Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mccme.ru/conf2000/tez_kudr.htm
Дата изменения: Thu Dec 7 19:31:55 2000 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:41:13 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: stonehenge |
В последние годы начался переход к массовому высшему
образованию: увеличилось как абсолютное, так и относительное
количество студентов. Сейчас число студентов на 10000 населения
превысило 290. Для сравнения в США --- более 500, в Южной
Корее --- 390, в европейских странах --- около 350. Тем самым,
сделан шаг на пути повышения образовательного уровня народа
России, поскольку относительное количество студентов в высших
учебных заведениях определяет и относительное количество
образованных (имеющих высшее образование) людей среди взрослого
населения (старше 25 лет) --- показатель, по которому Россия
пока отстает от развитых стран. Недостаточна в условиях
современного общества и продолжительность школьного образования.
Поэтому можно только приветствовать появление Национальной
доктрины образования в Российской Федерации, которая определяет
пути повышения образованности общества, переход к массовому
высшему образованию, увеличению продолжительности обучения в
средней школы. В выступлениях Министра образования РФ профессора
В.М. Филиппова неоднократно объяснялись причины и необходимость
реформирования образования и те положительные результаты, к
которым приведет реализация Национальной доктрины.
Переход к массовому высшему образования требует
существенного пересмотра организации учебного процесса, приемных
экзаменов и в целом концепции образования. В частности, сразу
возникает вопрос, как совместить большие потоки студентов с
необходимостью подготовки специалистов самой высокой
квалификации. Хотя наши вузы еще не слишком велики (крупнейший в
России вуз МГУ по количеству студентов относится к средним по
американским или японским меркам университетам), эта проблема
уже давно требует разрешения в подавляющем большинстве
российских вузов. Наиболее адекватной в этом смысле является
многоуровневая система бакалавр --- дипломированный
специалист --- магистр --- аспирант --- докторант.
В рамках многоуровневой системы студент получает
возможность реализовать себя в полной мере в соответствии со
своими желаниями и способностями. Разумеется, уже на младших
курсах должны быть созданы условия для продвинутого обучения
наиболее способных студентов --- будущих магистров. Уровень же
обучения дипломированных специалистов, а особенно, магистров
должен быть существенно поднят. При этом увеличение количества
студентов не должно приводить к снижению качества подготовки.
При переходе к массовому высшему образованию должны быть
созданы условия для поступления в вузы всем желающим. Пора
отказаться от иллюзии, что высокие конкурсы в вузы это хорошо.
Высокие конкурсы показывают прежде всего нехватку мест в вузах,
порождают систему репетиторства и коррупцию в вузах.
Должен быть решен вопрос с переходом к профессиональной
армии, что позволит не отвлекать молодых людей от получения
образования, а изучать военные дисциплины будут только те, кто в
этом заинтересован.
Постепенно произойдет изменение структуры образования с
расширением числа студентов, получающих гуманитарное,
экономическое, юридическое и управленческое образование, хотя
для реализации такого перехода потребуется не одно десятилетие.
Для поддержания уровня фундаментального образования в России Научно-методический совет по математике Минобразования РФ предлагает развитие системы стандартов, обеспечивающих обязательный уровень знаний, без которого образование не может считаться высшим, согласование стандартов образования в вузах со стандартами школьного образования, использование в учебном процессе как в вузах, так и в школе учебников только с грифом Минобразования, пересмотр существующих учебных программ по математике, создание эффективной системы аттестации и аккредитации вузов.