Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.m31.spb.ru/archive/books/return_from_space/return8.htm
Дата изменения: Thu Dec 20 21:07:48 2001
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:32:25 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: comet
M31.SPB.RU: Archive - Books - Return from Space
[ Оглавление] | [ Назад ]
 [ BACK TO MAIN PAGE OF M31.SPB.RU / ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ M31.SPB.RU ]

КОРАБЛЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
(Вместо заключения)
 [ BACK TO MAIN PAGE OF M31.SPB.RU / ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ M31.SPB.RU ]

          Непрекращающуюся борьбу ученых за раскрытие новых тайн природы справедливо сравнивают со штурмом прочно обороняемого многоэтажного здания. Авангард прорывается на новый этаж, а следующие за ним подразделения развивают успех. Значительно труднее по сильно укрепленному узкому проходу прорваться на следующий этаж, чем занять на нем все остальные комнаты.
          Когда наши ученые запустили на орбиту вокруг Земли первый в истории искусственный спутник, советская наука взяла неприступный прежде этаж великого здания непознанного. Затем наступил период быстрого роста веса спутников и увеличения апогея орбит. Это - развитие успеха вширь.
          Новым успехом в штурме твердынь науки было взятие второй космической скорости, которая позволила летательным аппаратам преодолеть никем еще до этого не преодоленную силу притяжения Земли, достичь Луны, выйти на орбиту Солнца.
          Запуск искусственных тел в космос стал делом привычным. Один за другим уходили за пределы атмосферы огромные космические лаборатории. Уходили и, к сожалению, не всегда возвращались. Первые спутники сгорали в плотных слоях атмосферы, когда их орбиты приближались к Земле. Ведь запущенное даже в разреженную среду - в преддверие космоса - небесное тело не может бесконечно долго находиться на первоначальной орбите. В результате сопротивления среды орбита все больше приближается к Земле.
          Летательный аппарат, посланный с нашей планеты, должен вернуться снова на нее. Только тогда ученые будут располагать самыми полными, а значит, и наиболее ценными данными, необходимыми для научных выводов. Только после овладения методами возвращения летательных аппаратов из космоса стал возможным полет человека в межпланетные дали.
          До 20 августа 1960 года мировая наука не располагала практическим примером возвращения из космоса летательного аппарата. Эта проблема была не менее грандиозной по своей значимости, не менее сложной по исполнению, чем, например, облет Луны межпланетной станцией и передача на Землю изображений невидимого полушария нашего естественного .спутника.
          Вот почему взволновавшая весь мир весть о благополучном возвращении из космоса корабля с живыми существами на борту расценивалась всем человечеством как завоевание нового этажа в великом здании мировой науки.
          Каким же образом совершал посадку космический корабль, который нес на борту Стрелку и Белку?
          Прежде всего нужно было достаточно плавно уменьшить скорость корабля от космической до обычной посадочной.
          Космический корабль, летящий по круговой орбите вокруг Земли на высоте чуть больше 300 км [31], за каждую секунду пролетал почти 8000 м. В момент же приземления контейнер с четвероногими разведчиками имел скорость всего 6-8 м/сек. Следовательно, скорость удалось снизить больше чем в тысячу раз!
          Выведенный мощной ракетой на круговую орбиту корабль отделился от последней ступени ракеты, и тут же была включена система ориентации. Продольная ось корабля установилась по направлению полета, поперечная-перпендикулярно плоскости орбиты, а вертикальная ось-по местной вертикали [32].
          На первых же этапах движения корабля важно было узнать реальные значения скорости полета, точно определить истинную орбиту. Наблюдения за кораблем велись с наземных станций. Информация по линиям связи автоматически передавалась в вычислительные центры, где обрабатывалась на электронно-счетных машинах. В результате были получены точные данные об орбите, а это позволило ученым составить достоверный прогноз движедия корабля и заранее рассчитать- время подачи команды на спуск.
