Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mcc.rsa.ru/cup50g_12_2.htm
Дата изменения: Thu Apr 24 09:09:44 2014
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:34:50 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Центр управления полетами (ЦУП)  

 

Дорогой Гагарина


 

 

Хронология основных достижений пилотируемой космонавтики

 

(Продолжение. Начало в номере от 12 апреля, 28 мая)

 

12-14 апреля 1981 года

Первый полет многоразового космического корабля системы 'Спейс шаттл'

 

Отличительной особенностью кораблей системы «Спейс шаттл» (Space Shuttle) является наличие крыльев, благодаря которым они при возвращении могут осуществлять планирующий спуск в атмосфере и приземляться на посадочную полосу. Всего было построено пять космических кораблей этой серии: «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Как правило, в экипаж шаттла входило 5 – 7 человек, но в первых испытательных полетах «Колумбии» экипаж состоял всего из двух человек. Первыми астронавтами, совершившими такой полет, были Джон Янг (John Young) и Роберт Криппен (Robert Crippen).

Длительность полета Дж. Янга и Р. Криппена – 2 суток 06 часов 20 минут 52 секунды (с 12 по 14 апреля 1981 г.).

Шаттлы сыграли важную роль в строительстве Международной космической станции (МКС). Все модули и другие элементы американского сегмента МКС (включая европейский и японский модули), а также российский исследовательский модуль «Рассвет» доставлялись на орбиту шаттлами.

Программа «Спейс шаттл» была омрачена двумя катастрофами, в которых погибли 14 астронавтов. 28 февраля 1986 года через 74 секунды после старта взорвался шаттл «Челленджер», а 1 февраля 2003 года при входе в атмосферу разрушился шаттл «Колумбия».

Полеты по программе «Спейс шаттл» планируется завершить в 2011 году.

 

13 мая - 10 декабря 1982 года

Новый рекорд длительности космического полета

 

В апреле 1982 года на смену «Салюту-6» была выведена на орбиту усовершенствованная станция «Салют-7». Провозгласив магистральной линией обживания космического пространства полеты орбитальных станций со сменяемыми экипажами, наша страна уверенно наращивала длительность пребывания человека в условиях невесомости, соблюдая при этом необходимые профилактические меры по поддержанию работоспособности космонавтов на орбите и их последующей реадаптации к нормальной жизни на Земле. И уже экипаж первой основной экспедиции – Анатолий Николаевич Березовой и Валентин Витальевич Лебедев – возвратился на Землю с новым мировым рекордом.

Длительность полета А.Н. Березового и В.В. Лебедева – 211 суток 09 часов 04 минуты 33 секунды (с 13 мая по 10 декабря 1982 г.).

Не прошло и двух лет, как это достижение было перекрыто. Новый рекорд установил экипаж третьей основной экспедиции: Леонид Денисович Кизим, Владимир Алексеевич Соловьев и Олег Юрьевич Атьков – 236 суток 22 часа 49 минут 04 секунды (с 8 февраля по 2 октября 1984 г.).

За время этого полета Л.Д. Кизим и В.А. Соловьев шесть раз выходили в открытый космос. Шесть выходов за один полет – в то время тоже было высшим мировым достижением.

 

25 июля 1984 года

Первый выход женщины в открытый космос

 

Его совершила Светлана Евгеньевна Савицкая, прилетевшая на орбитальную станцию «Салют-7» в качестве бортинженера экспедиции посещения (командир – Владимир Александрович Джанибеков, космонавт-исследователь – Игорь Петрович Волк). Во время выхода в открытый космос С.Е. Савицкая вместе с В.А. Джанибековым с помощью универсального ручного инструмента (УРИ), созданного в Институте электросварки им. Е.О. Патона, провела эксперименты по резке, сварке, пайки и напылению металлов.

Продолжительность пребывания С.Е. Савицкой и В.А. Джанибекова в условиях открытого космоса составила 3 часа 34 минуты.

Длительность полета В.А. Джанибекова, С.Е. Савицкой и И.П. Волка – 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд (с 17 по 29 июля 1984 г.).

 

 

Июнь 1985 года

Реанимация 'мертвой' станции

 

Полет орбитальной станции «Салют-7» вписал свою незабываемую страницу в летопись пилотируемой космонавтики. После трех лет эксплуатации со станцией была потеряна связь, и она осталась на орбите обесточенной и неуправляемой. Для реанимации станции была разработана новая методика стыковки, не имеющая аналогов в мировой практике, – стыковки с пассивным космическим объектом. Эта задача была успешно реализована 8 июня 1985 года. С расстояния 2,5 километра экипаж корабля «Союз Т-13» – Владимир Александрович Джанибеков и Виктор Петрович Савиных – перешел на ручное управление. Стыковка осложнялась тем, что станция не была застабилизирована в пространстве, а вращалась произвольным образом. Но В.А. Джанибеков, продемонстрировав поистине высший пилотаж в космосе, аккуратно причалил к переходному отсеку «Салюта-7». После проверки герметичности стыка космонавты открыли люк корабля и через клапан выравнивания давления взяли пробу воздуха в станции. «Салют-7». Когда В.А. Джанибеков вошел в станцию, на вопрос с Земли о температуре, он непосредственно воскликнул: «Колотун, братцы!».

Работая в постоянном контакте со специалистами на Земле, космонавты последовательно, шаг за шагом, полностью восстановили работоспособность станции и приступили к выполнению научной программы. Они совершили выход в открытый космос, приняли два грузовых корабля и пилотируемый корабль «Союз Т-14», в экипаж которого входили: Владимир Владимирович Васютин, Георгий Михайлович Гречко и Александр Александрович Волков.

