Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/17os-pravo.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:29 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:27:32 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: m 13


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВУ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение права в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
. формирование основ правовой культуры учащихся, создание условий для
становления юридически грамотной личности, осознающей себя членом
общества, знающей свои права и обязанности, умеющей ими пользоваться и
защищать их;
. воспитание гражданской ответственности и правосознания, уважения к
праву, приверженности к демократическим правовым ценностям;
. освоение на уровне общих представлений наиболее актуальных знаний о
правилах и нормах взаимоотношений людей в обществе, о праве, его роли в
жизни человека и общества, принципах правового регулирования,
собственных правах, обязанностях и ответственности, правовых механизмах
реализации и защиты прав, составляющих основу компетентности в
социально-правовой сфере;
. ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической
деятельности при выполнении типичных для подросткового возраста
социальных ролей члена семьи, учащегося, собственника, потребителя,
работника, гражданина; конструктивного правомерного поведения в
типичных ситуациях взаимодействия с людьми в пределах дееспособности
старших подростков; приобретение опыта поиска и первичной обработки
правовой информации из различных источников, составления простейших
документов;
. овладение умением распознавать и вычленять на основе приобретенных
знаний различные по природе общественные отношения (экономические,
политические, правовые, нравственные), их взаимосвязь и
взаимообусловленность; использовать и понимать основные правовые
термины и понятия, применять полученные знания для решения практических
задач; принимать обоснованные решения о способах реализации и защиты
прав, в том числе права на образование, оценивать общественные явления
и поведение людей с точки зрения правовых принципов, ценностей
демократического правового государства (юридическое равенство,
справедливость, права и свободы человека и гражданина, свобода слова и
политический плюрализм и т.д.).
. развитие личности в период расширения правосубъектности
несовершеннолетнего, предполагающее осознание себя в качестве носителя
прав и обязанностей, способность соотносить свои интересы с интересами
других людей и общества в целом, ориентацию на конструктивное
взаимодействие в процессе социальной коммуникации, формирование
готовности к ответственному выбору в соответствующих подростковому
возрасту типичных жизненных ситуациях и несению юридической
ответственности;
. приобретение элементов правовой компетентности, а именно:
- информационно-познавательной компетентности - наличие знаний об общих
принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность государства, в
котором живет школьник, о правах и обязанностях государства и граждан
по отношению друг к другу; о системе права, его применении и основных
правовых институтах, с которыми школьник сталкивается в ежедневной
жизни, а также наличие навыков поиска и применения полученной правовой
информации, необходимой для принятия решения о том, какими должны быть
практические действия, когда нарушены законные права и интересы;
- ценностно-ориентационной компетентности - осознание и принятие основных
правовых принципов, действующих в демократическом обществе, ценности
права как способа согласования интересов людей и поддержания
стабильности общества; понимание необходимости правомерного поведения;
неприятие асоциального поведения как фактора разрушения общества;
формирование с учетом этого собственных установок и ценностных
ориентаций;
- регулятивно-поведенческой компетентности - наличие позитивных правовых
установок учащихся, готовность следовать общепринятым типам поведения,
принятию ответственности за свои действия, конструктивному выполнению
основных социальных ролей;
- коммуникативной компетентности - готовность к конструктивному
взаимодействию и разрешению конфликтов, ведению переговоров, достижению
договоренностей, аргументации и презентации собственной точки зрения.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигается в результате освоения следующего содержания образования

Ценностные ориентиры

Верховенство закона. Приоритет прав и свобод человека. Взаимная
ответственность государства и гражданина. Юридическое равенство.
Справедливость. Правосудие. Правовая культура.

Знания

Право, его роль в жизни общества. Правовые принципы: приоритет прав и
свобод человека, юридическое равенство, верховенство закона. Свобода и
ответственность. Выбор вариантов поведения. Норма права. Система
законодательства. Базы правовых данных[1]. Понятие и виды правоотношений.
Физические и юридические лица. Понятие прав и обязанностей. Понятие и виды
юридической ответственности. Признаки и виды правонарушений. Презумпция
невиновности.
Понятие и признаки государства. Власть, формы правления. Политический
режим. Демократия. Гражданское общество и правовое государство.
Гражданство. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
России. Конституционные обязанности гражданина. Гарантии прав и свобод.
Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Эмансипация. Авторские права несовершеннолетних. Механизмы реализации и
защиты прав человека и гражданина.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное
устройство России. Высшие органы государственной власти Российской
Федерации. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти
и граждан. Правоохранительные органы. Нотариат. Правовое регулирование
гражданских отношений. Понятие и виды собственности. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Жилищные правоотношения. Права потребителей.
Правовое регулирование семейных отношений. Правовое регулирование трудовых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Административные
правонарушения и взыскания. Основные понятия и нормы уголовного права.
Правовое регулирование отношений в области образования.

Способы деятельности

Анализ текста Конституции при характеристике основ государственного
устройства Российской Федерации, правового статуса ее гражданина.
Доказательная аргументация собственной точки зрения с использованием
правовых норм. Достижение договоренностей, формулирование правил поведения
и способов их соблюдения. Составление типовых форм юридических документов
(заявление, доверенность, апелляция, жалоба, иск). Самостоятельный поиск и
применение полученной правовой информации.

Опыт

Опыт оценки собственных действий, действий других людей с точки зрения
их правомерности. Опыт применения правовых норм в реальных жизненных
ситуациях. Приобретение опыта правомерного поведения на основе знаний о
правовом статусе несовершеннолетнего. Опыт участия в выработке правил и
норм, регулирующих отношения в классе, школе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения права ученик должен


Знать и понимать: роль права в жизни общества, взаимосвязь права и
государства, современные правовые принципы, содержание прав и свобод
человека и гражданина, основы взаимоотношений государственных органов и
граждан, значение юридической ответственности; права и обязанности
родителей, детей, права потребителей и способы их защиты;
налогоплательщиков; формы реализации права на образование
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
характеризовать основы конституционного строя Российской Федерации,
сферу компетенции высших органов законодательной, исполнительной и судебной
власти; изменения в правовом статусе ребенка по мере его взросления, в том
числе с учетом института эмансипации (от 6 до 16 лет); способы реализации и
защиты основных прав и свобод человека и гражданина; принципы правового
регулирования семейных, гражданских, трудовых, административных и уголовных
правоотношений, правила приема в учреждения профессионального образования;
объяснять: содержание основных правовых понятий и категорий
(правоотношения, правонарушения, ответственность, правоспособность и
дееспособность; компетенция, правовая норма, закон); особенности правового
статуса несовершеннолетних, соотношение общепризнанных принципов и норм
международного права и национального законодательства;
различать: отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами
(на заданных примерах конкретных ситуаций); полномочия судов, органов
внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; виды правоотношений,
правонарушений и юридической ответственности; коммерческие и некоммерческие
организации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни: для определения видов действий и органов, в которые
нужно обратиться при защите нарушенных прав (орган управления, органы
внутренних дел, прокуратура, суд); для конструктивных форм поведения и
действий в типичных жизненных ситуациях подросткового возраста; для
формулирования договоренностей, правил (норм) взаимоотношений; определения
и аргументации собственного суждения о происходящих правовых событиях и
явлениях; для составления простых юридических документов (заявление,
жалоба, апелляция, доверенность), поиска и получения правовой информации.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.