Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mcc.rsa.ru/cup50g_12_2.htm
Дата изменения: Thu Apr 24 09:09:44 2014 Дата индексирования: Sat Apr 9 23:34:50 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п |
Дорогой Гагарина
|
Хронология основных достижений пилотируемой космонавтики
(Продолжение. Начало в номере от 12 апреля, 28 мая)
12-14 апреля 1981 годаПервый полет многоразового космического корабля системы 'Спейс шаттл'
Отличительной особенностью кораблей системы «Спейс шаттл» (Space Shuttle) является наличие крыльев, благодаря которым они при возвращении могут осуществлять планирующий спуск в атмосфере и приземляться на посадочную полосу. Всего было построено пять космических кораблей этой серии: «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Как правило, в экипаж шаттла входило 5 – 7 человек, но в первых испытательных полетах «Колумбии» экипаж состоял всего из двух человек. Первыми астронавтами, совершившими такой полет, были Джон Янг (John Young) и Роберт Криппен (Robert Crippen). Длительность полета Дж. Янга и Р. Криппена – 2 суток 06 часов 20 минут 52 секунды (с 12 по 14 апреля 1981 г.). Шаттлы сыграли важную роль в строительстве Международной космической станции (МКС). Все модули и другие элементы американского сегмента МКС (включая европейский и японский модули), а также российский исследовательский модуль «Рассвет» доставлялись на орбиту шаттлами. Программа «Спейс шаттл» была омрачена двумя катастрофами, в которых погибли 14 астронавтов. 28 февраля 1986 года через 74 секунды после старта взорвался шаттл «Челленджер», а 1 февраля 2003 года при входе в атмосферу разрушился шаттл «Колумбия». Полеты по программе «Спейс шаттл» планируется завершить в 2011 году.
13 мая - 10 декабря 1982 годаНовый рекорд длительности космического полета
В апреле 1982 года на смену «Салюту-6» была выведена на орбиту усовершенствованная станция «Салют-7». Провозгласив магистральной линией обживания космического пространства полеты орбитальных станций со сменяемыми экипажами, наша страна уверенно наращивала длительность пребывания человека в условиях невесомости, соблюдая при этом необходимые профилактические меры по поддержанию работоспособности космонавтов на орбите и их последующей реадаптации к нормальной жизни на Земле. И уже экипаж первой основной экспедиции – Анатолий Николаевич Березовой и Валентин Витальевич Лебедев – возвратился на Землю с новым мировым рекордом. Длительность полета А.Н. Березового и В.В. Лебедева – 211 суток 09 часов 04 минуты 33 секунды (с 13 мая по 10 декабря 1982 г.). Не прошло и двух лет, как это достижение было перекрыто. Новый рекорд установил экипаж третьей основной экспедиции: Леонид Денисович Кизим, Владимир Алексеевич Соловьев и Олег Юрьевич Атьков – 236 суток 22 часа 49 минут 04 секунды (с 8 февраля по 2 октября 1984 г.). За время этого полета Л.Д. Кизим и В.А. Соловьев шесть раз выходили в открытый космос. Шесть выходов за один полет – в то время тоже было высшим мировым достижением.
25 июля 1984 годаПервый выход женщины в открытый космос
Его совершила Светлана Евгеньевна Савицкая, прилетевшая на орбитальную станцию «Салют-7» в качестве бортинженера экспедиции посещения (командир – Владимир Александрович Джанибеков, космонавт-исследователь – Игорь Петрович Волк). Во время выхода в открытый космос С.Е. Савицкая вместе с В.А. Джанибековым с помощью универсального ручного инструмента (УРИ), созданного в Институте электросварки им. Е.О. Патона, провела эксперименты по резке, сварке, пайки и напылению металлов. Продолжительность пребывания С.Е. Савицкой и В.А. Джанибекова в условиях открытого космоса составила 3 часа 34 минуты. Длительность полета В.А. Джанибекова, С.Е. Савицкой и И.П. Волка – 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд (с 17 по 29 июля 1984 г.).
Июнь 1985 годаРеанимация 'мертвой' станции
Полет орбитальной станции «Салют-7» вписал свою незабываемую страницу в летопись пилотируемой космонавтики. После трех лет эксплуатации со станцией была потеряна связь, и она осталась на орбите обесточенной и неуправляемой. Для реанимации станции была разработана новая методика стыковки, не имеющая аналогов в мировой практике, – стыковки с пассивным космическим объектом. Эта задача была успешно реализована 8 июня 1985 года. С расстояния 2,5 километра экипаж корабля «Союз Т-13» – Владимир Александрович Джанибеков и Виктор Петрович Савиных – перешел на ручное управление. Стыковка осложнялась тем, что станция не была застабилизирована в пространстве, а вращалась произвольным образом. Но В.А. Джанибеков, продемонстрировав поистине высший пилотаж в космосе, аккуратно причалил к переходному отсеку «Салюта-7». После проверки герметичности стыка космонавты открыли люк корабля и через клапан выравнивания давления взяли пробу воздуха в станции. «Салют-7». Когда В.А. Джанибеков вошел в станцию, на вопрос с Земли о температуре, он непосредственно воскликнул: «Колотун, братцы!». Работая в постоянном контакте со специалистами на Земле, космонавты последовательно, шаг за шагом, полностью восстановили работоспособность станции и приступили к выполнению научной программы. Они совершили выход в открытый космос, приняли два грузовых корабля и пилотируемый корабль «Союз Т-14», в экипаж которого входили: Владимир Владимирович Васютин, Георгий Михайлович Гречко и Александр Александрович Волков. В.А. Джанибеков вернулся на Землю вместе с Г.М. Гречко на корабле «Союз Т-13». В.П. Савиных продолжал полет в составе нового экипажа. Из-за болезни В.В. Васютина полет пришлось досрочно прекратить. Обязанности командира корабля при возвращении были возложены на В.П. Савиных. Длительность полета В.А. Джанибекова – 112 суток 03 часа 12 минут 07 секунд (с 6 июня по26 сентября 1985 г.); В.П. Савиных – 168 суток 03 часа 51 минута 09 секунд (с 6 июня по 21 ноября 1985 г.).
