Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mcc.rsa.ru/electra.htm
Дата изменения: Thu Feb 4 15:41:53 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:26:36 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: iss
Программы Центра Управления Полетами, Космический аппарат 'Электро-Л'

Государственная корпорация РОСКОСМОС
ФГУП ЦНИИМАШ

 

Старт космического аппарата (КА) 'Электро-Л'


20 января 2011года в 15:17:34

(Время московское)

 

Космический аппарат 'Электро-Л' выводится на геостационарную орбиту (65 ВД) ракетой-носителем 'Зенит-2SБ' и разгонным блоком 'Фрегат-СБ'.

Назначение космического аппарата «Электро-Л»


 

Информационное обеспечение решения задач:


  • оперативной метеорологии,
  • гидрологии,
  • агрометеорологии,
  • мониторинга климата и окружающей среды.

Основные задачи:

  • получение и предварительная обработка (нормализация) многоспектральных снимков облачности и подстилающей земной поверхности
    в пределах всего наблюдаемого диска Земли;
  • получение гелиогеофизических данных на высоте орбиты;
  • сбор и ретрансляция информации с платформ сбора данных (ПСД);
  • выполнение телекоммуникационных функций по распространению, обмену гидрометеорологическими и гелиогеофизическими данными;
  • ретрансляция сигналов от аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ.

Заказчик


 

Государственный заказчик ОКР: Федеральное космическое агентство,

Заказчик: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Головной исполнитель ОКР: ФГУП «НПО им.С.А.Лавочкина» (в соответствии с условиями открытого конкурса - протокол ?2 -090203/010471/80 от 11.03.2009г.).

Работы выполняются в рамках Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы в соответствии с государственным контрактом ?361-1222/09 от 30.03.2009г.


Основные  характеристики КА «Электро-Л»

 

Масса КА «Электро-Л»

1797 кг, в т.ч.сухая масса 1440 кг

Масса модуля полезной нагрузки

550 кг

Точность поддержания КА в точке стояния:
- по долготе и широте

не хуже 0.5°

Ориентация КА

трехосная, прецизионная

Срок активного существования

10 лет с ВБР Рка= 0,87 (7,8 лет с ВБР Рка= 0,9)

Число каналов съемки 10

(3 канала ВД, 7 каналов ИК)

Разрешение

оптический диапазон - 1 км,

инфракрасный диапазон – 4 км

Периодичность съемки (круглосуточная)

30 мин (штатно), 10-15 мин (по командам с Земли)

Передача на Землю изображений и данных ГГАК-Э

до 30,72 Мбит/с

 

Космический аппарат «Электро-Л»

КА «Электро-Л» состоит из:
- комплекса целевой аппаратуры (КЦА), обеспечивающего получение, обработку и передачу многоспектральных снимков и данных о гелиогеофизической обстановке на высоте орбиты КА,
выполнение телекоммуникационных функций;
- базового модуля служебных систем (БМСС) «Навигатор»,предназначенного для обеспечения функционирования целевой аппаратуры и космического аппарата в целом в соответствии с предъявляемыми требования;
- адаптера.

 


КА "Электро-Л"


В состав комплекса целевой аппаратуры входят:
- бортовой информационный комплекс, представляющий многозональное сканирующее устройство гидрометеорологического обеспечения МСУ-ГС;
- гелиогеофизический аппаратурный комплекс – ГГАК;
- бортовой радиотехнический комплекс – БРТК;
- бортовая система сбора данных – БССД;
- система обеспечения теплового режима КЦА – СОТР КЦА;
- два привода ОНА;
- система уаправления приводом ОНА;
- бортовая кабельная сеть – БКС;
- командно-измерительные приборы (ГИВУС, АД-1,АД-2,АД-3);
- конструкция (рама целевой аппаратуры, приборная панель).

