение правовых норм и воспитание качеств личности, отвечающих
требованиями глобального информационного общества, с учетом
приоритетов, этики поведения в профессиональном сообществе в профильной
области.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях.
Анализ собственной и коллективной информационной деятельности. Анализ
процессов и явлений природы и общества с позиций информационного
подхода.
. Систематическое применение информационно-коммуникаци-онных технологий в
учебной деятельности, в том числе - использование профессиональных
инструментов в соответствии с профилем.
. Построение математических и информационных моделей реальных объектов и
процессов, их использование для решения учебных задач.
. Построение алгоритмов решения вычислительных и аналитических задач и их
реализация с использованием персональных компьютеров и типовых пакетов
прикладных программ.
. Решение задач построения учебных информационных моделей объектов и
процессов реального мира (прежде всего - относящихся к профильной
области и использующих профессиональные средства), использование этих
моделей в учебной деятельности с применением необходимого
математического аппарата.
. Формирование, на основе собственного опыта информационной деятельности
и получаемых знаний, представлений о направлениях и тенденциях развития
применений ИКТ в профильной области. Систематический учет особенностей
индивидуальных механизмов восприятия и обработки информации человеком.
Приобретение навыков собственной информационной деятельности,
организации собственного информационного пространства (работы
учащегося, различные их версии, ссылки на соответствующие задания,
проекты, работы других учащихся, собранные массивы информации и
используемые источники) с планируемой перспективой развития его в
индивидуальное информационное пространство, интегрированное с
профессиональным.
. Поиск информации по различным критериям в базах данных, электронных
библиотеках, сети Интернет, ее отбор и анализ.
. Формирование собственной автоматизированной информационной среды, баз
данных, архивов информации, обеспечение ее защиты от разрушения и
несанкционированного доступа.

Информационные процессы и системы

Математические основы информатики. Системы счисления. Математические
модели реальных объектов и процессов.
Математический аппарат информатики как теоретическая основа информатики
и информационных технологий: символы (цифры, буквы алфавитов и др.),
конечные последовательности (слова, тексты, программы и др.),
неупорядоченные совокупности (возможные для выбора действия, объекты и
др.), графы (карты с маршрутами, диаграммы взаимодействия и выполнения
работ, деревья классификации и др.); высказывания.
Алгебра логики. Логические схемы и логические машины. Системы
счисления.
Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и способы их представления.
Реализация алгоритма с помощью ограниченного минимального набора операций.
Программирование.
Единство представления информации. Методы формализации изображения,
звука, текста.
Основные понятия и задачи теории информации. Методы измерения
количества информации: вероятностный, разнообразностный и алгебраический
подходы. Информация как мера сложности организованных систем. Основные
принципы и системы кодирования информации.
Моделирование как метод научного познания. Виды моделей: материальные,
математические, информационные. Свойства моделей. Адекватность модели
объекту и целям моделирования. Основные этапы моделирования, количественная
и качественная оценка их результатов.
Основные виды информационных процессов. Процесс передачи информации,
источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование,
искажение информации при передаче. Дискретное (цифровое) представление
звуковой, изобразительной, видео информации; двоичная форма представления
информации; скорость передачи информации и пропускная способность канала
передачи; ограниченность скорости передачи в данной полосе частот;
представление об основных принципах построения сетей передачи данных.
Алгоритмы, виды алгоритмов описания алгоритмов, формальное исполнение
алгоритма. Алгоритмические языки, алгоритмические конструкции: следование,
ветвление, цикл, вспомогательные алгоритмы. Основные алгоритмы обработки
информации. Анализ и описание алгоритмов. Структуры данных.
Типизация языков программирования, особенности, области применения.
Объектно-ориентированный, событийный подход в программировании.
Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы
чувствительности и разрешающей способности органов чувств, логарифмические
шкалы восприятия. Учет возможностей человека при создании средств
информационных технологий и их интерфейсов.
Средства и формы представления информации. Создание информационных
моделей реальных объектов и процессов, адекватность модели объекту и целям
моделирования. Язык как способ представления и передачи информации;
естественные и формальные языки, математические модели языков. Разбиение
задачи на подзадачи, в том числе - в коллективной деятельности. Управление,
обратная связь в природных, технологических, социальных процессах.
Использование языка блок-схем, алгоритмического языка, в том числе для
описания задач в соответствии с профилем; сложность вычисления
(продолжительность работы алгоритма) и сложность описания объекта (длина
кратчайшего описания).
Операционные системы. Особенности информационных систем, основные
технологические механизмы.
Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической,
социальной, образовательной. Средства массовой информации, информационная
этика и право, информационной безопасность. Личная информация,
информационные права личности.
Динамика количественных и качественных изменений средств информационных
технологий, ее учет при принятии решения о выборе средств в соответствии с
решаемой задачей.

