Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/11hs-geogr.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:17 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:29:07 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: загрязнение окружающей среды


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение географии на базовом уровне в старшей школе направлено на
достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства
на всех территориальных уровнях, о глобальных проблемах человечества,
их географических аспектах и путях их решения;


ознакомление с методами географического познания разнообразных сторон
современного мира, необходимыми для участия в жизни гражданского
общества и государства;


овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и
практических задач, для адаптации к современным изменениям в мире;
умениями сочетать глобальный и локальный подходы в географической
оценке процессов и явлений современного общества;


развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе: знакомства с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;


воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма,
уважительного отношения к другим народам и культурам, нетерпимого
отношения к ксенофобии, этнофобии, шовинизму;


приобретение компетентности в работе с источниками разнообразной
географической информации, свободной ориентации в ней; в использовании
географических знаний при реализации в гражданской жизни основных
социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника,
потребителя, и т. д.).


Реализация указанных целей и формирование названной компетентности
достигаются в результате освоения следующего содержания образования:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ
Традиционные и новые методы географических исследований. Виды
географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Географическая картина мира как составная часть научной картины мира.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие общества и природы в прошлом и настоящем. Основные этапы
освоения Земли человечеством. Современные масштабы и типы освоения Земли.
Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и
территориальные сочетания природных ресурсов, масштабы использования.
Человек и природа, прямые и обратные связи между ними. Рациональное и
нерациональное природопользование. Учение о географической (окружающей)
среде и ноосфере.

НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.
Географические особенности размещения и миграций населения, его состав,
формы расселения, уровень и качество жизни. Урбанизация как всемирный
процесс. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Крупнейшие расы и
народы мира. География мировых религий. Цивилизационные регионы мира.

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, его географическая «модель». Отраслевая и
территориальная структура хозяйства, география его основных отраслей.
Главные хозяйственные районы. Взаимосвязь между размещением населения,
хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. География
основных международных экономических и политических организаций.

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Понятие о географическом регионе. Особенности географического
положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Европы, Азии,
Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии, наиболее крупных стран
мира, их участия в международном географическом разделении труда.
Современная политическая карта мира: типологии стран.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Географические аспекты важнейших социально-экономичес-ких проблем
России. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе
международных финансово-экономических и политических отношений.

СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах. Глобальные проблемы человечества в
прошлом и настоящем, их географические аспекты. Типы и взаимосвязь
глобальных проблем. Энергетическая, сырьевая, демографическая и
продовольственная проблема, проблема войны и мира, пути их решения.
Преодоление отсталости развирающихся стран как глобальная проблема. Роль
географии в решении глобальных проблем человечества. Глобальные прогнозы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ


В результате изучения географии ученик должен

Знать и понимать:

основные географические понятия, термины и методы; различия в истории
заселения и уровне освоения различных территорий; размещение основных видов
природных ресурсов; численность населения мира, отдельных регионов и стран,
особенности его размещения и миграций, урбанизации, уровня и качества
жизни; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей; географические особенности
отдельных стран и регионов, различия в уровнях их экономического развития,
специализацию в системе международного географического разделения труда;
причины возникновения глобальных проблем человечества.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. приводить примеры: крупнейших по площади и населению стран мира и их
столиц; стран разных типов государственного устройства и уровня
социально-экономического развития; основных видов природных ресурсов,
их крупнейших месторождений и территориальных сочетаний; источников и
видов загрязнения окружающей среды, мер по ее охране; крупнейших
народов мира, наиболее распространенных языков и мировых религий,
ареалов их распространения; крупнейших городов и агломераций мира;
районов разного типа;
. определять по разным источникам информации основные параметры социально-
экономических и экологических объектов, процессов и явлений, тенденции
их изменений, особенности размещения по материкам, регионам и странам;
. оценивать обеспеченность природными и трудовыми ресурсами отдельных
стран и регионов мира, уровень урбанизации в них, особенности географии
их хозяйства, уровень воздействия человека на окружающую среду;
. оценивать последствия: природных и антропогенных изменений отдельных
территорий (обезлесения, опустынивания, загрязнения окружающей среды);
перенаселения отдельных регионов Земли; развития основных социально-
экономичес-ких явлений и процессов на определенных территориях;
. проводить наблюдения: за социально-экономическими и экологическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия различных факторов, устанавливать связи между ними;
. получать из разных источников и оценивать информацию о: современных
географических исследованиях; географических аспектах происходящих в
мире событий, явлений и процессов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. уметь идентифицировать на карте места важнейших текущих событий;
. уметь находить необходимую для повседневной жизни географическую
информацию в различных источниках, включая геоинформационные системы и
Интернет;
. уметь применять эту информацию в различных обстоятельствах современной
социально-экономической и политической жизни.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение географии на профильном уровне в старшей школе направлено на
достижение следующих целей:
. освоение системы географических знаний, необходимых для познания и
понимания: географической картины мира, месте и роли географии в
современной науке, жизни современного общества, решении его проблем ;
успешного получения высшего профессионального образования;
. овладение методами географической науки: для расширения научного
кругозора и решения комплексных задач, требующих учета географической
ситуации на конкретной территории, знакомства с методиками оценки
ресурсообеспеченности, экономического, демографического потенциала,
качества окружающей среды, моделирования природных и социально-
экономических явлений и процессов с учетом разнообразных условий и
факторов на определенной территории;
. развитие первичных навыков географического мышления для дальнейшего
научного самосовершенствования, правильной ориентации в проблемах
территориальной организации общества, его взаимодействия с природой;
формирования навыков географически грамотного поведения в ходе решения
простейших бытовых и профессионально-ориентированных задач;
. воспитание позитивного отношения к географической среде, социально
ответственного поведения в ней в ходе повседневной трудовой и бытовой
деятельности;
. приобретение компетентности:
- в сфере элементарного метеорологического, геологического,
гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и
прогнозирования;
- в сфере использования разнообразных географических знаний и умений в
быту и будущей профессиональной деятельности;
- в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и адаптации к
условиям проживания на определенной территории.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Предмет и задачи географии. История формирования географических идей.
Место географии в системе наук[1]. География как естественная и
общественная наука. Современная система географических наук. Роль географии
и географических знаний в жизни и хозяйственной деятельности.
Географическая картина мира.
Методы географических исследований: традиционные (опи-сательный,
сранительно-географический, картографический) и новейшие (математический,
моделирования, аэрокосмический, геоинформационный). Географические
прогнозы. Геоинформационные технологии.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ
Основные учения, теории, концепции и гипотезы современной
географической науки.
Пространственная эволюция географической оболочки. Пространственная
дифференциация и концентрация объектов и явлений. Поляризация пространства.
Позиционный принцип. Функция места. Территориальные системы.
Самоорганизация территориальных систем. Географические районы и границы:
факторы их формирования и типы. Модели в географии.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ

