Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/10hs-pravo.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:14 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:26:51 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: reflection nebula


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВУ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение права на базовом уровне в старшей школе направлено на
достижение следующих целей:
. развитие основ правовой культуры учащихся, создание условий для
формирования у них собственных представлений и установок, основанных на
современных правовых ценностях, компетенций, достаточных для защиты
прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализации ее
гражданской позиции, а также выполнения различных социальных ролей в
динамично меняющемся обществе;
. освоение знаний о правовых принципах, нормах и институтах, необходимых
для эффективного использования и защиты своих прав, реализации
правомерных моделей поведения в обществе и подготовки к продолжению
социально-гумани-тарного образования в системе профессионального
образования;
. приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной
и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в
типичных нормативно урегулированных ситуациях, а также в ситуациях, не
имеющих стандартного решения;
. овладение умениями применять полученные знания и освоенные способы
деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно
конкретных условий их реализации, в том числе в ситуациях, имеющих
несколько правильных решений, выбора правомерных моделей поведения,
выстраивания конструктивного взаимодействия с людьми, прогнозирования
последствий принятых решений;
. развитие личности в период достижения полной правосубъектности,
правосознания и основ правовой культуры, способностей к
самостоятельному принятию решений и ответственному действию,
личностному самоопределению и самореализации;
. воспитание гражданской ответственности, уважения к праву,
. приверженности демократическим правовым принципам, культуры поведения в
рамках общепринятых норм и правил;
. приобретение компетентности в социально-правовой сфере, в том числе:
- информационно-познавательной компетентности (систематизированных знаний
об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность общества и
государства, взаимоотношения органов государственной власти и граждан;
о содержании прав и свобод человека, способах их реализации и защиты; о
правовых формах участия граждан в управлении; о системе права, его
применении и основных правовых институтах и процедурах, о правовой
системе России; а также навыков поиска, анализа, интерпретации и
применения полученной правовой информации);
- ценностно-ориентационной компетентности (осознание и принятие основных
правовых принципов, действующих в демократическом обществе; ценности
права как способа согласования интересов людей и поддержания
стабильности общества; правопорядка и законности; понимания
необходимости правомерного поведения, неприятия асоциального поведения
как фактора разрушения общества; формирования с учетом этого
собственных установок и ценностных ориентаций);
- регулятивно-поведенческой компетентности (наличие позитивных правовых
установок, готовности следовать общепринятым нормам поведения,
принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия, нести
ответственность за свои действия; навыков разрешения конфликтов
правовыми средствами; обращения за квалифицированной юридической
помощью);
- коммуникативной компетентности (приобретение готовности к
конструктивному правовому взаимодействию, ведению переговоров,
поддержанию диалога; аргументации и презентации собственной точки
зрения; достижению договоренностей).

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Демократическое правовое государство. Взаимная ответственность
гражданина и государства. Правомерное поведение. Правовая защищенность
личности. Правовая культура.

ЗНАНИЯ
Место права в системе социального регулирования общества. Особенности
системы российского права. Юридические документы в реализации права.
Конституционный статус государственной власти в России. Принятие законов в
России. Избирательные системы, их виды. Объединения граждан. Порядок
приобретения и утраты гражданства. Воинская обязанность, альтернативная
служба. Гарантии прав и свобод граждан. Право на обращение в суд. Защита
прав в пределах России и в международных судах.
Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность, ее виды.
Основные виды договоров. Защита прав потребителей. Правовое регулирование
предпринимательской деятельности. Юридические формы предпринимательства.
Государство как субъект экономических отношений. Бюджет. Права и
обязанности налогоплательщика. Правовое регулирование денежного обращения.
Права вкладчика. Права акционеров.
Занятость и трудоустройство. Виды и содержание трудовых договоров.
Порядок оформления приема на работу и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты. Пенсионная система. Виды и правила
страхования. Страховой полис.
Споры, порядок их рассмотрения, способы защиты нарушенных гражданских и
трудовых прав. Правила поведения в правоохранительных органах.
Основы международного права.

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой
информации. Анализ текстов нормативных правовых актов с точки зрения
реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, избирателя,
потребителя, работника, налогоплательщика. Формулирование и защита
собственной точки зрения с использованием правовых норм. Применение
полученных знаний для выбора правосообразного способа поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях.