Информационные технологии

Понятие технологии. Производственные, социальные и информационные
технологии. Классификация технологий. Базовые и прикладные информационные
технологии. Технологии решения расчетных задач. Базы данных. Технологии
хранения и поиска информации в электронных базах данных. Технологии
использования информационных ресурсов. Информационно-поисковые системы.
Телекоммуникационные технологии. Технологии сети Интернет. Технологии и
средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.

Практика информационных технологий
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, общеобразовательные и профильные дисциплины,
элективные и факультативные курсы

Основные устройства ИКТ
Основные виды технических средств информатизации. Типы ЭВМ, их
основные характеристики и области использования. Персональные и
профессиональные ЭВМ. Рабочие станции. Встраиваемые микропроцессоры.
Супер-ЭВМ и области их использования. Устройства ввода, вывода, хранения
и отображения информации. Вычислительные системы и комплексы. Сети ЭВМ.
Цифровое теле-видение, фото и кинотехника. Средства телекоммуникации и
связи. Компьютерные телекоммуникационные системы. Мобильная телефонная
радиосвязь. Средства интернет-телефонии. Соединение блоков и устройств
средств ИКТ, прежде всего, относящихся к профилю, использование различных
носителей информации. Принятие решения о выборе носителя информации,
комплектации блоков и устройств в соответствии с выполняемой задачей.
Понимание основных управляющих сигналов. Диагностика и принятие решений
по простейшим неисправностям. Безопасность, гигиена, эргономика,
ресурсосбережение; технические условия эксплуатации.

Средства ИКТ
Специфика использования ИКТ в соответствии с задачами профильной
области: основные виды данных, организация их хранения, основные
инструменты, требуемые ресурсы. Выбор средств ИКТ в соответствии с задачами
использования и финансовыми возможностями. Технический уровень
информатизации и тенденции развития ИКТ в профильной области. Оценка
числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для
профильной области: объем памяти, необходимый для хранения объектов,
скорость передачи и обработки объектов, стоимость продуктов и услуг.

Создание и обработка информационных объектов. Фиксация информации об
объектах и процессах окружающего мира

Модели. Использование наглядных сред имитационного моделирования
(виртуальных лабораторий), прежде всего в соответствии с профилем, для
проведения заданного виртуального эксперимента, постановка виртуального
эксперимента в профильной области и анализ результатов.
Тексты. Разработка структуры текста в соответствии с поставленной
задачей. Версии текста, коллективная работа с текстом. Создание шаблонов,
большеформатных и книжных текстов. Пополнение индивидуальных словарей,
использование профильных тезаурусов, толковых и двуязычных словарей.
Создание и включение в текст информационных объектов, относящихся к
профильной области. Базовые элементы графического дизайна текста. Вставка в
текст диаграмм, связанных с таблицами данных, и других информационных
объектов. Создание текстов для групповой рассылки по базе данных.
Динамические (электронные) таблицы, основные примеры используемых в них
зависимостей, другие математические инструменты ИКТ. Разработка и создание
таблицы для решения вычислительной задачи в соответствии с профилем. Ввод и
математическая обработка данных, табличные и графические представления
данных. Математические формулы, графики, инструменты работы с ними. Примеры
вычислительных алгоритмов, связанных с профилем.
Базы данных. Использование профессиональных баз данных в соответствии с
профилем, в частности - в проектной деятельности. Разработка и создание
базы данных для хранения информации в рамках задачи в соответствии с
профилем; формирование печатного представления информации баз данных.
Мультимедиа объекты с системами ссылок (гипермедиа). Создание и
обработка, включая размещение в Интернете.
Рисунки, фотографии, чертежи, звуки и видеоизображения. Специфика
информационных объектов, соответствующих профилю, Освоение основных
каталогов и коллекций объектов и минимального набора профессиональных
инструментов, знакомство с распространенными каталогами объектов и
инструментами.

