Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/conf2000/tez_tikh.htm
Дата изменения: Thu Dec 7 19:31:58 2000
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:57:21 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: horizon
V.M.Tikhomirov O koncepcii matematicheskogo obrazovaniya
Владимир Михайлович ТИХОМИРОВ

О концепции математического образования

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключoм к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса, существенным элементом формирования личности. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого термина.

Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества предоставить каждой личности возможность воспользоваться этим правом.


Значение математического образования.

Математика есть часть общего образования. Оно должно содействовать тому, чтобы каждый человек получил важнейшие навыки и знания, необходимые ему в дальнейшей жизни и работе. Оно должно включать в себя содержательный, эстетический, психологический, мировоззренческий и прагматический аспекты. Конкретнее это предполагает:

--- необходимость для каждого человека с одной стороны освоить навыки логического и алгоритмического мышления (научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли и т.~п.), с другой --- развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т.~д.);

--- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для ориентации в окружающем мире, для подготовки к будущей профессиональной деятельности (ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики);

--- освоение этических принципов человеческого общежития (интеллектуальной честности, объективности, стремления к постижению истины; эти принципы закладываются и другими предметами, но роль математики в осознании их очень велика и не может быть заменена ничем другим);

--- развитие эстетического восприятия мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда);

--- необходимость тренировок интеллекта, столь же важных для развития мозга, как физическая культура для физического здоровья; эти тренировки призваны способствовать выделению интеллектуально высокоразвитого слоя молодежи, столь существенного для плодотворного развития общества;

--- способствование формированию мировоззрения.

--- необходимость ориентации человека в информационной и компьютерной технологиях.

Гармоническое развитие личности, контуры которого были описаны выше, в достижении которого математическое образование играет выдающуюся роль, позволит решить те труднейшие задачи, которые стоят перед нашей страной и всем человечеством в нынешнем столетии.


Цели математического образования

Математическое образование, как и всякое иное образование складывается из трех основных компонент: обучения, воспитания и развития. Цель математического образования --- способствование формированию гармонически развитой личности (развитие логических и алгоритмических навыков, воображения и интуиции), обучения конкретным математическими знаниям, умениям и навыкам, необходимым для ориентации в окружающем мире и в будущей профессиональной деятельности на благо общества, освоения смежных дисциплин, продолжения образования), воспитание этических и эстетических принципов, способствованию формированию мировоззрения (представлений об идеях и методах математики и вообще современной науки, о математике, как форме описания и методе познания действительности).


Принципы математического образования.

Одним из важных принципов построения математического образования является разумный консерватизм, предполагающий взвешенный учет положительного опыта, накопленного отечественным математическим образованием и реалий современного мира.

Социальная значимость математического образования обусловлена необходимостью (для плодотворного развития общества) формирования будущего научно-технического, инженерного, медицинского и гуманитарного потенциала нашего общества.