Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/13os-inform.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:22 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:38:29 2007
Кодировка: koi8-r


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И

ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение информатики и информационных технологий в основной школе
направлено на достижение следующих целей:

. приобретение компьютерной грамотности и начальной компетентности в
использовании информационных и коммуникационных технологий, простейших
компьютерных моделей при решении учебных и практических задач в школе и
вне ее; получение необходимой подготовки для использования методов
информатики и средств информационных технологий при изучении учебных
дисциплин основной школы и образовательных программ последующего этапа
обучения, а также для освоения профессиональной деятельности,
востребованной на рынке труда;
. овладение навыками работы с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных технологий, умением
применять эти навыки: искать, отбирать, критически оценивать,
организовывать, представлять и передавать информацию, планировать и
организовывать собственную информационную деятельность и ее результаты;
. приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов,
относящихся к различным учебным дисциплинам, в том числе - издания
школьных журналов, создания школьных страниц в Интернете, виртуальных
краеведческих музеев и т. д. с применением информационных и
коммуникационных технологий; использования информации, имеющейся в
Интернете и на различных носителях;
. освоение системы знаний, относящихся к информационной картине мира, в
том числе: базовых понятий, необходимых для формирования конкретных
представлений об информационных процессах, системах и технологиях;
представлений об общности и закономерностях информационных процессов в
различных социальных и технологических системах, о механизмах
восприятия и обработки информации человеком, технологическими и
социальными системами, о современной информационной цивилизации;
. ознакомление с использованием информационных и коммуникационных
технологий как методов познания природы и общества, наблюдения и
регистрации природных и социальных явлений, представления их
результатов в виде информационных объектов;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в информационной деятельности;
. воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с
требованиями информационного общества как закономерного этапа развития
цивилизации.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего
содержания образования[1].

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях:
в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране), звуковом
представлении.
. Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности,
применения средств информационно-коммуни-кационных технологий (ИКТ) в
изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности,
организации собственного информационного пространства (набора личных
папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы
применения информационных и коммуникационных технологий.
. Решение задач построения простейших наглядных информационных моделей
объектов и процессов реального мира.

Базовые понятия Информационных процессов


Базовые понятия информатики: информационный объект, процесс, алгоритм,
основные виды алгоритмов и способы их представления, управление, обратная
связь. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал,
кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость
передачи информации.
Основные компоненты компьютера и их функции: процессор, память,
монитор, интерфейсы, клавиатура и мышь; программный принцип работы
компьютера. Классификация основных видов общепользовательских и
профессиональных информационных ресурсов. Динамичные изменения качественных
характеристик средств ИКТ, их учет при принятии решения о выборе средств
ИКТ, в том числе для индивидуального пользования.
Создание информационных моделей реальных объектов и процессов,
адекватность модели объекту и целям моделирования. Язык как способ
представления и передачи информации: естественные и формальные языки.
Особенности восприятия, запоминания и обработки информации человеком.
Роль информации в современном обществе, в его экономической,
социальной, образовательной сферах. Средства массовой информации,
информационная этика и право, информационная безопасность. Личная
информация, информационные права личности. Компьютерные игры, их позитивные
и негативные стороны.

практика Информационных технологий

Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств средств ИКТ, в том числе - компьютера,
простейшие операции по управлению ими (включение и выключение, понимание
сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных
носителей информации, загрузка электронных и бумажных носителей,
расходных материалов. Безопасность, гигиена, эргономика,
ресурсосбережение; технические условия эксплуатации.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии.

Компьютер
Оперирование с информационными объектами в наглядно-графическом
взаимодействии (интерфейсе). Создание, сохранение, именование объектов и
их семейств, выбор имен и организация индивидуальных папок,
разархивирование, удаление. Защита от компьютерных вирусов. Выбор
компьютера в соответствии с задачами использования и финансовыми
возможностями.
Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов: объем
памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки
объектов, стоимость продуктов и услуг.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии.

Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Ввод текста (беглый или вслепую) с помощью компьютерной
клавиатуры. Экранные представления текста, шрифты, использование
шаблонов. Перемещение фрагментов. Структурирование: шрифтовые и цветовые
выделения, абзацы и их форматирование, номера страниц, списки, заголовки
разного уровня в заданном стиле, ссылки, указатели, оглавления, чтение
примечаний, колонтитулы, адресация, обращение, подпись. Распечатка.
Использование возможностей проверки орфографии и грамматики, тезаурусов.
Создание и включение в текст таблиц. Включение в текст изображений.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, языки.
Динамические (электронные) таблицы, другие математические инструменты
ИКТ. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к
графическому представлению. Ввод математических формул, представление
зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: математика,
естествознание.
Базы данных. Поиск выбором из списка и заданием значений полей.
Создание записей в базах данных (типа заполнения анкет) в том числе,
относящихся к информации об учащемся.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, обществознание, физическая культура,
внеклассная работа.
Рисунки и фотографии. Ввод с помощью графической панели и сканера.
Геометрические, стилевые преобразования.
Образовательные области приоритетного освоения: изобразительное
искусство, краеведение, внеклассная деятельность.
Чертежи. Выделение, объединение, перемещение и геометрические
преобразования фрагментов и компонентов. Трехмерное изображение на экране
компьютера и инструменты работы с ним. Каталоги объектов. Простейшие
чертежи. Специальные виды чертежей: диаграммы, карты и др. Построение
чертежа данного предмета. Конструирование (сборка) предмета по чертежу.
Образовательные области приоритетного освоения: технология (в
частности, черчение).
Звук и видеоизображение, в том числе музыки и анимации. Инструменты
работы (редактирования, нелинейного монтажа) в экранном наглядном
представлении.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, музыка,
краеведение, проектная деятельность в различных областях.

Фиксация информации об объектах и процессах окружающего мира

Запись объектов и процессов:
- природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и
семейной истории и др., в том числе запись изображений (с
использованием цифровых фотоаппаратов, микроскопов, различных видов
сканеров и др.);
- текстов, полученных распознаванием текстового изображения и устной
речи;
- видео и аудио записей (в частности с использованием цифровых
записывающих устройств);
- музыки (в частности, с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в частности, с использованием
присоединяемых к компьютеру датчиков);
- результатов наблюдений, опросов и т.д.

Образовательные области приоритетного освоения: обществознание,
естествознание.

Поиск и использование информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в базах данных,
Интернете, некомпьютерных источниках информации. Формулирование запросов.
Каталоги. Поисковые машины. Критическая оценка и организация информации.
Формирование индивидуального информационного пространства с применением
файловой системы, ссылок на файлы и источники в Интернете. Правила ссылок
и цитирования источников информации.

Образовательные области приоритетного освоения: обществознание.

Организация, представление и передача информации

Представление информации в виде печатной публикации, в Интернете, в
выступлении учащегося. Организация собственного информационного
пространства, включающего работы учащегося, различные их версии, ссылки
на соответствующие задания, проекты, работы других учащихся, собранные
массивы информации, используемые источники. Групповое обсуждение,
фиксация его хода и результатов в текстовой форме и в сочетании с
видеозаписью. Телефон, пейджер, электронная почта: правила переписки,
приложения к письмам, отправка, получение. Сохранение для индивидуального
использования объектов из Интернета и ссылок на них. Телеконференции,
видеоконференции. Использование цифровой телекоммуникации в коллективной
учебной деятельности.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, языки, обществознание.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик
должен