Поиск и использование информации
Информация, в первую очередь - профильная, в базах данных, Интернете,
некомпьютерных источниках информации. Формулирование запросов со сложной
логической структурой. Каталоги. Поисковые машины. Оценивание и организация
информации. Правила ссылок и цитирования источников информации. Создание
собственного информационного массива работ и ссылок по профилю.

Представление и передача информации
Представление информации в виде печатной публикации, в Интернете, в
выступлении учащегося. Групповое обсуждение, фиксация его хода и
результатов в текстовой форме и в сочетании с видеозаписью, обработка и
резюмирование результатов. Телефон, факс, электронная почта: правила
переписки, приложения к письмам, отправка, получение. Сохранение для
индивидуального использования объектов из Интернета и ссылок на них,
получение («скачивание») информационных объектов из Интернета, подписка
на рассылку. Телеконференции, видеоконференции. Использование цифровой
телекоммуникации в коллективной учебной деятельности. Система адресации в
Интернете, учетные записи, цифровая подпись.

Организация информационного пространства
Организация индивидуальной информационной среды, личных баз данных и
архивов информации на основе использования информационных ресурсов и
технологий; организация личной информационной безопасности, защиты
персональной и общественно-значимой информации; осуществление
информационной деятельности с соблюдением норм информационной этики и
права.

Планирование и организация деятельности
Индивидуальное планирование деятельности, планирование работы
коллектива, согласование планов, в том числе с помощью электронных
средств планирования; создание и анализ организационных диаграмм.

Управление
Использование устройств, с наглядным функционированием, управляемых
компьютером; датчики и обратная связь. Простейшие управляющие программы.

Электронные системы, применяемые в управлении учебным процессом
Освоение и использование компьютерных тренажеров и систем
тестирования по профилю и иностранному языку.