          Точность всех данных имела решающее значение. Ведь ошибка в определении скорости корабля на один метр в секунду, т. е. всего на одну сотую процента, могла привести к отклонению точки приземления почти на


Рис. 16.По такой орбите возвращался на Землю второй космический корабль

          50 км. Еще большее отклонение могла дать погрешность в определении направления движения. Ошибка в одну угловую минуту привела бы к отклонению точки приземления почти на 60 км.
          Управление космическим кораблем велось из координационно-вычислительного центра по заранее намеченной программе. На 18-м обороте из центра была подана команда на спуск с расчетом на приземление в заданном районе. По сигналу с земли включилась тормозная двигательная установка и скорость корабля стала постепенно уменьшаться. Под действием земного притяжения корабль сошел с круговой орбиты (рис. 16).
          Огибая Землю, корабль все больше погружался в атмосферу. Из-за торможения перегрузка в кабине в определенный момент достигла десятикратной. Стенки корабля от трения о воздух начали раскаляться. Однако специальная тепловая защита корабля предохранила его от сгорания [32].
          Пролетев с момента начала торможения 11000 км, космический корабль оказался в плотных слоях атмосферы-на высоте 7000 м. В этот момент по команде бортовых барометрических реле была сброшена крышка катапультного люка, после чего контейнер с животными и с кабиной корабля катапультировался. Можно было, конечно, и не катапультировать контейнер: небольшая скорость приземления корабля - 10м/сек - могла оказаться безопасной для космических путешественников, однако для большей надежности использовалась и резервная система приземления.
          Кабина корабля и контейнер приземлились всего в 10 км от расчетной точки-на ровном лугу, окруженном пашнями. Свидетелями этого исторического события стали работавшие неподалеку колхозники. Они окружили необычного "гостя" из Вселенной и с интересом его разглядывали.
          Вскоре над местом посадки корабля показался самолет. Он высадил специалистов, которым предстояло впервые открыть двери прилетевшего из космоса корабля. И вот люк открыт. Из него выскочили Белка и Стрелка, совершившие за одни сутки полет протяженностью свыше 700000 км, что примерно в два раза больше расстояния от Земли до Луны.
          Животные прекрасно перенесли это путешествие и спуск. Обрадовавшись земле и свежему воздуху, они бегали по лугу, ласкались к людям, весело лаяли. Вскоре к месту приземления корабля прилетел на вертолете врач. Он проверил состояние животных. Выяснилось, что четвероногие разведчики космоса не получили при посадке никаких повреждений и были совершенно здоровы.
          Когда эта книжка уже версталась, произошли новые события.
          9 марта 1961 года вышел на орбиту четвертый корабль-спутник с собакой Чернушкой на борту. Вес корабля-спутника без учета веса последней ступени ракеты-носителя достигал 4700 кг. Корабль-спутник двигался по орбите с высотой перигея 183,5 км и апогея 248,8 км от поверхности Земли.
          Выполнив намеченную программу исследований, корабль-спутник в тот же день по команде с Земли совершил посадку в заданном районе Советского Союза. Собака Чернушка после завершения космического полета чувствует себя вполне нормально.
          Еще через две недели-25 марта 1961 года-на орбиту вокруг Земли советские ученые вывели пятый корабль-спутник. На этот раз космическим пассажиром была собака Звездочка. И пятый корабль, выполнив программу исследований, в день запуска также благополучно приземлился в заданном районе нашей страны.
          Основная цель обоих запусков заключалась в дальнейшей отработке конструкций корабля-спутника и установленных на нем систем, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности организма человека в космическом пространстве и при возвращении на Землю.
          Люди всего земного шара с волнением следили за полетами советских космических кораблей. Интерес общественности был обусловлен тем, что каждый такой полет обогащал науку новыми важными данными о космосе, об условиях жизни за пределами атмосферы, давал возможность проследить работу сложнейшей исследовательской аппаратуры, автоматических устройств и оборудования корабля.