Физическая география как наука, ее сущность, структура, методы,
источники информации. Система физико-географических

наук.
Важнейшие географические особенности Земли как планеты: чередование
морей и океанов, материковое и океаническое полушария, закономерности в
конфигурации и расположении материков.
Географические особенности северного и южного полушарий. Общие и
специфические особенности материков и Мирового океана.

Географическая оболочка. История развития географической оболочки, ее
составляющих и представлений о ней. Закономерности географической оболочки,
ее вертикальная и горизонтальная дифференциация.

Природные комплексы (ландшафты) и их изучение. Природные комплексы как
системы, их компоненты и свойства. Природные комплексы суши и Мирового
океана. Группировка природных комплексов по размерам и сложности
организации. Физико-географическое районирование. Изменение природных
комплексов разного ранга под воздействием деятельности человека. Природно-
антропогенные комплексы.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ

Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура,
методы, источники информации. Система социально-экономико-географических
наук.
Теория экономико-географического положения, его виды, основные
компоненты, методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов и географической
среды: классификации природных ресурсов, их экономико-географическая
оценка, территориальные сочетания природных ресурсов, типы освоения
географической среды.
География населения. Происхождение и расселение современного человека -
географический аспект. Динамика численности населения Земли, концепция
демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность
размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной
и этнический состав населения мира, его занятость, уровень и качество
жизни. География религий. Миграции. Геоурбанистика. Прогнозы роста и
расселения населения мира.

География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная
структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической
революции. Факторы размещения производства. Экономико-географическая
характеристика основных отраслей промышленности, сельского хозяйства,
инфраструктуры. География международных экономических связей.
Географическое разделение труда, факторы его развития. Специализация стран
и районов.

Политическая география и геополитика: основные идеи и концепции
формирования мирового геополитического пространства; территориально-
политическая организация общества.

Страноведение и регионалистика: функции, методы и тенденции развития;
основные элементы комплексных страноведческих характеристик.

Современные географические проблемы развития России. Геополитическое и
геоэкономическое положение России. Проблемы использования природно-
ресурсного потенциала. Многонациональность как специфический фактор
формирования и развития страны. Демогеография и расселение. Геоэкология.
Географические следствия формирования рыночных отношений. Регионы России.
География населения и хозяйства России в будущем: мнения и прогнозы.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Природа как среда обитания и источник ресурсов. Стремительный рост
потребления природных ресурсов. Природно-ресурс-ный потенциал территорий,
его оценка, меры по его сохранению. Антропогенные изменения окружающей
среды и их последствия. Специфика воздействия на окружающую среду различных
сфер и отраслей хозяйства Экологические кризисы, крупнейшие регионы их
проявления. Роль географии в решении экологических проблем. Стратегия
устойчивого развития.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ


В результате обучения географии ученик должны:
Знать и понимать:
. особенности современного этапа развития географической науки, ее
предмет, структуру, методы и источники информации, основные учения,
теории, концепции и гипотезы, роль в территориальной организации
человеческого общества и решении его социально-экономических и
экологических проблем;
. теорию географического положения, географического районирования,
территориальных систем, комплексного географического страноведения и
регионализма, развития географической оболочки и географической среды,
природопользования и геоэкологии, географического разделения труда.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. использовать географические идеи, учения, теории, концепции и гипотезы
для характеристики современного мира как сложной, противоречивой и
динамичной территориальной системы;
. характеризовать разные типы стан и районов, составлять комплексные
географические характеристики разных территорий;
. составлять таблицы, картосхемы, простейшие карты, таблицы, диаграммы,
разрабатывать учебные проекты и решать прикладные географические
задачи;
. составлять простейшие карты, модели и проекты, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные связи и взаимоотношения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для квалифицированного участия в общественных экспертизах и оценках
деятельности и нового строительства хозяйственных объектов на
территории своей местности;
. для проведения и оценки результатов мониторинга окружающей среды;
. для учета географической составляющей при анализе, оценке и объяснении
разнообразных явлений и процессов.
-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.