Параллельно с работами по пилотируемым программам ЦУП обеспечивал управление космическими аппаратами, совершавшими полеты к другим планетам. Сначала ими управляли из Центра дальней космической связи, который находился в Крыму под Евпаторией, а после успешного завершения программы ЭПАС управление ими полностью передали в подмосковный ЦУП.
В сентябре 1978 года были запущены автоматические межпланетные станции «Венера-11» и «Венера-12». Через три месяца обе станции достигли окрестностей планеты Венера. За двое суток до подлета к этой планете от них отделили спускаемые аппараты, которые затем совершили мягкую посадку на ее поверхность на расстоянии 800 километров один от другого. А сами станции после отделения спускаемых аппаратов были переведены по отношению к Венере на пролетные траектории. Для передачи научной информации была реализована баллистическая схема, обеспечившая необходимое взаимное пространственное положение станций и спускаемых аппаратов. Информация, получаемая каждым спускаемым аппаратом, передавалась на свою станцию, откуда затем транслировалась на Землю.
В конце 1981 года отправились в межпланетный полет автоматические станции «Венера-13» и «Венера-14», по конструкции и составу научной аппаратуры аналогичные своим предшественницам. Схема их полета тоже была аналогичной. А после посадки на поверхность планеты спускаемые аппараты этих станций передали на Землю еще и цветные панорамы венерианских пейзажей. С помощью грунтозаборных устройств были взяты пробы грунта и проведен его химический анализ.
В июне 1983 года были выведены на межпланетную траекторию очередные автоматические станции «Венера-15» и «Венера-16», предназначавшиеся для радиолокационного картографирования этой планеты. По окончании межпланетного перелета обе станции перевели на околовенерианские орбиты, и они приступили к выполнению своей основной задачи.
В начале 80-х годов прошлого века мировая научная общественность готовилась к встрече с кометой Галлея, которая появляется в Солнечной системе раз в 76 лет. СССР, США, Европа и Япония разрабатывали специальные космические аппараты для изучения кометы (в США потом отказались от этого проекта). Советские автоматические станции «Вега-1» и «Вега-2» ушли в полет уже в декабре 1984 года, поскольку они предназначались для исследований сразу двух объектов – планеты Венера и кометы Галлея. Поэтому проект получил название «Венера–Галлей» или сокращенно – «Вега». В проекте вместе с советскими учеными приняли участие их коллеги из Австрии, Болгарии, ГДР, Польши, Чехословакии, Франции и ФРГ.
В июне 1985 года обе станции достигли окрестности Венеры. Здесь от них отделились спускаемые аппараты, которые провели исследование атмосферы планеты и ее поверхности, А сами станции продолжили свой путь на встречу с кометой Галлея. Эта встреча состоялась в марте 1986 года.
Если для СССР это был очередной полет в дальний космос, то для Европы – первый в их истории опыт разработки и создания межпланетного аппарата, названного «Джотто». Одна из принципиальных особенностей организации полета к комете Галлея заключалась в том, что межпланетный аппарат должен пролететь на строго определенном минимальном расстоянии от головы кометы, чтобы обеспечить необходимые условия для работы бортовой аппаратуры. Это связано с огромной относительной скоростью пролета аппарата мимо кометы – 80 километров в секунду.
Когда баллистикам ЦУПа стало известно, что аппаратура «Джотто» рассчитана на работу при пролете кометы на расстоянии ~ 550 километров, они немедленно проинформировали своих европейских коллег о невозможности выполнения этого условия. Как показали исследования, на момент встречи положение кометы Галлея может быть известно с точностью только в несколько тысяч километров. Но переделать что-либо в европейском проекте было уже поздно. В этой критической ситуации специалисты ЦУПа предложили уникальный метод наведения европейского аппарата на комету с требуемой точностью. Суть его заключалась в том, что советские межпланетные станции «Вега-1» и «Вега-2», сближаясь с кометой Галлея на несколько дней раньше «Джотто», могли проводить некоторые специальные измерения, обработка которых совместно с траекторными измерениями с Земли станций «Вега» и оптическими наблюдениями кометы позволяли определить ее положение с точностью в несколько десятков километров. Так родился международный проект «Лоцман», и головным в нем стал подмосковный ЦУП. Проекты «Вега» и «Лоцман» были успешно реализованы.
В июле 1988 года стартовали автоматические межпланетные станции «Фобос-1» и «Фобос-2». Они предназначались для комплексного исследования Марса и его спутника Фобоса. Но в сентябре не состоялся очередной запланированный сеанс радиосвязи с первой из этих станций, и все попытки восстановить связь окончились безрезультатно. Вторая станция продолжила путь и в январе 1989 года была переведена на околомарсианскую орбиту. С помощью ряда маневров орбита неоднократно корректировалась, чтобы обеспечить постепенное сближение станции с Фобосом. Во время этого полета проводилась телевизионная и тепловая съемка Марса. На Землю передавалась информация об особенностях обтекания планеты солнечным ветром и характеристики ее магнитосферы. Затем наступила очередь Фобоса. Для обеспечения сближения с ним требовалась высокая точность. И впервые в практике межпланетной экспедиции был успешно отработан способ навигации космического аппарата с использованием телевизионных изображений естественного небесного тела такой сложной формы, каким является этот спутник Марса. Телевизионные изображения Фобоса в различных ракурсах регулярно передавались на Землю. К сожалению, в конце марта радиосвязь со станцией прекратилась.
вверх |