          Полеты кораблей-спутников и благополучное возвращение на Землю четвероногих разведчиков космоса имели огромное значение для науки. С каждым таким полетом приближалось время, когда впервые пассажиром космического корабля должен был стать человек.
          И вот оно наступило! В ясное апрельское утро, когда начался обычный рабочий день, раздались позывные Москвы, а затем торжественный голос диктора: "12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.
          Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич..."
          Вот хроника великих событий тех исторических дней.
          В 9 ЧАСОВ 7 МИНУТ (время, конечно, московское!) космический корабль "Восток" устремился в небо.
          Затаив дыхание, люди жадно ловят у репродукторов скупые слова сообщений ТАСС.
          9 ЧАСОВ 52 МИНУТЫ. Пилот-космонавт майор Гагарин находится над Южной Америкой, он передает: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо".
          В 10 ЧАСОВ 15 МИНУТ космический корабль "Восток" пролетает над Африкой. С его борта получена новая радиограмма: "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо".
          В 10 ЧАСОВ 25 МИНУТ, после облета Земного шара в соответствии с заданной программой, включена тормозная двигательная установка, и космический корабль-спутник с пилотом Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза.
          Всеобщий восторг и ликование на нашей планете достигли предела в 10 ЧАСОВ 55 МИНУТ, когда космический корабль благополучно приземлился в заданном районе. Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: "Прошу сообщить партии и правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею".
          Первый секретарь Центрального Комитета КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев направил советскому космонавту, впервые в мире совершившему космический полет, телеграмму, в которой от всего сердца поздравляет отважного сына Родины с выдающимся героическим подвигом, со счастливым возвращением из космического путешествия на родную Землю.
          В 13 ЧАСОВ Н. С. Хрущеву, находящемуся в районе Сочи, сообщили, что с ним хочет поговорить Ю. А. Гагарин. Товарищ Хрущев, с неослабным вниманием следивший за подготовкой и запуском корабля-спутника "Восток", за полетом первооткрывателя космоса, берет телефонную трубку. Между ним и Гагариным происходит теплая, сердечная беседа. Майор Гагарин благодарит Никиту Сергеевича за приветственную телеграмму, докладывает об успешном завершении первого космического полета. "Вся наша советская Родина, - говорит Никита Сергеевич, - гордится Вашим великим подвигом, Юрий Алексеевич. Вы совершили подвиг, который будет жить в веках".
          Центральный Комитет Коммунистической партии, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР в связи с завершением великого события - первого полета человека в космос - принимают Обращение "К Коммунистической партии и народам Советского Союза! К народам и правительствам всех стран! Ко всему прогрессивному человечеству!"
          В тот же знаменательный день Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета и Совет Министров СССР поздравили с великой победой всех ученых, конструкторов, техников и рабочих, все коллективы и организации, участвовавшие в подготовке и осуществлении первого в мире космического полета человека на кораблеспутнике "Восток"; поздравили первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина с величайшим подвигом.
          В 19 ЧАСОВ того же дня московское радио передало записанный на пленку голос первого советского космонавта. Вот эти лаконичные, полные мужества и уверенности сообщения во время коротких сеансов двухсторонней радиосвязи с космическим кораблем.
          "Наблюдаю Землю. Видимость хорошая. Слышу все отлично". "Полет продолжается хорошо. Наблюдаю Землю. Видимость хорошая... Видеть можно все... Некоторое пространство покрыто кучевой облачностью".
          "Полет продолжаю. Все нормально. Все работает отлично... Иду дальше".
          "Самочувствие хорошее. Настроение бодрое. Продолжаю полет. Все идет хорошо. Машина работает нормально".
          ВЕЧЕРОМ 12 апреля вышел экстренный выпуск "Правды". В нем опубликованы официальные сообщения, отклики крупнейших деятелей науки и техники, знатных людей страны.
          Весь день и вечер ликует и торжествует советский народ. В столице нашей Родины Москве, в столицах союзных республик, городах и селах всей страны возникают стихийные митинги, демонстрации.
