Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/circles/mccme/2009/7klass/17r.doc
Дата изменения: Sat Jan 31 21:29:59 2009
Дата индексирования: Mon Apr 6 22:24:29 2009
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: aurora

Математический кружок 7 класс
Занятие 17 Примеры и конструкции. 24.01.2009

Если надо выигрывать чаще, а силы равны, то надо много раз выиграть по
чуть-чуть, а проиграть много, но один раз.

1. Можно числа 1, 2, 3, ..., 20 разбить на пары (четное, нечетное) так,
чтобы почти во всех парах нечетное число было больше четного?

Ответ. 2, 3; 4, 5; 6, 7; 8, 9; 10, 11; 12, 13; 14, 15; 16, 17; 18, 19; 20,
1.

Замечание. Очевидно, что все числа на требуемые пары не разбить, так как
самое маленькое число - 1, нечетное и его нельзя ни с кем объединить в
пару.

2. На бал пришли 10 юношей и 10 девушек, было 10 танцев и каждый раз
танцевали все. Как могло получиться, что каждый юноша каждый следующий
танец танцевал либо с более красивой, либо с более умной девушкой?

Например, могло получиться так. Все девушки отличаются по красоте, но самая
некрасивая девушка умнее самой красивой. Пусть каждый юноша каждый
следующий танец танцует с более красивой девушкой (следующей по красоте), а
тот, кто уже танцевал с самой красивой, следующий танец танцует с более
умной.

3. Площадь прямоугольника равна 1см2. Может ли его периметр быть больше
1км?

Ответ. Да, может.

Например, прямоугольник с большей стороной 1км, а меньшей 0,00001см. Имеет
площадь 1см2, а периметр у него чуть больше 2км, что явно больше 1км.

4. Шестиклассник разрезал квадрат на прямоугольники периметра 60, а
семиклассник разрезал такой же квадрат на прямоугольники периметра 70.
Могло ли у семиклассника получиться больше прямоугольников?

Ответ. Да, могло.

Решение. Заметим, что не смотря на то, что периметр одного прямоугольника
меньше, чем другого, площадь у него может быть больше. Пусть у
шестиклассника будут более «квадратные» прямоугольники, а у семиклассника
более «вытянутые». Например, у шестиклассника получились прямоугольники
15в15, а у семиклассника 5в30. Чтобы квадрат можно было легко разрезать и
на те и на другие прямоугольники, можно взять его сторону равной 30.

Итак, пусть квадрат 30в30 шестиклассник разрезал на четыре прямоугольника
15в15. А семиклассник разрезал тот же квадрат на шесть прямоугольников
5в30.

Замечание. Конечно, существует множество других примеров.

5. Раз в месяц директор фирмы предлагает трем своим заместителям
проголосовать за новый список своей и их зарплат. Сам директор не
голосует. Те заместители, чью зарплату предлагается увеличить, голосуют
за, остальные - против. Предложение принимается большинством голосов.
Может ли директор за год добиться, чтобы его зарплата вдесятеро
увеличилась, а зарплаты всех заместителей вдесятеро уменьшились?

Ответ. Да, сможет добиться.

Решение. Директор может действовать так. Обозначим для удобства
первоначальную зарплату директора D, зарплату первого заместителя Z1,
зарплату второго - Z2, зарплату третьего Z3. Для достижения желаемого
директору достаточно и трех месяцев:

в первый месяц: 10*D, 2*Z1, 2*Z2, 0.001*Z3;

во второй месяц: 10*D, 2*Z1, 0.01*Z2, 0.01*Z3;

в третий месяц: 10*D, 0.1*Z1, 0.1*Z2, 0.1*Z3;

а во все остальные месяцы директор может предлагать проголосовать за
предложение:

100*D, 0.01*Z1, 0.01*Z2, 0.01*Z3, что естественно, будет отклоняться
замами.

Замечание. Конечно, можно придумать такую схему, чтобы какие-нибудь
изменения принимались каждый месяц:

В первый месяц директор предложит: 10*D, 2*Z1, 2*Z2, 0.001*Z3.

Во второй поступит так: 10*D, 3*Z1, 0.005*Z2, 0.005*Z3.

В третий так: 10*D, 0.01*Z1, 0.01*Z2, 0.01*Z3.

В четвертый так: 10*D, 0.02*Z1, 0.02*Z2, 0.02*Z3.

В пятый так: 10*D, 0.03*Z1, 0.03*Z2, 0.03*Z3.

.

В предпоследний: 10*D, 0.09*Z1, 0.09*Z2, 0.09*Z3.

В последний, 12 месяц: 10*D, 0.1*Z1, 0.1*Z2, 0.1*Z3, т.е. по итогам года
зарплата директора повысится в 10 раз, а зарплата замов уменьшится в 10
раз.





Графы.

6. Придумайте и нарисуйте схему движений между 9 планетами Солнечной
системы, такую, чтобы соблюдались следующие три условия:

1) добраться с Земли до Меркурия можно не менее, чем с тремя пересадками,

2) с Земли можно улететь в трёх направлениях (на три другие планеты), и с
Меркурия можно улететь в трёх направлениях,

3) а с Сатурна можно улететь в шести направлениях.

