Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mccme.ru/conf2000/tez_tikh.htm
Дата изменения: Thu Dec 7 19:31:58 2000 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:57:21 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: horizon |
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной
частью человеческой культуры, ключoм к познанию окружающего мира, базой
научно-технического прогресса, существенным элементом формирования
личности. Математическое образование является неотъемлемой частью
гуманитарного образования в широком понимании этого термина.
Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой
человек, и обязанность общества предоставить каждой личности возможность
воспользоваться этим правом.
Значение математического образования.
Математика есть часть общего образования. Оно должно содействовать тому,
чтобы каждый человек получил важнейшие навыки и знания, необходимые
ему в дальнейшей жизни и работе. Оно должно включать в себя
содержательный, эстетический, психологический, мировоззренческий и
прагматический аспекты. Конкретнее это предполагает:
--- необходимость для
каждого человека с одной стороны освоить навыки логического и
алгоритмического мышления (научиться анализировать, отличать гипотезу от
факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать,
отчетливо выражать свои мысли и т.~п.), с другой --- развить
воображение и интуицию (пространственное представление, способность
предвидеть результат и предугадать путь решения и т.~д.);
--- овладение конкретными математическими знаниями,
необходимыми для ориентации в окружающем мире, для подготовки к будущей
профессиональной деятельности (ныне ни одна область человеческой
деятельности не может обходиться без математики);
--- освоение этических принципов человеческого общежития
(интеллектуальной честности, объективности, стремления к постижению
истины; эти принципы закладываются и другими предметами, но роль
математики
в осознании их очень велика и не может быть заменена ничем другим);
--- развитие эстетического восприятия мира
(постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций,
познание радости творческого труда);
--- необходимость тренировок интеллекта, столь же важных
для развития мозга, как физическая культура для физического здоровья; эти
тренировки призваны способствовать выделению интеллектуально
высокоразвитого слоя молодежи, столь существенного для плодотворного
развития общества;
--- способствование формированию мировоззрения.
--- необходимость ориентации человека в информационной и компьютерной
технологиях.
Гармоническое развитие личности, контуры которого были описаны выше, в
достижении которого математическое образование играет выдающуюся
роль, позволит решить те труднейшие задачи, которые стоят
перед нашей страной и всем человечеством в нынешнем столетии.
Цели математического образования
Математическое образование, как и всякое иное образование складывается из
трех основных компонент: обучения, воспитания и развития. Цель
математического образования --- способствование формированию гармонически
развитой личности (развитие логических и алгоритмических навыков,
воображения и интуиции), обучения конкретным математическими знаниям,
умениям и навыкам, необходимым для ориентации в окружающем мире и в
будущей
профессиональной деятельности на благо общества, освоения смежных
дисциплин, продолжения образования), воспитание этических и
эстетических принципов, способствованию формированию
мировоззрения (представлений об идеях и методах
математики и вообще современной науки, о математике, как форме описания
и методе познания действительности).
Принципы математического образования.
Одним из важных принципов построения математического образования является
разумный консерватизм, предполагающий взвешенный учет положительного
опыта, накопленного отечественным математическим образованием и реалий
современного мира.
Социальная значимость математического образования обусловлена необходимостью (для плодотворного развития общества) формирования будущего научно-технического, инженерного, медицинского и гуманитарного потенциала нашего общества.