Первый из ЖРД, называвшихся в ту пору "опытными ракетными
моторами" (ОРМ), был создан в 1930- 1931 гг. и работал на унитарном
топливе - растворах толуола или бензина в азотном тетроксиде. Это
был чисто экспериментальный двигатель, на котором отрабатывались
безопасность работы, термозащита камеры сгорания и сопла, зажигание
топлива, измерение тяги и др. (Последняя достигла б кГ.) Этот двигатель
можно считать прародителем всех ЖРД, используемых ныне.
Вслед за ОРМ был построен ОРМ-1, при создании которого был
учтен опыт работы с первым двигателем. ОРМ-1 предназначался
для кратковременной работы на жидких топливах. При использовании
смеси бензина с жидким кислородом двигатель развивал тягу уже
в 20 кГ. Внутренняя поверхность камеры сгорания и сопл
планкировалась красной медью, а медные поверхности шести
струйных форсунок были позолочены для усиления коррозийной
стойкости. Двигатель охлаждала водяная рубашка. Компоненты
топлива подавались сжатым азотом, а зажигание осуществлялось
с помощью бикфордова шнура.
В 1933 г. прошел стендовые сдаточные испытания уже ОРМ-50.
Он работал на азотнокислотнокеросиновом топливе и обеспечивал
многократный пуск. Охлаждение было не статическим, как у ОРМ-1,
а динамическим - компонентами топлива и с оребрением сопла.
Зажигание - химическое. В том же году успешно прошел сдаточные
испытания и ОРМ-52, предназначенный для морских торпед. Его тяга
достигала 300 кГ.
Лучшим отечественным ЖРД той поры был ОРМ-65 с регулируемой
в полете - от 50 до 175 кГ - тягой. Он предназначался для ракетоплана
РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С. П. Королева. Но мне
не довелось быть свидетелем его испытаний, проводившихся уже
в 1936 г. Подача топлива в новых ОРМ осуществлялась не сжатым
азотом, а чистым нейтральным газом, вырабатываемым специально
разработанным Глушко газогенератором.
Естественным
развитием ОРМ явилось семейство авиационных ракетных двигателей, работавших
преимущественно на смесях керосина и азотной кислоты. Они нашли практическое
применение в ходе Великой Отечественной войны на самолетах Пе-2, Ла-7р и -120р,
Як-3 и Су-6, -7.
В пору триумфа советской ракетной техники С.
П. Королев сказал:
"Как радостно вспомнить сейчас эти маленькие ОРМ'ы, так прочно
заложившие основы советского ракетного двигателестроения". Именно
из них выросли созданные в 1954-1957 гг. ОКБ-ГДЛ такие мощные
ЖРД на кислородно-керосиновом топливе, как РД-107 и РД-108 - для
первой и второй ступени ракеты "Восток", вынесшей весной 1961 г.
первого землянина в космическое пространство. Их тяга превышала
уже сотни тонн. Однако мы опять забежали вперед...
Крылатая ракета КР-212 на пусковой установке
|
Работы над ЖРД велись во 2-м отделе ГДЛ, возглавляемом Глушко.
Всего в структуре ГДЛ действовало пять отделов. Первый, размещавшийся в здании Главного адмиралтейства и руководимый
Г. Э. Лангемаком (о котором речь пойдет далее), занимался
разработкой реактивных снарядов - "эрэсов". К 1933 г. была
завершена доводка целого семейства снарядов, и девять типов
приняли на вооружение. В частности, снаряды калибра 82 мм
предназначались для установки на самолетах, 132 мм и более
(до 410) - для наземных пусковых установок. Как указывалось,
132-миллиметровые снаряды предназначались для гвардейских
минометов "Катюша". В связи с появляющимися в печати сообщениями
о лжеавторах этих боеприпасов требуется внести в этот вопрос ясность
и сообщить имена действительных авторов: Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев,
Б. С. Петропавловский, Г. Э. Лангемак и И. Т. Клейменов. Возможно, что к
этому перечню добавляют имена лиц, которые работали на заводах, занятых
массовым производством указанного вооружения. Такое в истории техники
случалось и ранее. Но фальсификация никому не делает чести.