Например, так, как на рисунке.

7. В царстве 20 городов, которые как-то соединены дорогами, причем из
любого города можно проехать в любой другой. Царь пообещал разделить
царство на два, так чтобы в каждой половине было хотя бы 5 городов. А еще
он хочет, чтобы между городами каждого из «полцарств» можно было
перемещаться, не заезжая в города другого «полцарства». Всегда ли он
сможет так поделить царство?

Ответ. нет, не всегда.

Например, в царстве есть город, назовем его «Центральный», который соединен
со всеми городами. Других дорог нет. В таком царстве из каждого города,
можно попасть в каждый, но разделить такое царство Царь, как хотел, не
сможет. В самом деле, если бы поделить удалось, то центральный город должен
попасть в одно из «полцарств». Но тогда в другом «полцарстве» ни из одного
города нельзя будет выехать, т.к. все дороги ведут только в «Центральный».

Замечание. При такой схеме дорог государство нельзя разделить не только на
два «полцарства», но и на три «третьцарства» и вообще ни на какое
количество частей, если требовать, чтобы в каждой части было хотя бы два
города и между городами каждой части можно было перемещаться, не заезжая в
города других частей.

8. Между городами области проведено 120 дорог. Из любого города в любой
другой можно проехать. Все дороги надо распределить между 3 бригадами
ремонтников так, чтобы каждая бригада ремонтировала не менее 25 дорог и
могла передвигаться по своим дорогам, не пользуясь чужими. При любой ли
схеме дорог их можно так распределить между бригадами?

Например, при такой схеме, как на рисунке, нельзя разделить.

Докажем, что разделить дороги между тремя бригадами не удастся. Назовем
пять дорог, выходящих из центрального города «главными». Заметим, что если
«главная» дорога достается какой-то бригаде, то и весь «хвостик» из 23
дорог, «висящий» на этой дороге, тоже должен достаться этой бригаде, т.к. в
хвостике меньше 25 дорог, а из них нельзя доехать до других дорог, не
проехав по главной. Заметим так же, что «главная» дорога вместе со своим
«хвостиком» это всего 23+1=24 дороги, т.е. всё ещё мало для одной бригады.
Т.о. каждой бригаде должно достаться не меньше двух «главных» дорог, т.е.
на три бригады получается шесть, а у нас их всего пять.



Очень длинная задача для размышления.

9. Кощей Бессмертный похитил у царя трёх дочерей. Отправился Иван-царевич
их выручать. Приходит он к Кощею, а тот ему и говорит: "Завтра поутру
увидишь пять заколдованных девушек. Три из них - царевы дочери, а ещё две
- мои. Для тебя они будут неотличимы, а сами друг дружку различать
смогут. Я подойду к одной из них и стану у неё спрашивать про каждую из
пятерых: "Это царевна?". Она может отвечать и правду, и неправду, но ей
дозволено назвать царевнами ровно двоих (себя тоже можно называть). Потом
я так же опрошу каждую из остальных девушек, и они тоже должны будут
назвать царевнами ровно двоих. Если после этого угадаешь, кто из них и
вправду царевны, отпущу тебя восвояси невредимым. А если ещё и
догадаешься, которая царевна старшая, которая средняя, а которая младшая,
то и их забирай с собой."

Иван может передать царевнам записку, чтобы научить их, кого назвать
царевнами. Может ли он независимо от ответов Кощеевых дочерей:

а) вернуться живым; б) увезти царевен с собой?

Ответ. Да, в обоих случаях.

Решение. Пусть во-первых все принцессы покажут на самую младшую из
принцесс (самая младшая покажет сама на себя), а во-вторых каждая покажет
на следующую за ней по старшинству, т.е. младшая на среднюю, средняя на
старшую, а старшая пусть покажет на себя.

Иван, увидев, что на какую-то из девушек показали хотя бы трое, сразу
поймет, что это принцесса (т.к. на кощеевен принцессы не показывают, то
за любую кощееву дочку может быть максимум только два голоса). Далее он
посмотрит на кого указывает эта принцесса и определит вторую принцессу,
посмотрев на кого указала вторая принцесса, он определит третью. Так он
отличит принцесс от кощеевен. После этого он посмотрит на какую из
принцесс все принцессы дружно показали - это и будет младшая дочь.
Посмотрев на кого еще указала младшая он определит среднюю. Оставшаяся -
старшая.

Замечание 1. Сразу сказать, что та, на кого указали трое и есть младшая
дочь Иван не может, т.к. например, на среднюю могли указать еще две
кощеевны - т.е. всего она тоже получила три голоса. Но это ему и не
важно, главное, что он уверен, что это принцесса, а не кощеева дочка.

Замечание 2. Этот алгоритм работает и для большего числа принцесс и
кощеевен. Подумайте, как его распространить, например, на случай, когда
принцесс 100, кощеевых дочек 99, а каждой по-прежнему дозволено назвать
принцессами только двух.



-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]