1986-2001 годыПервая постоянно действующая орбитальная станция 'Мир'
Орбитальная станция «Мир» стала логическим продолжением программы поэтапного обживания человеком околоземного космического пространства. Она вобрала в себя весь опыт своих предшественниц – долговременных орбитальных станций серии «Салют», особенно станций «Салют-6» и «Салют-7». Первый элемент станции «Мир» – ее базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Станция «Мир» в составе только одного базового блока была уже пригодна к эксплуатации и могла обеспечивать необходимые условия для длительной работы экипажей на ее борту. Но этот запуск стал лишь началом уникального строительства – создания на околоземной орбите многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса модульного типа. Модульное построение позволяло делать гибкими не только программы научных исследований, но и процессы поиска инженерно-конструкторских решений по дальнейшему дооснащению космической станции. В постоянный состав станции после базового блока последовательно вошли модули «Квант» (1987 г.), «Квант-2» (1989 г.), «Кристалл» (1990 г.), «Спектр» (1995 г.), стыковочный отсек (1995 г) и модуль «Природа» (1996 г.). На станции побывало 104 человека, в том числе 62 иностранных космонавта. К станции совершили полеты и стыковались с ней 109 космических аппаратов, в том числе 39 пилотируемых кораблей (из них 9 американских шаттлов по программам «Мир–Шаттл» и «Мир–НАСА»). Завершение полета станции «Мир» стало уникальным научно-техническим экспериментом. 23 марта 2001 года впервые был реализован управляемый безопасный сход с орбиты такого крупногабаритного и массивного космического объекта и затопление его в заданном районе акватории Тихого океана. Станция «Мир» – это выдающееся научно-техническое достижение конца ХХ века. Пятнадцатилетний полет станции, работа многих российских и международных экипажей на ее борту дали поистине бесценный опыт не только российской космонавтике, но и всему человечеству. Станция «Мир» стала настоящим летным полигоном для испытаний в реальных условиях многих технических решений и технологических процессов, используемых на Международной космической станции.
Май-июнь 1986 годаМежорбитальные перелеты
Леонид Денисович Кизим и Владимир Алексеевич Соловьев были первым экипажем на станции «Мир». Они стартовали на корабле «Союз Т-15» 13 марта 1986 года и 15 марта прибыли на станцию. В соответствии с программой работ этот экипаж 5–6 мая 1986 года осуществил межорбитальный перелет на станцию «Салют-7», где выполнил научные эксперименты, включающие два выхода в открытый космос. Перелет экипажа с одной орбитальной станции на другую в практике мировой космонавтики был совершен впервые. Завершив запланированные работы на «Салюте-7», космонавты 25 июня покинули ее и на следующие сутки прибыли на станцию «Мир». Использование корабля «Союз Т-15» в качестве межорбитального парома позволило им взять с собой не только материалы выполненных исследований, но и часть научной аппаратуры «Салюта-7», чтобы использовать ее на новой станции. Длительность полета Л.Д. Кизима и В.А. Соловьева от старта до посадки – 125 суток 56 секунд (с 13 марта по 16 июля 1986 г.).
15 ноября 1988 годаПервый полет орбитального корабля многоразового использования 'Буран'
Свой единственный полет корабль «Буран» совершил в беспилотном варианте при втором пуске ракеты-носителя «Энергия» (первый пуск «Энергии» был осуществлен 19 мая 1987 года). Впервые в истории авиационно-космической техники был осуществлен в автоматическом режиме весь полет орбитального корабля от старта до приземления вплоть до остановки на посадочной полосе космодрома. Причем в сложных метеорологических условиях. Накануне весь день шел дождь. Он прекратился за несколько часов до старта, но резко усилился ветер, скорость которого в порывах достигала 17 метров в секунду. Небо закрывала сплошная низкая облачность (высота нижней кромки облаков – 500 метров). Для запусков американских шаттлов такая погода совершенно неприемлема, а «Буран» полетел. Он совершил два витка вокруг Земли и приземлился на посадочную полосу на космодроме Байконур. Продолжительность полета корабля «Буран» составила 205 минут. При боковом шквальном ветре «Буран» коснулся посадочной полосы с отклонением от осевой линии всего 3,5 метра. А когда корабль, пробежав около километра, остановился, его носовое колесо оказалось вообще в 80 сантиметрах от этой линии. Следующий полет корабля «Буран» также в беспилотном варианте планировался со стыковкой с орбитальной станцией «Мир», а его третий старт должен был быть уже с экипажем на борту. Однако в 1990 году из-за недостаточного финансирования работы по программе «Энергия–Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта.
(Продолжение следует)
Валерий ЛЫНДИН
Опубликовано в «Калининградской правде» 23 июня 2011 года
|