 

Модуль полезной нагрузки


Характеристики  МСУ-ГС:

Зона обзора - весь видимый диск Земли (20°х20°).
Число каналов съемки 10 (3 канала ВД, 7 каналов ИК).
Разрешение - ВД - 1 км, ИК – 4 км.
Периодичность съемки (круглосуточная) - 30 мин (штатно), 10-15 мин (по командам с Земли)

Характеристики БРТК
Каналы:
передача: 7,5 ГГц (X), 1,697 ГГц, 1,692 ГГц, 1,54 ГГц (L)
прием: 8,2 ГГц (X), 466 МГц, 406 МГц, 402 МГц (UHF)

Передача на Землю изображений (7,5 ГГц, до 30,72 Мбит/с) и данных ГГАК-Э. Ретрансляция и обмен метеоинформацией.
Сбор и передача на Землю данных с платформ сбора данных (ПСД). Ретрансляция сигналов аварийных буев системы КОСПАС-SARSAT.

Характеристики БССД:
Сбор и накопление данных от МСУ-ГС, ГГАК и ОКИ от КА.
Формирование потоков данных (до 30,72 Мбит/с) в радиолинии БРТК.
Емкость ЗУ – 650 Мбайт.

 

Состав бортового гелиогеофизического аппаратурного комплекса ГГАК-Э:
7 датчиков: Спектрометры и детекторы электронов и протонов с энергиями от 0,05 до 600 МэВ; измерители солнечной постоянной, рентгеновского и ультрафиолетового излучения Солнца;  измеритель вектора магнитного поля Земли.

 

 

В состав БМСС «Навигатор» входят:
- бортовой комплекс управления – БКУ;
- телеметрическая система – ТМС;
- бортовая аппаратура командно-измерительной системы – БА КИС;
- система контроля электризации – СКЭ;
- система электроснабжения – СЭС;
- система обеспечения теплового режима БМСС – СОТР БМСС;
- двигательная  установка – ДУ;
- антенно-фидерная система БА КИС – АФС БА КИС;
- бортовая кабельная сеть – БКС.

Базовый модуль «Навигатор»

 

БА КИС – бортовая аппаратура командно-измерительной системы

- Диапазон радиолинии – С/S (прм- 5,7 ГГц, прд - 3,4 ГГц)

  • Прием команд управления (1 кбит/с), траекторные измерения орбиты, передача ТМИ (1, 8, 32 кбит/с).
  • Выходная мощность передатчика 10 Вт

БКУ – бортовой комплекс управления

- Управление движением КА и бортовыми системами КА

  • Трехосная ориентация КА, точность наведения осей ПН – 1-2 угл.мин, амплитуда стабилизации – 2.5 угл.сек
  • Гироскоп, астродатчики – 3шт.,солнечные датчики-2 шт.,  двигатели-маховики – 4 шт.

СЭС – система электроснабжения

  • Мощность 1700 Вт
  • Батарея солнечная -  трехкаскадный GaAs – 8,2 кв.м
  • Аккумуляторная батарея - 30НВ-70А – NiH –  55 Ач
  • Комплекс автоматики и стабилизации (КАС)
  • Система ориентации солнечной батареи

ТМС – телеметрическая система

  • Сбор данных о состоянии бортовых систем
  • Взаимодействие с БКУ, БАКИС

Двигательная установка

  • - Топливо – гидразин, 357 кг,  двигатели -  8шт. х 5 Н, 16шт. х 0,5 Н

 

В состав адаптера входят:

  • переходная ферма;
  • система отделения;
  • датчики ТМ контроля и БКС.

Разработчики бортовой аппаратуры

?