          13 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА. Прошли первые сутки после возвращения из космоса отважного сына Родины. Юрий Алексеевич Гагарин беседовал с корреспондентами "Правды" и "Известий", рассказывал о себе, о первом в мире космическом рейсе. Вот выдержки из этой беседы.
          - Юрий Алексеевич, расскажите о своих чувствах перед полетом.
          - Меня охватило огромное счастье, радость, что этот полет доверен мне. Ведь это было осуществление моей самой сокровенной мечты!.. Уже одетый в космический костюм, полностью подготовившись к старту, я не мог не сказать об этом своим товарищам, провожавшим меня в космос. В душе еще задолго до этого весеннего утра я решил посвятить предстоящий полет нашей Коммунистической партии, всему советскому народу. И когда настало время занять пилотское кресло в кабине космического корабля, я сказал товарищам: "Пусть первый полет в космос будет нашим общим подарком предстоящему XXII съезду КПСС, который все советские люди хотят встретить новыми достижениями в своем мирном созидательном труде".
          - О чем думалось, когда космический корабль набирал нужную для выхода на орбиту скорость?
          - Да, знаете, все чувства были направлены на то, чтобы как можно четче, как можно полнее выполнить всю намеченную планом программу. Работы было много на всем маршруте. И когда шел по орбите, и когда снижался для того, чтобы приземлиться в назначенном месте. Весь полет-это работа.
          - Как выглядела с высоты Земля? Каким было Солнце? Звезды? Луна?
          - Все это очень похоже на то, что летчики-высотники наблюдают, поднявшись в стратосферу. Но там, в космосе, конечно, обзор шире, краски ярче, гуще, есть немало особенностей. На дневной стороне Земли, освещенной солнцем, очень хорошо видны крупные реки, большие водоемы, леса, крупные складки местности, береговые линии. Во время полета над Советским Союзом хорошо просматривались крупные квадраты колхозных полей.
          - А как выглядит водная поверхность?
          - Темноватыми, чуть поблескивающими пятнами.
          - Ощущалась ли шарообразность Земли?
          - Да, конечно. Когда я смотрел на горизонт, то хорошо видел резкий, контрастный переход от светлой поверхности Земли к совсем черному небу. Наша Планета была как бы окружена ореолом голубоватого цвета. Потом эта полоса постепенно темнеет, становится фиолетовой, а затем черной. Этот переход очень красив, его трудно передать словами. Даже в нашем могучем русском языке, пожалуй, не найти таких сравнений, чтобы описать эту картину.
          - А Солнце, а звезды?
          - Солнце удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него нельзя. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы видим его с Земли. И звезды тоже яркие, четкие. Они выпукло выделяются на черном фоне космического пространства.
          - А как вы чувствовали себя в невесомости?
          - Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние тяжести, я чувствовал себя превосходно. Все стало делать легче, наступило ощущение необычайной легкости. И руки и ноги стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Сам не сидишь, не лежишь, а как будто висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят в воздухе.
          Действие невесомости естественно прекратилось, когда была включена тормозная двигательная установка. Говоря об этом, космонавт подчеркнул:
          - Переход от невесомости к появлению силы тяготения происходит плавно. Руки и ноги чувствуют себя попрежнему, только стали тяжелыми. И сам я уже перестал висеть над креслом, а сел в него.
          Началось возвращение из космоса. Прекрасный космический корабль отлично защитил первого космонавта от разогрева при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин вернулся на Землю здоровым и невредимым.
          Так был совершен великий подвиг советского народа!
          14 апреля, в солнечный весенний день состоялась торжественная встреча пионера освоения космоса на Внуковском аэродроме в Москве. Затем на Красной площади состоялся грандиозный митинг и демонстрация трудящихся.
          Митинг открыл член Президиума ЦК КПСС Ф. Р. Козлов. Он предоставил слово первому в мире космонавту майору Ю. А. Гагарину.