Двигатель РД-107 первой ступени ракеты "Восток"
|
Четвертый отдел ГДЛ ведал производством энергоносителей для
твердотопливных "эрэсов", т. е. производством пороховых шашек.
Пятый отдел занимался разработкой реактивных мин.
Самолет "Авро-54К" (У-1) с ракетными ускорителями
|
Весьма интересные задачи решал третий отдел, руководимый
В. И. Дудаковым. Его сотрудники пытались применить твердотопливные
ракеты в качестве ускорителей движения самолетов. На земле
этот метод позволял резко (до 70%) сократить длину стартового пробега
самолетов, первоначально - легких, а затем и бомбардировщиков.
В воздухе это обеспечивало кратковременное резкое приращение
скорости полета при необходимости догнать противника или уклониться
от встречи с ним. Вообразите себе ощущения пилота, сидящего в
открытой кабине, когда сбоку под ногами с ревом извергаются струи
бешеного огня. Первым смельчаком, решившимся на такие опыты,
был Сергей Иванович Мухин (1896 - 1934), всеобщий любимец и весельчак.
С. И. Мухин
|
В ту пору в Ленинграде
жилось голодновато. Но изредка в столовой ГДЛ появлялось подобие
мясных котлет. В такие счастливые дни сотрудники выкладывали на
дворике у огневого стенда белый лист ватманской бумаги, чтобы Мухин
мог разглядеть его с воздуха. Увидев желанный сигнал, он заворачивал
биплан (сначала это был "Авро-54К", затем У-1 и У-2) на
Комендантский аэродром и через некоторое время приезжал на
мотоцикле. И начиналось котлетное пиршество...
В некоторых испытательных полетах принимал участие Дудаков.
Больше охотников не находилось.
Сейчас трудно вспомнить, кому первому пришла мысль о стартовых
ракетах, но в 1934 г. вышла в свет книга Г. Э. Лангемака "Проектирование
ракетных снарядов и тяговых ракет", изданная Артиллерийской
академией, где об этом упоминалось.
Авторство ГДЛ является
бесспорным в создании реактивного оружия классов "воздух-воздух",
"воздух-поверхность", "поверхность-поверхность". Что же касается
реактивных установок класса "поверхность-воздух", т. е.
предназначенных для стрельбы реактивными снарядами с
поверхности земли по самолетам, то честь их создания принадлежит
одиночке-изобретателю, бывшему слесарю Ленинградского завода
"Линотип" Николаю Ивановичу Баранову.
(1)
Б. С. Петропавловский
|
Особый вклад в разработку
твердотопливных ракет внес артиллерийский офицер Борис Сергеевич
Петропавловский (1898 - 1933), возглавивший ГДЛ после
смерти ее основателя Н. И. Тихомирова в 1930 г. Это был человек
богатырского телосложения: точь-в-точь Добрыня Никитич со знаме-
нитой картины Васнецова "Богатыри". Как большинство очень
сильных людей, он был уравновешенным, корректным в обращении
с людьми, скрупулезно дисциплинированным в отношении к себе
и того же требовал от своих подчиненных. Он терпеливо выполнял
обязанности администратора, которые откровенно не переносил, будучи по своей сути
изобретателем и конструктором экстракласса.
В одном из писем к жене Петропавловский писал: "Ты думаешь,
что у меня теперь главным образом административная работа. Ну, нет!
Я этой стороне уделяю минимум внимания и только в той мере, в
какой это неизбежно. Главная же работа - научно-техническая... Мне
удалось открыть нечто новое, которое я подтвердил опытом, что
внесло целый переворот во всю нашу работу. Я этим страшно увлечен,
вечерами и лежа утром в постели, обдумываю план работы на следующий
день".
Будучи выпускником Артиллерийской академии.
Петропавловский охотно делился опытом с ее слушателями, читал курс лекций по
ракетной технике. На проводимых им в ГДЛ регулярных научно-технических
совещаниях он умел выявить главное, что мешало движению
вперед, настойчиво и умело искал выход из положения, совершенно не
терпел пустого многословия.