В.А. Джанибеков вернулся на Землю вместе с Г.М. Гречко на корабле «Союз Т-13». В.П. Савиных продолжал полет в составе нового экипажа. Из-за болезни В.В. Васютина полет пришлось досрочно прекратить. Обязанности командира корабля при возвращении были возложены на В.П. Савиных.

Длительность полета В.А. Джанибекова – 112 суток 03 часа 12 минут 07 секунд (с 6 июня по26 сентября 1985 г.); В.П. Савиных – 168 суток 03 часа 51 минута 09 секунд (с 6 июня по 21 ноября 1985 г.).

 

1986-2001 годы

Первая постоянно действующая орбитальная станция 'Мир'

 

Орбитальная станция «Мир» стала логическим продолжением программы поэтапного обживания человеком околоземного космического пространства. Она вобрала в себя весь опыт своих предшественниц – долговременных орбитальных станций серии «Салют», особенно станций «Салют-6» и «Салют-7».

Первый элемент станции «Мир» – ее базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года.

Станция «Мир» в составе только одного базового блока была уже пригодна к эксплуатации и могла обеспечивать необходимые условия для длительной работы экипажей на ее борту. Но этот запуск стал лишь началом уникального строительства – создания на околоземной орбите многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса модульного типа. Модульное построение позволяло делать гибкими не только программы научных исследований, но и процессы поиска инженерно-конструкторских решений по дальнейшему дооснащению космической станции.

В постоянный состав станции после базового блока последовательно вошли модули «Квант» (1987 г.), «Квант-2» (1989 г.), «Кристалл» (1990 г.), «Спектр» (1995 г.), стыковочный отсек (1995 г) и модуль «Природа» (1996 г.).

На станции побывало 104 человека, в том числе 62 иностранных космонавта. К станции совершили полеты и стыковались с ней 109 космических аппаратов, в том числе  39 пилотируемых кораблей (из них 9 американских шаттлов по программам «Мир–Шаттл» и «Мир–НАСА»).

Завершение полета станции «Мир» стало уникальным научно-техническим экспериментом. 23 марта 2001 года впервые был реализован управляемый безопасный сход с орбиты такого крупногабаритного и массивного космического объекта и затопление его в заданном районе акватории Тихого океана.

Станция «Мир» – это выдающееся научно-техническое достижение конца ХХ века. Пятнадцатилетний полет станции, работа многих российских и международных экипажей на ее борту дали поистине бесценный опыт не только российской космонавтике, но и всему человечеству. Станция «Мир» стала настоящим летным полигоном для испытаний в реальных условиях многих технических решений и технологических процессов, используемых на Международной космической станции.

 

Май-июнь 1986 года

Межорбитальные перелеты

 

Леонид Денисович Кизим и Владимир Алексеевич Соловьев были первым экипажем на станции «Мир». Они стартовали на корабле «Союз Т-15» 13 марта 1986 года и 15 марта прибыли на станцию. В соответствии с программой работ этот экипаж 5–6 мая 1986 года осуществил межорбитальный перелет на станцию «Салют-7», где выполнил научные эксперименты, включающие два выхода в открытый космос.

Перелет экипажа с одной орбитальной станции на другую в практике мировой космонавтики был совершен впервые.

Завершив запланированные работы на «Салюте-7», космонавты 25 июня покинули ее и на следующие сутки прибыли на станцию «Мир». Использование корабля «Союз Т-15» в качестве межорбитального парома позволило им взять с собой не только материалы выполненных исследований, но и часть научной аппаратуры «Салюта-7», чтобы использовать ее на новой станции.

Длительность полета Л.Д. Кизима и В.А. Соловьева от старта до посадки – 125 суток 56 секунд (с 13 марта по 16 июля 1986 г.).

 

15 ноября 1988 года

Первый полет орбитального корабля многоразового использования 'Буран'

 

Свой единственный полет корабль «Буран» совершил в беспилотном варианте при втором пуске ракеты-носителя «Энергия» (первый пуск «Энергии» был осуществлен 19 мая 1987 года).

Впервые в истории авиационно-космической техники был осуществлен в автоматическом режиме весь полет орбитального корабля от старта до приземления вплоть до остановки на посадочной полосе космодрома. Причем в сложных метеорологических условиях.

Накануне весь день шел дождь. Он прекратился за несколько часов до старта, но резко усилился ветер, скорость которого в порывах достигала 17 метров в секунду. Небо закрывала сплошная низкая облачность (высота нижней кромки облаков – 500 метров).

Для запусков американских шаттлов такая погода совершенно неприемлема, а «Буран» полетел. Он совершил два витка вокруг Земли и приземлился на посадочную полосу на космодроме Байконур. Продолжительность полета корабля «Буран» составила 205 минут.

При боковом шквальном ветре «Буран» коснулся посадочной полосы с отклонением от осевой линии всего 3,5 метра. А когда корабль, пробежав около километра, остановился, его носовое колесо оказалось вообще в 80 сантиметрах от этой линии.

Следующий полет корабля «Буран» также в беспилотном варианте планировался со стыковкой с орбитальной станцией «Мир», а его третий старт должен был быть уже с экипажем на борту.

Однако в 1990 году из-за недостаточного финансирования работы по программе «Энергия–Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта.

 

(Продолжение следует)

 

Валерий ЛЫНДИН

 

Опубликовано в «Калининградской правде» 23 июня 2011 года

 

 

вверх