Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mcc.rsa.ru/www_old/Mir/www/MIR/BNO/Arhiv/Inform_press2103.htm
Дата изменения: Wed May 28 21:14:57 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:56:55 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: aircraft
Информация для прессы

Информация для общественности 

от 21.03.2001 г.

Информация для общественности

21 марта 2001 года, 09 час. МСК

В соответствии с планом подготовки к спуску с орбиты комплекс 'Мир' совершает полет в дежурном режиме и продолжается его аэродинамическое торможение в земной атмосфере.

В ходе минувших суток были выполнены очередная серия проверок состояния бортовых систем 'Мира' и измерения параметров траектории движения.

Обработка и анализ информации, поступающей в Центр управления полетами, подтверждают готовность орбитального комплекса 'Мир' к проведению динамических операций на заключительном этапе полета.

На 22 марта запланировано построение ориентации комплекса, необходимой для проведения динамических операций.

 

Перечень основных динамических операций на заключительном этапе полета орбитального комплекса 'Мир'

23 марта 2001 года (время московское)

Номер суточного витка

Выполняемые операции

1

2

15 в.

I. Формирование предспусковой орбиты комплекса 'Мир'

Первый корректирующий импульс (работают восемь двигателей причаливания и ориентации (ДПО) грузового корабля 'Прогресс М1-5'):

- время включения ДПО - 03.32;

- время работы ДПО - 1244 с.

Параметры орбиты комплекса после коррекции:

- максимальное удаление от поверхности Земли - 218 км;

- минимальное удаление от поверхности Земли - 187 км;

 период обращения - 88,4 мин.

16 в.

Второй корректирующий импульс (работают восемь двигателей причаливания и ориентации (ДПО) грузового корабля 'Прогресс М1-5'):

- время включения ДПО-05.01;

- время работы ДУ - 1328 с.

 Параметры орбиты комплекса после коррекции:

-максимальное удаление от поверхности Земли - 217 км; -минимальное удаление от поверхности Земли - 159 км;

-период обращения - 88,1 мин.

2 в.

II. Спуск комплекса 'Мир' с орбиты искусственного спутника

Земли (ИСЗ)

Импульс для торможения и спуска комплекса с орбиты ИСЗ (работают сближающе-корректирующий двигатель и восемь двигателей причаливания и ориентации грузового корабля 'Прогресс М1-5'):

- время включения двигателей - 08.08, на высоте 213 км;

- время выключения двигателей - 08.30, на высоте 159 км;

- время работы двигателей -1335 с.

Вход комплекса в плотные слои земной атмосферы на высоте 100 км - 08.44

Начало разрушения комплекса на высоте 80 километров - 08.52

 

Расчетное время падения несгоревших элементов конструкции комплекса (НЭК) -09.00.

 

Координаты центра эллипса рассеивания НЭК: 44,2 град. ю.ш.; 150,0 град. з.д.

 

Рассеивание НЭК:

                                                      +3500

- по продольной оси эллипса -

                                                      -2500 км;

 

- по боковой оси эллипса -        + 100 км.

Примечание: данные параметров маневра и спуска комплекса "Мир" с орбиты приведены по расчетам на 21.03.2001 и будут уточняться в зависимости от баллистической ситуации.

Завершающий этап полета

    После стыковки с грузовым кораблем 'Прогресс М1-5' и до начала операций завершающего этапа полет орбитальной станции 'Мир' проходил в режиме закрутки с целью экономии топлива. В случаях отрицательного баланса в бортовой системе электропитания проводились дополнительные закрутки, обеспечивающие необходимый приход электроэнергии от солнечных батарей.

    В связи с неустойчивым состоянием земной атмосферы дата схода станции 'Мир' с орбиты прогнозировалась приближенно с последовательным уточнением.

    В соответствии с планом подготовки станции 'Мир' к спуску 12 марта 2001 года был включен центральный компьютер станции - БЦВМ 'Салют-5Б', управляющий ее ориентацией в пространстве. До начала операций завершающего этапа он работал в режиме измерения параметров закрутки станции. Центр управления полетами в сеансах связи постоянно контролировал состояние систем станции и корабля, их герметичность и тепловой режим. С помощью радиосредств проводился регулярный контроль параметров орбиты, определялась динамика снижения ее высоты.

    Окончательный план завершения полета станции 'Мир' предусматривает начало активных динамических операций после снижения до средней высоты орбиты Нср ' 220 км.

    За сутки до планируемой даты схода с орбиты станция 'Мир' переводится из режима закрутки в режим инерциальной ориентации для осуществления полного заряда аккумуляторных батарей систем электропитания станции и корабля 'Прогресс М1-5'. В эти же сутки проверяется работоспособность аппаратуры и датчиков систем управления движением, обеспечивающих выполнение операций завершающего этапа.

    Для реализации завершающего этапа выбрана трехимпульсная схема торможения для схода станции 'Мир' с орбиты. Первые два импульса проводятся на двух следующих друг за другом витках, называемых 15-м и16-м суточными. Эти импульсы выполняются с использованием восьми двигателей причаливания и ориентации (ДПО) корабля 'Прогресс М1-5', суммарная тяга которых составляет 100 кгс. При работе ДПО стабилизация станции поддерживается с помощью ее двигателей ориентации.

    В результате проведения первых  двух импульсов формируется предспусковая орбита с параметрами: Hmax ' 217 км;     Нmin '159км.  При этом перигей предспусковой орбиты располагается над расчетным районом падения в южной части Тихого океана.

    После выполнения импульсов формирования предспусковой орбиты станция сохраняет инерциальную ориентацию. На этом участке полета уточняются параметры полученной орбиты. Затем на 2-м суточном витке проводится третий, заключительный импульс с использованием комбинированного включения восьми ДПО корабля 'Прогресс М1-5' и его сближающе-корректирующего двигателя (СКД), тяга которого 300 кгс.

    Таким образом, для выполнения операций схода с орбиты используются отработанные в реальном полете станции 'Мир' процедуры проведения маневров на ДПО и комбинации их с СКД.

Из Центра управления полетами

    Завершение полета орбитальной станции 'Мир' вызывает большой интерес у мировой общественности и средств массовой информации. К 21 марта в Центре управления полетами (г. Королев Московской обл.) аккредитовано уже около 600 представителей более 100 российских и иностранных СМИ. Кроме того, в ЦУПе намерены присутствовать 109 сотрудников посольств 63 стран, а также представители российских государственных структур.

    ЦУП создавался для управления космическими аппаратами. И никто не предполагал в нем приема такого количества посетителей. Вместимость балкона Главного зала управления станцией 'Мир' ограничена. Поэтому крайне затруднительным для прессы представляется возможность присутствия на этом балконе. В качестве информационного дублера данного зала будут работать Главный зал управления Международной космической станцией и другие залы ЦУПа.

    Руководство ЦУПа заранее приносит свои извинения средствам массовой информации за то, что не сможет обеспечить соответствующие условия для работы их представителей. Руководство ЦУПа обращается ко всем аккредитованным СМИ с просьбой ограничить до минимума количественный состав своих представителей, направляемых для освещения заключительного этапа полета станции 'Мир'. В ЦУП будут допускаться по два представителя телевизионных компаний и по одному представителю пишущей прессы, радио и фото.