Требования к уровню подготовки

выпускников СТАРШЕЙ школы


В результате изучения информатики и информационных технологий на
профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:
. устройство средств информационных и коммуникационных технологий и их
функции, в частности: центрального процессора, устройств памяти,
периферийных устройств, шин, интерфейсов, программных принципов работы
компьютера; носителей информации; микропроцессора вычислительного
комплекса; вычислительной системы; телекоммуникационной системы;
. программный принцип работы компьютера; возможности использования
компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации,
решения практических задач; назначение и области использования
вычислительных комплексов, вычислительных и телекоммуникационных
систем;
. особенности восприятия, запоминания и обработке информации человеком;
логарифмические шкалы восприятия, учет особенностей восприятия при
создании интерфейсов;
. информационную деятельность человека, язык как способе представления и
передачи информации; естественные и формальные языки; математические
модели языков;
. источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование,
искажение информации при передаче; скорость передачи информации и
пропускной способности канала; принципы организации и функционирования
Интернета, систему адресации в Интернете, учетных записях, цифровой
подписи; представление о распределенных базах данных и вычислениях;
. единицы измерения количества и скорости передачи информации, скорости
обработки информации; стоимостных показателях, связанных с ИКТ,
способах оценки выполнимости операций;
. примеры информационных моделей реальных объектов, универсальном
дискретном (цифровом) представлении информации о реальных объектах и
процессах, компьютерных реализациях дискретных моделей, существовании
задач, которые невозможно решить на компьютере в принципе;
. алгоритмы, основные на алгоритмических конструкциях: следовании,
ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах; данных в алгоритмах
обработки информации; сложности вычислений и эффективных алгоритмах;
. роль информации и информационных технологий в современном обществе и
обеспечивающие эту роль структуры - экономической, социальной,
образовательной;
. средства массовой информации, информационную этику и право,
информационную безопасность;
. особенности операционных систем и их основных технологических
механизмов;
. динамику количественных и качественных изменений средств ИКТ прежде
всего в профильной области, ее учет при принятии решения о выборе
средств ИКТ в соответствии с решаемой задачей.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом
взаимодействии (интерфейсе), используя имеющиеся знания об устройстве
компьютера, в том числе:
- создавать, именовать, сохранять объекты, создавать удобную для
использования структуру каталогов, в том числе ориентируясь на
предметную область, разархивировать и архивировать информацию;
- использовать возможности компьютерных сетей;
- пользоваться экранной справочной системой;
- соблюдать права собственности на информацию;
- предпринимать меры антивирусной безопасности, в том числе для
компьютерных сетей.
. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в
частности, при рассмотрении выполнимости и выбора наиболее эффективного
способа действия, определения состава и параметров необходимых средств
информатизации для реализации проектов:
- объем памяти, необходимый для хранения информации;
- скорость передачи информации.
. создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим
потребностям образовательного процесса в рамках профиля, в том числе:
- создавать и структурировать тексты (школьные сочинения, рефераты,
отчеты по различным предметам и т.д.), используя все необходимые
средства текстового редактора для выражения содержания (нумерация
страниц, использование списков, ссылок, оглавлений, колонтитулов,
указателей, адреса, обращения, подписи и т.п.); проектировать,
создавать и использовать стили и шаблоны; использовать возможности
проверки орфографии и грамматики, тезаурусов, толковых и двуязычных
словарей; использовать в тексте таблицы, изображения; учитывать базовые
принципы графического дизайна;
- фиксировать информацию об объектах и процессах окружающего мира
(природных, экспериментальных, культурно-исторических, школьной жизни,
индивидуальной и семейной истории и др.) в форме: изображений (в том
числе с использованием цифровых фотоаппаратов, микроскопов, различных
видов сканеров), видео и аудио записей (в частности с использованием
цифровых записывающих устройств), таблиц; на уровне квалифицированного
пользователя: грамотно выбирая объект, условия, инструменты записи,
отбирая информативную часть записей, создавая их описания, каталоги;
- создавать и использовать различные формы представления информации:
математические формулы, графики, диаграммы, таблицы, (в том числе
динамические, электронные, в частности - в практических задачах
домашней экономики) переходить от одного представления данных к
другому; пользоваться основными операциями работы с динамическими
таблицами: создания, выделения, вставки и удаления компонентов,
арифметическими и логическими функциями, ссылками между таблиц,
выбирать наиболее информативную и наглядную форму графического
дополнения текстовой (в том числе - табличной) информации в печатном
тексте, выступлении с использованием проектора;
- создавать рисунки, чертежи (в том числе с использованием графического
планшета), графические представления реального объекта (концептуальные,
организационные и проектно-временные диаграммы, элементы машин,
архитектурные объекты, одежда, электрические и электронные схемы, планы
местности, географические и исторические карты) в частности в процессе
проектирования и дизайна с использованием простейших общих действий
графических редакторов, учебных систем автоматизированного
проектирования; осуществлять конструирование по чертежу; осуществлять
простейшую обработку цифровых изображений; использовать в работе с
