Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/03op.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:53:59 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 19:33:42 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п











ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДОВАНО
решением коллегии
Министерства образования
Российской Федерации
от 13 июня 2002 г.

ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Пояснительная записка


Объемные показатели спроектированы в целях предоставления нормативных
временных параметров разработчикам федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования.
Объемные показатели ориентированы на 11-летний срок освоения
государственных образовательных программ общего образования. Они определяют
перечень образовательных областей, распределяют учебное время, отводимое на
освоение содержания образования по ступеням обучения, образовательным
областям и учебным предметам.
Представленные объемные показатели формируются параллельно с
разработкой федерального компонента государственного образовательного
стандарта общего образования. Количество часов, отводимых на освоение
образовательных областей и учебных предметов, определяются в соответствии с
фактическим объемом и наполнением обязательного минимума содержания
основных образовательных программ.
Работа над стандартом показала, что предметное содержание не всегда
соответствует планируемым на его изучение часам учебного плана. Приведение
в соответствие объема часов и содержательного наполнения учебных предметов
позволит реально снизить нагрузку обучающихся. В соответствии с Концепцией
модернизации содержания общего образования разгрузка должна составлять не
менее 20% содержания образования.
Объемные показатели разграничивают учебное время на освоение
инвариантной части - федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования и вариативной части -
регионального (национально-регионального) и школьного компонентов
содержания образования. Региональный и школьный компоненты выделены как
объемы в часах и процентах от общего времени освоения образовательных
программ.
Приведенные в объемных показателях проценты вариативного (регионального
и школьного) компонента по учебным предметам соответствуют вариантам
экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 6
марта 2001 г. ? 834 (для 12-летней школы).

Установлено следующее разграничение:
Федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени
освоения основных образовательных программ общего образования;
Региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10%;
Школьный компонент - не менее 10%.

Часы, отведенные на факультативные, индивидуальные и групповые занятия,
поисково-исследовательскую деятельность, при определении соответствия
нагрузки обучающихся санитарно-гигиеническим правилам и нормам не
учитываются. Не учитываются также часы, отводимые на физическую культуру.
При разработке объемных показателей учтены опыт, традиции и тенденции
развития отечественной и мировой общеобразовательной школы.

ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ


Объемных показателей


В основу расчета объемных показателей положен Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный
Минобразованием России в 1998 году.
В Базисный учебный план 1998 года внесены следующие изменения и
дополнения, отражающие Концепцию модернизации российского образования на
период до 2010 года.

начальное общее образование
Установлен единый нормативный срок освоения государственных
образовательных программ начального общего образования - 4 года.
Введен новый учебный предмет: «Иностранные языки» в объеме 2-х часов
еженедельно со II класса.
Кроме того, в начальных классах предполагается осваивать компьютерную
грамотность в рамках изучения интегрированного курса «Окружающий мир» с
увеличением на 1 час количества часов на освоение этого курса в школах с
русским (родным) языком обучения.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Изучение образовательной области «Информатика» (учебный предмет
«Информационные технологии» ) введено с V по IX класс в объеме 1-го часа
еженедельно.
В образовательной области «Филология» увеличено изучение на 1 час
учебного предмета «Литература» в основной школе с русским (родным) языком
обучения.
Количество учебных часов, отводимых на образовательную область
«Обществознание», увеличено в совокупности на 3 часа в целях изучения
экономики и права. Это изучение может проходить в виде отдельных предметов
или модулей, интегрированных в учебный предмет «Обществоведение». Данное
нововведение позволяет продлить изучение «Обществоведения» на протяжении
всей основной школы.
В зависимости от выбора образовательного учреждения в VI классе
возможно преподавание отдельных учебных предметов «Биология» и «География»
по 2 часа еженедельно или интегрированного курса «Природоведение» в объеме
3-х часов еженедельно (в этом случае один час передается в школьный
компонент).
В образовательную область «Искусство» добавлен 1 час в IX классе, что
делает изучение этой области непрерывным на протяжении всей основной школы.

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предполагается, что старшая ступень реализуется как профильное
обучение. Каждый учебный предмет федерального компонента представлен на
базовом и профильном уровнях.
Общеобразовательные учреждения, исходя из своих возможностей и
образовательных запросов обучающихся и их родителей, самостоятельно
формируют профили обучения. При составлении рабочего учебного плана
общеобразовательное учреждение выбирает базовый или профильный вариант
количества часов по каждому учебному предмету. Часы школьного компонента
могут использоваться для углубления профилизации обучения. Допускается
интеграция предметов естественнонаучного или обществоведческого циклов на
их базовом уровне в интегрированные курсы «Естествознание» или
«Обществоведение». При этом совокупность учебных часов по всем (базовым и
профильным) предметам не должна превышать предельно допустимую аудиторную
учебную нагрузку.
Примерные направления профилизации: гуманитарное, социально-
экономическое, естественно-математическое и технологическое. Значительный
объем вариативного компонента на базовом уровне позволяет
общеобразовательным учреждениям на переходной период работать в рамках
действующего Базисного учебного плана.

* * *
Все варианты объемных показателей представлены в годовой форме
(количество учебных часов за ступень образования в целом). При расчете
годовых учебных часов использованы нормы продолжительности учебного года,
установленные в проекте Федерального закона «О государственном стандарте
общего образования», а именно:
- начальная школа. Продолжительность учебного года: I класс - не менее
33 учебных недель, II-IV классы - не менее 34 учебных недель (не
считая каникулярного времени);
- основная и старшая школа. Продолжительность учебного года - не менее
35 учебных недель (не считая каникулярного времени).

Введение годовой формы объемных показателей повышает мобильность
образовательных учреждений при формировании рабочих учебных планов,
обеспечивает возможность перераспределения нагрузки в течение учебного
года, использования концент-рированных курсов, модульного подхода и т.д.
Одновременно эта мера препятствует сокращению реального учебного времени и
объективной перегрузке детей вследствие неадекватного переуплотнения
содержания образования.