Знать и понимать основные факты о:
. главных устройствах средств информационных и коммуникационных
технологий и их функциях, в частности: о центральном процессоре,
устройствах памяти, периферийных устройствах, интерфейсах, программном
принципе работы компьютера; используемых в деятельности учащегося
носителях информации;
. источнике и приемнике информации, сигнале, кодировании и декодировании,
единицах измерения количества и скорости передачи информации, скорости
обработки информации;
. восприятии, запоминании и обработке информации человеком;
. информационной деятельности человека, языке как способе представления и
передачи информации; естественных и формальных языках;
. простейших примерах информационных моделей реальных объектов;
. алгоритмах, основных алгоритмических конструкциях: следовании,
ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах;
. роли информации и информационных технологий в современном обществе, в
его экономической, социальной, образовательной сферах;
. средствах массовой информации, информационной этике и праве,
информационной безопасности; компьютерных играх, их позитивных и
негативных аспектах; динамичном изменении качественных характеристик
средств ИКТ, их учете при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том
числе для индивидуального пользования.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом
взаимодействии (интерфейсе), используя имеющиеся знания об устройстве
компьютера, в том числе
- создавать, именовать, сохранять объекты, создавать удобные для
использования индивидуальные каталоги, разархивировать информацию;
- пользоваться меню и окнами;
- пользоваться экранной справочной системой;
- соблюдать права собственности на информацию;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в
частности, при рассмотрении выполнимости действия
- объем памяти, необходимый для хранения информации;
- скорость передачи информации;
. создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим
потребностям образовательного процесса, в том числе
- создавать тексты (школьные сочинения и рефераты по различным предметам
и т.д.) посредством квалифицированного клавиатурного письма (беглого
или вслепую), используя базовые средства текстовых редакторов для
выражения содержания и восприятия произносимой или записанной устной
речи;
- структурировать текст (нумерация страниц, использование списков,
ссылок, оглавлений, колонтитулов, указателей, адресов, обращений,
подписей и т.п.); проводить проверку орфографии и грамматики;
использовать в тексте таблицы, изображения;
- фиксировать информацию об объектах и процессах окружающего мира
(природных, культурно-исторических, шко-льной жизни, индивидуальной и
семейной истории и др.) в форме: изображений (в том числе с
использованием цифровых фотоаппаратов, микроскопов, различных видов
сканеров); текстов, полученных распознаванием текстового изображения и
расшифровкой устной речи; видео и аудио записей (в частности с
использованием цифровых записывающих устройств, музыкальных клавиатур);
таблиц (в том числе, с использованием присоединяемых к к компьютеру
датчиков); записывать простейшие музыкальные фрагменты;
- создавать и использовать различные формы представления информации:
математические формулы, графики, диаграммы, таблицы (в частности - в
практических задачах домашней экономики); переходить от одного
представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи (в том числе с использованием графического
планшета), графические представления реального объекта, в частности в
процессе проектирования и дизайна (элементы машин, архитектурные
объекты, одежда, электрические и электронные схемы, планы местности,
географические и исторические карты) с использованием простейших
графических редакторов, учебных систем автоматизированного
проектирования; осуществлять конструирование по чертежу, простейшую
обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных (типа заполнения анкет), в частности,
относящиеся к информации об учащемся, объединяемые в индивидуальные
записные книжки; создавать комплексные объекты, включая связанные между
собой информационные объекты всех видов (мультимедиа и гипермедиа
сочинения), экранные объекты со ссылками (типа страниц Интернета), в
том числе индивидуальные страницы учащегося, класса, школы, страницы
проектов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных
средств ИКТ, соблюдая при этом требования техники безопасности,
гигиены, эргономики, ресурсосбережения и условий эксплуатации по
отношению к: соединению различных устройств; управлению ими (включению
и выключению; пониманию простейших сигналов, в том числе о неполадке);
загрузке электронных и бумажных носителей (помещению бумаги в лоток
принтера, иллюстрации в сканер, загрузке дискеты, компакт-диска,
видеокассеты и т. д.); чередованию различных форм деятельности и
гигиенических упраж-нений;
. передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая
соответствующие нормы и этикет, пользуясь: телефоном, электронной
почтой (применяя вложения, ответные письма, следуя этикету электронной
почты);
. искать информацию с применением конструкций и правил поиска (в том
числе - построения запросов): в базах данных, в Интернете, в
некомпьютерных источниках информации: справочниках и словарях,
каталогах, библиотеках (периодика, литература и др.) при выполнении
заданий и проектов по различным дисциплинам;
. оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из
средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью:
использовать ссылки и цитирование источников информации; анализировать
и сопоставлять различные источники;
. представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок
(например, для размещения в Интернете); готовить и проводить
выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на
проекционном экране и звукового сопровождения; использовать в устном
выступлении микрофон, проекционный экран; использовать экран в
групповом обсуждении, фиксировать его ход и результаты.

-----------------------
[1] Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках
образовательного процесса обеспечен достаточный доступ к средствам
информационных и коммуникационных технологий (компьютерам, устройствам и
инструментам, подсоединяемым к компьютерам, и бескомпьютерным
информационным ресурсам).