графическими объектами базовые инструменты профильных систем
автоматизированного проектирования;
- создавать: видеофильмы (в том числе с использованием систем нелинейного
монтажа) простейшие мультипликации, записывать простейшие музыкальные
фрагменты; использовать дополнительные возможности и инструменты в
соответствии с профилем (специальные виды съемки, игровые фрагменты и
др.);
- проектировать и создавать и модифицировать базы данных, используя
средства создания баз данных;
- создавать комплексные объекты, включая связанные между собой
информационные объекты всех видов (мультимедиа и гипермедиа сочинения),
экранные объекты со ссылками (типа страниц Интернета), в том числе
индивидуальные страницы учащегося, класса, школы, страницы проектов;
поддерживать индивидуальный компонент информационного пространства
общеобразовательного учреждения, включающий основные информационные
результаты образовательного процесса для учащегося;
. представлять информацию в форме текстов, таблиц, схем, графиков,
диаграмм, преобразовывать одну форму представления в другую без потери
смысла и полноты информации;
. создавать и использовать модели объектов и процессов в форме:
изображений и чертежей, в том числе анимированных; динамических
(электронных) таблиц; баз данных; концептуальных диаграмм; абстрактных
математических объектов (цепочек, графов и т. п.); программ языка
программирования (использующего конструкции структурного
программирования,), в том числе для управления экранными и реальными
движущимися объектами; создавать и использовать для виртуального
эксперимента модели, в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих
средах по профилю, соответствующие задачам учебного процесса;
использовать простейшие формы моделирования в профессиональных
моделирующих средах по профилю;
. приобретать отдельные знания, умения и навыки через применение
электронных систем управления учебным процессом - в частности, при
освоении средств информационных технологий, иностранного языка,
участвовать в автоматизированном тестировании;
. решать простые задачи, относящиеся к базовым математическим объектам
информатики в их экранном и внутрикомпьютерном представлении; к этим
объектам относятся: символы, конечные последовательности,
неупорядоченные совокупности, деревья, графы, формулы, высказывания,
описания алгоритмов, игр; к задачам относятся: проверка условия для
объекта, построение объекта по условию, выполнение основных операций
над объектами, построение алгоритма и доказательство правильности его
работы по описанию результата его деятельности;
. выделять и анализировать информационный аспект в деятельности человека:
при создании и выполнении инструкции (на формализованном языке, в том
числе на языке программирования), разработки структур управления (в том
числе - с обратной связью), в разбиении задачи на подзадачи (в том
числе - при коллективной деятельности, при программировании).
. обладать практическими знаниями, умениями и навыками в области
организации личной информационной среды, электронных баз данных,
архивов, медиатек на основе использования персонального компьютера и
информационно-телекомму-никационных сетей; планировать и формировать
собственное информационное пространство, разрабатывать, создавать и
наполнять собственные базы данных;
. выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях;
. составлять последовательность предписаний, описывающих ход решения
задачи, на естественном языке и переводить ее на формализованный язык
(алгоритмический или язык блок-схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных
средств ИКТ, соблюдая при этом требования техники безопасности,
гигиены, эргономики, ресурсосбережения и условий эксплуатации по
отношению к: соединению различных устройств; управлению ими (включению
и выключению; пониманию простейших сигналов, в том числе - о
неполадке); загрузке электронных и бумажных носителей (помещению бумаги
в лоток принтера, иллюстрации в сканер, загрузке дискеты, компакт-
диска, видеокассеты и т. д.); чередованию различных форм деятельности и
гигиенических упражнений;
. искать информацию с применением конструкций и правил поиска (в том
числе - построения запросов): в базах данных, в Интернете, в
некомпьютерных источниках информации: справочниках и словарях,
каталогах, библиотеках (периодика, классические труды и др.) при
выполнении заданий и проектов по различным дисциплинам, прежде всего -
по профилю. Уметь пользоваться основными источниками информации по
профилю, прежде всего - телекоммуникационно (реферативные журналы,
профессиональные порталы и сайты, каталоги и поисковые системы);
. оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из
средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
использовать ссылки и цитирование источников информации; анализировать
и сопоставлять различные источники; следить за новой информацией,
появляющейся по избранной теме в рамках профиля (публикации в
Интернете, конференции, дискуссии и т. п.);
. представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок
(например, для размещения в Интернете); размещать ее в Интернете,
готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее
систему изображений на проекционном экране и звукового сопровождения;
использовать в устном выступлении микрофон, проекционный экран;
использовать экран в групповом обсуждении, фиксировать его ход и
результаты;
. передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая
соответствующие нормы и этикет, пользуясь: телефоном, электронной
почтой (используя вложения, ответные письма, следуя этикету электронной
почты); сохранять для индивидуального использования объекты из
Интернета и ссылки на них; получать информационные объекты из
Интернета. Участвовать в телеконференции, видеоконференции;
использовать цифровую телекоммуникацию в коллективной учебной
деятельности по профилю.


-----------------------
[1] Данный стандарт поступил после завершения подготовки настоящего
сборника к печати, он не проходил обсуждения и публикуется без
редакторской правки - в том виде, в каком его представили авторы.