Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mcc.rsa.ru/cup50_buran.htm
Дата изменения: Thu Feb 4 16:00:17 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:35:35 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Центр Управления Полетами, Ракетно-космическая система 'Энергия-Буран'
  

Государственная корпорация РОСКОСМОС
ФГУП ЦНИИМАШ

 

• ЦУПу-50 лет • ЦУП и его возможности • От зарождения до мирового признания • Орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7», «Мир» • Международная космическая станция • Дальний космос • Ракетно-космическая система «Энергия–Буран» • Околоземные автоматические космические аппараты • Программа «Морской старт»

 

Для обеспечения летно-конструкторских испытаний универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия–Буран» в составе ЦУПа был создан фактически еще один центр управления. Когда принималось решение о его создании, справедливо считалось, что богатый опыт действующего подмосковного ЦУПа с большим математическим обеспечением, обновленным парком вычислительной техники и квалифицированным персоналом позволит ввести новый центр в необходимые тогда короткие сроки. «Бурановский» центр сдали в эксплуатацию в начале 1987 года. При этом были разработаны уникальные методические, программные и технические средства приема и обработки информации с ракеты-носителя «Энергия» в реальном масштабе времени. И уже в мае прошло их практическое апробирование при первом пуске «Энергии».
Орбитальный корабль «Буран» для своего первого полета был подготовлен в беспилотном варианте. 15 ноября 1988 года он совершил запланированные два витка и приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур. Программа летных испытаний была выполнена полностью, хотя метеорологические условия в этот день не благоприятствовали полету.
Накануне старта шел дождь. В случае понижения температуры (что по прогнозу не исключалось) это грозило обледенением посадочной полосы. Однако температура сохранилась на уровне пяти градусов выше нуля. Дождь прекратился за несколько часов до старта, но резко усилился ветер, скорость которого в порывах достигала 17 метров в секунду. При дальнейшем усилении ветра свыше 20 метров в секунду старт был бы отменен. Сплошная облачность плотным слоем закрывала все небо. Высота нижней кромки облаков составляла 500 метров.
Управление полетом орбитального корабля «Буран» осуществлялось автоматизированной системой, ключевым звеном которой был подмосковный ЦУП. В эту систему входили бортовой вычислительный комплекс корабля, наземные и плавучие командно-измерительный пункты, спутники-ретрансляторы и радиотехнические средства космодрома.
После отделения от ракеты-носителя корабль «Буран», используя собственную двигательную установку, перешел на круговую орбиту высотой 250 километров. Как и было предусмотрено программой испытательного полета, после двух оборотов вокруг Земли он, погасив орбитальную скорость, начал снижаться. На этом этапе для управления использовался объединенный командно-диспетчерский пункт, расположенный вблизи посадочной полосы.
При сильном боковом ветре корабль «Буран» зашел на посадочную полосу с отклонением от осевой линии 3,5 метра. А когда он остановился, это отклонение составило всего 0,8 метра.
Впервые в авиационно-космической технике был осуществлен в автоматическом режиме весь полет от старта до приземления, вплоть до остановки на посадочной полосе космодрома.
Но этот полет так и остался единственным. В настоящее время бывший «бурановский» центр управления после переоборудования и модернизации работает по программе МКС.

 

вверх

 

• ЦУП и его возможности • От зарождения до мирового признания • Орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7», «Мир» • Международная космическая станция • Дальний космос • Ракетно-космическая система «Энергия–Буран» • Околоземные автоматические космические аппараты • Программа «Морской старт»