ОПЫТ
Приобретение опыта: поиска и получения правовой информации; применения
правовых норм в реальных жизненных ситуациях; формулирования правил и норм
в конкретных ситуациях, составления типовых договоров (купли-продажи, мены,
дарения); правомерного поведения, в том числе реализации и защиты прав
потребителя, учащегося; обсуждения актуальных правовых проблем; оценки
собственных действий и действий других с точки зрения соответствия их
действующему законодательству.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ


В результате изучения права ученик должен

Знать и понимать:
. особенности системы российского права, порядок принятия законов, формы
и процедуры избирательного процесса в России; механизмы реализации и
защиты прав человека и гражданина, порядок действий в случае нарушения
прав; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина,
избирателя, налогоплательщика, собственника, работника, потребителя и
способы их защиты; правовые формы воздействия государства на экономику,
организационно-правовые формы предпринимательства; принципы
международного права.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. характеризовать: конституционный статус государственной власти в
Российской Федерации; порядок приобретения и утраты гражданства;
порядок деятельности исполнительной и судебной властей,
правоприменительных органов; порядок организации и проведения митингов,
шествий, демонстраций, забастовок; правовое регулирование денежного
обращения; порядок формирования и принятия бюджета; виды, порядок
заключения и расторжения трудовых договоров; порядок получения платных
образовательных услуг; порядок назначения и выплаты пенсии; виды и
правила страхования; порядок рассмотрения и защиты гражданских и
трудовых прав; формы социальной защиты; общепризнанные нормы
международного права;
. объяснять содержание основных правовых понятий и категорий (правовой
статус, компетенция, полномочия, юридические документы, сделка,
юридическое лицо, решение суда); принципов судопроизводства; принципа
свободы договора; отличия правового статуса индивидуального
предпринимателя; приводить примеры реализации и защиты прав вкладчиков,
акционеров, действия доверенности, взимания и уплаты налогов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для различения полномочий судов, органов внутренних дел, прокуратуры,
адвоката, нотариуса; способов выдвижения кандидатов и обжалования
результатов выборов; видов собственности, договоров, ценных бумаг,
налогов, страхования, юридических лиц; для определения способов
реализации прав потребителя; способов и порядка разрешения гражданских
и трудовых споров; защиты нарушенных прав.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение права на профильном уровне в старшей школе направлено на
достижение следующих целей:
. освоение системы знаний о праве как науке, о правовых принципах, нормах
и институтах, необходимых для эффективного использования и защиты своих
прав, реализации правомерных моделей поведения в обществе и подготовки
к продолжению социально-гуманитарного образования в системе
профессионального образования;
. приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной
и практической деятельности, необходимых для полноправного участия в
жизни общества и государства;
. овладение умениями применять полученные знания и освоенные способы
деятельности для решения типичных познавательных и практических задач в
социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном
процессе;
. развитие личности в период достижения полной правосубъектности,
правосознания и основ правовой культуры, способностей к
самостоятельному принятию решений и ответственному действию,
личностному самоопределению и самореализации;
. воспитание гражданской ответственности, уважения к праву,
приверженности демократическим правовым принципам, культуры поведения в
рамках общепринятых норм и правил;
. приобретение компетентности в социально-правовой сфере, в том числе:
- информационно-познавательной компетентности систематизированных знаний
об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность общества и
государства, о системе права, его применении и основных правовых
институтах и процедурах, современных правовых системах; о
юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также
освоение способов познавательной деятельности, необходимых для
дальнейшего обучения и профессионального становления);
- ценностно-ориентационной компетентности (осознание и принятие основных
правовых принципов, действующих в демократическом обществе; ценности
права как способа согласования интересов людей и поддержания
стабильности общества; правопорядка и законности; особой социальной
значимости и ответственности юридической профессии, правовой
компетентности, формирование с учетом этого собственных установок и
ценностных ориентаций, осуществление профессионального
самоопределения);
- регулятивно-поведенческой компетентности (развитие позитивных правовых
установок, готовности следовать общепринятым нормам поведения,
принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия; нести
ответственность за свои действия, разрешать конфликты правовыми
способами);
- коммуникативной компетентности (готовности к: конструктивному правовому
взаимодействию; ведению переговоров; поддержанию диалога, дискуссии;
формулированию, аргументации и презентации собственной точки зрения;
достижению договоренностей).