При непосредственном участии Петропавловского появились на
свет реактивные снаряды калибров 82 и 132 мм и более (до 410 мм). Он
был автором ручного противотанкового ракетного оружия, опередившего
знаменитую американскую "Базуку" на целое десятилетие.
Несмотря на солидный вес. Петропавловский
выглядел подтянутым и стройным. В начале революции 1917 г. этот бывший офицер
царской армии стал работать в Совете рабочих, крестьянских и солдатских
депутатов, откуда в феврале 1919 г. его отправили на фронт в
качестве артиллерийского командира. Дважды он был ранен.
Как случилось, что такого могучего
человека, казавшегося бессмертным, свалила какая-то простуда,
полученная им во время полевых испытаний? Скоротечная чахотка и
смерть, внезапная, как гром с ясного неба.
Петропавловского на посту начальника ГДЛ сменил дивизионный
инженер Николай Яковлевич Ильин, хорошо знакомый с работами
лаборатории, поскольку он курировал их в качестве уполномоченного
начальника вооружений РККА. Ильин заметно содействовал
успеху этих работ, хотя его личный инженерный вклад в них и не выделялся.
В 1932 г. он передал свои служебные функции военному
авиационному инженеру Ивану Терентьевичу Клейменову (1898 - 1938).
И. Т. Клейменов в гостях у К. Э. Циолковского
|
Приход Клейменова
в ГДЛ, мягко говоря, не вызвал энтузиазма
у ее сотрудников. Все они были профессиональными ракетчиками,
а тут - авиатор. Однако вскоре холодок недоверия растаял.
В отличие
от своего предшественника Ильина, Клейменов выполнял в
ГДЛ не только административные функции, но и занимался
инженерно-конструкторскими разработками. В частности, предложил
применять в реактивных снарядах внекалиберное оперение, что
повысило дальность и стабильность их полета. Он привлек к сотрудничеству
с ГДЛ К. Э. Циолковского, который стал почетным членом ее
ученого совета и по-деловому сотрудничал с лабораторией. Но все же,
основной заслугой Клейменова следует считать создание первого
в мире Реактивного научно-исследовательского института - РНИИ.
В 1930-е годы созданием реактивной техники в Советском Союзе
занималось множество организаций общественного типа, так называемых
групп по изучению реактивного движения (ГИРД). Они существовали
в разных городах, но эффективно работали только московская
и ленинградская группы. МосГИРД, созданную Фридрихом Артуровичем
Цандером, после его смерти возглавил Сергей Павлович Королев
(1906 - 1966). С 1932 г. В МосГИРД работали выдающиеся теоретики
и практики ракетного дела Михаил Клавдиевич Тихонравов
(1900 - 1974) и Юрий Александрович Победоносцов (р. 1907). С именем
Тихонравова связано создание первой советской жидкостной ракеты
09, а также идея применения пакетного принципа компоновки
ракетно-космических систем. ЛенГИРД руководил Владимир Васильевич
Разумов (1890- 1967).
В. В. Разумов
|
Необходимость собрать в единый кулак разрозненные творческие
силы ракетчиков давно уже назрела. Особенно ясно понимали это
такие выдающиеся деятели в области ракетной техники, как Клейменов,
Глушко, Королев, Тихонравов, Победоносцов, энергично поддержанные
маршалом М. Н. Тухачевским. И 31 октября 1989 г. Советом Труда
и Обороны СССР было утверждено постановление об организации в
Москве на базе ГДЛ и МосГИРД первого в мире Реактивного научно-исследовательского
института (РНИИ). К этому времени ГДЛ накопила
больший опыт работы над реактивной техникой, чем МосГИРД. Поэтому
во главе РНИИ был поставлен последний начальник ГДЛ
И. Т. Клейменов, а его заместителем стал С. П. Королев. В ноябре
1934 г. Королева заменил на его посту Георгий Эрихович Лангемак
(1898 - 1938), а Королев возглавил отдел крылатых ракет.