          Над Красной площадью гремит могучее "Ура!" Его подхватывают люди, заполнившие все прилегающие к Кремлю улицы и площади.
          Внимательно слушают трудящиеся Москвы, а с ними и весь мир волнующие слова Ю. А. Гагарина, проникнутые горячей любовью к Родине, к партии. Эта любовь вдохновила коммуниста, дала ему силы совершить беспримерный подвиг.
          Затем с речью выступает Н. С. Хрущев. Он свою речь начинает так:
          "Дорогие товарищи!
          Дорогие друзья!
          Граждане всего мира!
          Я обращаюсь к вам с чувством великой радости и гордости: впервые в истории человек с планеты Земля - наш советский человек - на корабле, созданном руками советских ученых, рабочих, техников и инженеров, вырвался в космические выси и совершил первый беспримерный рейс к звездам".
          Снова и снова над Красной площадью гремят овации. Родина горячо славит своего великого сына. Многие часы возле трибун Мавзолея текла река ликующего народа.
          Партия и правительство высоко оценили подвиг Ю. А. Гагарина. За первый полет в космос, прославивший нашу социалистическую Родину, за проявленное мужество, отвагу, бесстрашие и за беззаветное служение советскому народу, делу коммунизма, делу прогресса всего человечества майору Юрию Алексеевичу Гагарину Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В городе Москве будет установлен бронзовый бюст Героя. За осуществление первого в мире космического полета на корабле-спутнике "Восток" майору Гагарину присвоено звание "Летчик-космонавт СССР".
          На четвертый день после полета в космос в Доме ученых состоялась пресс-конференция советских и иностранных журналистов. Вот как оценили победу разума и труда, одержанную нашей Родиной, известные деятели советской науки:
          А. Н. Несмеянов: "Все в этом подвиге символично: и то, что первым космонавтом явился советский человек, и то, что первый космический корабль, на борту которого совершил полет Юрий Алексеевич, назван "Востоком", и также то, что полет совершен утром. И это утро стало утром новой эры".
          Н. М. Сисакян: "...космонавт - новая профессия, возникшая впервые в истории. В облике советского космонавта сочетаются храбрость Александра Матросова, мужество Джалиля, стойкость Зои Космодемьянской, железная воля, воспитанная великой партией Ленина.
          Таким воспитала космонавта наша советская действительность, наука вооружила его необходимым запасом знаний, умением стойко переносить трудности полета".
          В. В. Ларин: "Предварительные данные, полученные при обработке радиотелеметрической информации, показывают, что, с врачебной точки зрения, полет Юрия Гагарина протекал исключительно хорошо. Измерения пульса н дыхания на активном участке полета и участке спуска были примерно такими же, как во время многочислен-" ных тренировок".
          Е. К. Федоров: "Нынешние темпы научного и технического прогресса удивительны, но нужно иметь в виду, что дальше они будут возрастать... Мысли ученых обращены к дальнейшим полетам в космическое пространство, к исследованию Луны и планет..."
          Наши потомки позавидуют нам, современникам первого заатмосферного полета человека. Найдя на Луне вымпелы с гербом Советского государства и отдавая должное подвигу пионеров межзвездных полетов, они воздвигнут не только на Земле, но и на соседних планетах прекрасные монументы в честь первых космонавтов.
          Однако не ради "бронзы многопудья", не ради громкой славы занял место в кресле космического корабля первый космонавт. Закрывая за собой люк герметической кабины, он думал о вас, потомки. Ведь он шел на риск, чтобы обезопасить ваши межпланетные путешествия, он совершал беспримерный подвиг во имя прекрасного будущего!
          Первого космонавта звало вперед извечное стремление человека раскрывать тайны Природы. Он мечтал о том, чтобы жизнь на родной планете стала еще радостнее и счастливей. А разве не в этом великий смысл прогресса человеческих знаний!


[ Оглавление] | [ Назад ]