Платформа «Навигатор»

Разработчики

1

Бортовой комплекс управления

МОКБ “Марс”

2

БА КИС

ОАО «РКС»

3

Антенно-фидерная система БАКИС

НПО им. С.А.Лавочкина

4

Телеметрическая система

ДООО ИРЗ, Ижевск

5

Система электроснабжения

НПО им. С.А.Лавочкина

 

5.1. Аккумуляторная батарея

ОАО “Сатурн”, Краснодар

 

5.2. Батарея солнечная

ОАО ИСС,  Железногорск

 

5.2.1 Батарея фотоэлектрическая

ОАО "Сатурн", Краснодар

 

5.3. Комплекс автоматики и стабилизации

НПЦ “Полюс”, Томск

6

Система ориентации солнечных батарей

НПП ВНИИЭМ

7

Двигательная установка

НПО им. С.А.Лавочкина

 

7.1. Двигатели коррекции и стабилизации

ОКБ "Факел", Калининград

8

Система обеспечения теплового режима

НПО им. С.А.Лавочкина

9

Система контроля электризации

Новосибирский ГУ

10

Система отделения

НПО им. С.А.Лавочкина

11

Конструкция КА

НПО им. С.А.Лавочкина

12

Система управления приводом ОНА (2 шт.)

НПО им. С.А.Лавочкина

 

12.1 Привод ОНА

НПО им. С.А.Лавочкина

 

12.2 Блок управления приводом ОНА

НИИ Субмикрон

?

Модуль полезной нагрузки

Разработчики

1

Многозональное сканирующее устройство

ОАО «РКС»

2

Бортовая система сбора данных

ОАО «РКС»

3

Бортовой радиотехнический комплекс

ОАО «РКС»

4

Антенно-фидерная система БРТК

НПО им. С.А.Лавочкина

5

Гелиогеофизический аппаратурный комплекс

ОАО «РКС» НЦ ОМЗ

 

Управление полетом

 

Управление подготовкой к старту, пуском ракеты-носителя и полетом на участке выведения на орбиту осуществляется с космодрома Байконур.
Космический аппарат «Электро-Л» выводится на геостационарную орбиту (65 ВД) ракетой-носителем «Зенит-2SБ» и разгонным блоком «Фрегат-СБ».


Ракета-носитель «Зенит-2SБ»


 

Разгонный блок «Фрегат-СБ»


Время выведения КА на КГСО (55,5ºВД)- 8ч.59м.12с. Точка стояния – 760 ВД.


Схема выведения КА «Электро-Л»

Циклограмма выведения КА «Электро-Л»


Трасса выведения КА «Электро-Л» и зоны видимости российских станций слежения



На этапе летных испытаний (ЛИ) управление полетом осуществляет ФГУП НПО им. С. А. Лавочкина, баллистическое обеспечение полета осуществляет ФГУП «ЦНИИмаш». После передачи в штатную эксплуатацию непосредственное управление полетом осуществляет ЦУП ФГУП «ЦНИИмаш».

 

Зал управления ЦПИ ФГУП НПО им. С. А. Лавочкина

Зал управления ЦУП-МЭ ФГУП «ЦНИИмаш»

 

 

Управление «Электро-Л» переведено в ЦУП

Пресс-служба ЦУП, 11 августа 2011 года

 

В настоящее время, после завершения летных испытаний, управление КА «Электро-Л» в полном объеме осуществляет  Центр управления полетами ЦНИИмаш с участием Центра проведения испытаний НПО им. С.А.Лавочкина.

«Электро-Л» был запущен с космодрома Байконур 20 января с.г. С первых дней полета космического аппарат на базе ЦУПа ЦНИИмаш функционировала резервная группа  управления, которая работала для обеспечения всей программы.

Новый космический аппарат позволит нашей стране занять достойное место в международной сети метеоспутников. Информация, полученная с «Электро-Л», будет использована для прогнозирования погоды в региональном и глобальном масштабах, анализа состояния акваторий морей и океанов, прогноза гелиогеофизической обстановки в околоземном космическом пространстве, состояния ионосферы и магнитного поля Земли, контроля чрезвычайных ситуаций и др.

Кроме того, космический аппарат «Электро-Л» будет принимать, и ретранслировать сигналы от аварийных радиобуев системы «Коспас-Сарсат», которая помогает службам поиска и спасания в определении местоположения терпящих бедствие людей.

 

 

вверх