Г. Э. Лангемак
|
Личность
Лангемака, выдающегося ученого и конструктора-ракетчика,
требует особого рассказа. Возникает в памяти его строгая,
подтянутая, элегантная фигура. Это был подлинно интеллигентный,
экциклопедически образованный человек, свободно владевший
несколькими европейскими языками. Прежде чем избрать военную
карьеру, он изучал в университете японскую филологию. Умный,
доброжелательный, щедро делящийся своими знаниями, он был безупречно
корректен в обращении с подчиненными, никогда не повышал
голоса. И тем не менее все побаивались его тонкого, убийственного
сарказма. Совершенно не мог терпеть обмана и разгильдяйства. Его
внутренней дисциплине и организованности, поразительному трудолюбию
можно было от души позавидовать.
Наше знакомство произошло следующим образом. Однажды
к сеточному ограждению высоковольтной установки, на которой
испытывались образцы ЭРД, подошел человек с двумя "шпалами"
в петлицах гимнастерки.
- Не боитесь такого соседства? - спросил он, указывая на череп,
пронзенный красной молнией, и надпись "Опасно для жизни".
- Здесь мой дом, - ответил я, оторвав взгляд от пульта
управления. - Спасибо вам, Георгий Эрихович, что наконец-то вы удостоили
вниманием и меня.
- Не сердитесь, - ответил он. - Это не от невнимания, а от
сокрушительной перегрузки другими неотложными делами. Вы же знаете,
как терзает нас начальство.
Действительно, спрос на стартовые и боевые ракеты стремительно
возрастал, а производительные возможности ГДЛ были весьма ограниченными.
- Ну, а теперь покажите мне в деле эту вашу изящную
безделушку, изрыгающую гром и молнии.
Загудел высоковольтный трансформатор, загорелись огоньки
вакуумных выпрямителей и потекло в конденсаторные баки электричество.
Мелькнули с треском искры между шарами разрядника - дозатора энергии.
ЭРД, звонко хлопнув, качнулся на баллистическом
маятнике. Когда срабатывало устройство непрерывной подачи энергоносителя,
двигатель стучал, как пулемет, а в соплах светилось пламя раскаленных
паров продуктов взрывов.
- Ну, что? - сказал Лангемак. - Здесь вы под крылом
Валентина Петровича. Без него и волос не упадет с вашей головы. Так что за вас
я спокоен. А чувствуете ли вы, что стоите на пороге великих дел?
Пусть только ваш ЭРД попадет в космос. Уж там-то он себя покажет.
Попомните мое слово!
Лангемак был личностью уникальной, а для ГДЛ - бесценной.
Крупнейший знаток внутренней баллистики, от открыл так называемый
закон подобия, знание которого позволило определять оптимальную
геометрию сопла без длительных дорогостоящих экспериментов
- аналитическим расчетом. Это достижение было успешно
использовано при конструировании ракет, в частности снарядов для
"катюш".
Лангемак скрупулезно относился
к употреблению терминов, четко определив различие между "ракетными"
и "реактивными" двигателями. (Он считал первое понятие частным,
более узким по сравнению со вторым.) Статья его по терминологии
ракетной техники ныне библиографическая редкость. Она была
опубликована в первом сборнике трудов РНИИ.
Чтя память
Б. С. Петропавловского, Лангемак вместе с Глушко
выполнили его завещание, написав превосходную книгу "Ракеты, их
устройство и применение", изданную в 1935 г. Авторы посвятили ее
Петропавловскому.
Лангемак
был не только выдающимся теоретиком и экспериментатором
ракетного дела, но и его историком. Увлекаясь, он говорил:
- Скоро
и мы полетим на ракете. Не верите? Но ведь это, по существу, уже свершившийся факт.
Вспоминая
Лангемака, отчетливо понимаешь, что, несмотря на
приверженность строгой науке, он был по натуре вдохновенным
романтиком. Как-то, глядя на ревущий огненный факел, вырывавшийся
из сопла ракеты, сказал:
- Кто мы, ракетчики? Ведь мы настоящие огнепоклонники...
(1) Об этом подробно рассказано мной в статье "Из "Катюши" по самолетам", опублико-
ванной в 1986 г. издательством ДОСААФ СССР в сборнике "Стерегущие небо".
[ Оглавление] | [ Назад ] | [ Вперед ]