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Право. Правовая компетентность. Юридические профессии. Правовая
культура.

ЗНАНИЯ

Система права. Формы права. Нормы, институты и основные отрасли права.
Публичное и частное право. Источники права. Правоотношения. Правонарушения
и юридическая ответственность. Правовые системы современности. Особенности
российской системы права. Правотворчество. Система законодательства.
Социально-юридические особенности реализации права[1]. Юридическая
деятельность как форма реализации права. Основные юридические профессии.
Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное
судопроизводство.
Право и государство. Основы конституционного права. Система
конституционных прав и свобод в Российской Федерации.
Понятие и предмет административного права. Понятие и основания
административной ответственности. Производство по делам об административных
правонарушениях. Понятие и предмет уголовного права. Действие уголовного
закона. Понятие и признаки преступления.
Понятие гражданского права. Общая характеристика субъектов и объектов
гражданско-правовых отношений. Право собственности. Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности. Сделки. Основания
недействительности сделок. Отдельные виды гражданско-правовых договоров.
Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Понятие и предмет трудового права. Трудоустройство и занятость.
Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность
работника. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты.
Пенсионная система. Виды и правила страхования.
Понятие семейного права. Брак. Права, обязанности и ответственность
членов семьи.
Понятие и предмет экологического права. Понятие и система
международного права. Субъекты международного права. Международный договор.
Международные документы о правах человека. Международный механизм в
области защиты прав человека.

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ознакомление со спецификой основных юридических профессий.
Самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации.
Сравнительный анализ правовых понятий и норм. Объяснение смысла конкретных
правовых норм, характеристика содержания текстов нормативных актов.
Выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Самостоятельное
составление отдельных видов юридических документов. Применение правовых
норм для решения учебных и практических задач. Осуществление исследований в
учебных целях. Анализ собственных профессиональных склонностей, способов их
развития и реализации.

ОПЫТ

Приобретение опыта: применения юридического понятийного аппарата;
оценки собственных действий с точки зрения их соответствия действующему
законодательству; применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях;
самостоятельного учебного исследования правовых казусов и принятия
соответствующих решений; выполнения ролей адвоката, судьи, прокурора,
нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях;
представления результатов самостоятельного учебного исследования и ведения
дискуссии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ


В результате изучения права ученик должен

Знать и понимать:
. происхождение государства и права, систему и структуру права, понятие и
предмет основных отраслей права; отличительные черты системы
российского права; содержание юридической деятельности, понятие и
принципы правосудия; содержание прав и свобод человека, способы
международной защиты прав человека; принципы международного права.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. характеризовать право как элемент культуры общества, источники права;
систему законодательства, основные отрасли права; систему
конституционных прав и свобод человека и гражданина; конституционный
статус государственной власти в Российской Федерации; порядок принятия
и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности
судебной власти, правоприменительных органов; основные юридическое
профессии; механизм реализации и защиты прав; избирательный процесс в
России; правовые формы воздействия государства на экономику; порядок
рассмотрения и защиты гражданских и трудовых прав; формы социальной
защиты;
. объяснять: содержание основных правовых понятий и категорий основных
отраслей права; взаимосвязь государства и права; способы реализации
прав; условия наступления юридической ответственности; понятие и
признаки преступления; особенности различных видов судопроизводства;
порядок и условия получения платных образовательных услуг; порядок
назначения и выплаты пенсии. Приводить примеры: различных
правоотношений, правонарушений; видов ответственности, правоприменения;
современных правовых систем; юридической деятельности; реализации
основных конституционных прав; заключения на различных условиях
трудовых договоров; взимания и уплаты налогов; признания сделок
недействительными; общепризнанных принципов и норм международного
права.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для различения оснований возникновения ответственности; основания и
порядка назначения наказания; полномочий судов, органов внутренних дел,
прокуратуры, адвоката, нотариуса; способов выдвижения кандидатов и
обжалования результатов выборов; выдвижения законодательных инициатив;
способов и порядка разрешения споров; способов защиты нарушенных прав;
организационно-правовых форм юридических лиц, основных видов договоров
и их существенных условий.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.