Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mccme.ru/dubna/2015/courses/shabat.html
Дата изменения: Tue Jul 28 18:35:47 2015 Дата индексирования: Sun Apr 10 11:33:12 2016 Кодировка: UTF-8 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п |
Г. Б. Шабат планирует провести 4 занятия.
Детские рисунки (dessins d'enfants) — термин, введенный Александром Гротендиком в 70-е годы прошлого века. С «детской» точки зрения этот термин означает граф, вложенный в поверхность; с взрослой — это объект, в котором закодированы различные структуры, относящиеся к далеким друг от друга областям математики.
Под подсчетом детских рисунков понимается подсчет количества детских рисунков ограниченной сложности, которая будет определена. Чтобы получать красивые ответы, рисунки надо считать не просто в штуках, а с весами, обратными количествам симметрий; это не сильно влияет на ответы, поскольку у большинства рисунков нетривиальных симметрий нет.
В последние годы были получены замечательные результаты о количествах детских рисунков. Элементарная часть этих результатов будет изложена в курсе. В качестве одного из приложений будет рассказано о распределении склеек четноугольников по родам; будет показано, что все нужные формулы можно извлечь из разложения в ряд функции $\bigl(\frac{1+y}{1-y}\bigr)^x$. В последней лекции будет предпринята попытка рассказать о связях теории детских рисунков с другими разделами математики.
Для понимания основной части курса не надо знать ничего, но надо быть готовыми заниматься довольно трудной математикой. Понимание последней лекции потребует некоторых представлений об арифметической геометрии, топологии и комплексном анализе.