Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.lomo.ru/site/about/shortnote.doc
Дата изменения: Sun Feb 20 22:37:42 2005
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:50:50 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п





























Краткий отчет

о присвоении рейтинга надежности облигациям, эмитированным ОАО «ЛОМО»
(государственный регистрационный номер

4-02-00074-А)
































Основные факторы, влияющие на уровень надежности облигаций 4
Обоснование 5
Краткая характеристика компании 5
Риски, связанные с производственной деятельностью 5
Риски, связанные с изменением позиции компании на рынке 8
Финансовое положение компании 12
Уровень корпоративного управления 14
Соответствие параметров эмиссий основным характеристикам деятельности
эмитента 16












Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело оценку надежности
облигационного займа ОАО «ЛОМО» (государственный регистрационный номер 4-02-
00074-A). Основные параметры облигационного займа приводятся ниже:

Основные параметры оцениваемых облигаций

|Государственный | |
|регистрационный номер |4-02-00074-А |
|выпуска | |
|Номинальная стоимость | |
|1 облигации, руб. |1000 |
| |1 и 2 купоны - 15,45% годовых. Ставка 3 и 4 |
|Ставка купона |купонов определяется Эмитентом накануне выплаты|
| |2 купона. Ставка 5 и 6 купонов определяется |
| |Эмитентом накануне выплаты 4 купона |
|Купонный период |6 месяцев |
|Объем выпуска, руб. |700 000 000 |
|Тип размещения |Открытая подписка |
|Дата размещения |15 июля 2003 г. |
|Дата погашения |11 июля 2006 г. |
|Андеррайтер |Промсвязьбанк, Телекомбанк, ИК Русс-Инвест |
|Размещение и обращение |ММВБ |
|Обеспечение |отсутствует |


В ходе работ по присвоению рейтинга надежности облигациям серии 02,
эмитированным ОАО «ЛОМО», был проведен анализ деятельности компании в
течение 2000 - 2003 гг. По результатам анализа деятельности компании
облигационному займу ОАО «ЛОМО» был присвоен рейтинг B.

Рейтинг B означает, что надежность облигаций в целом оценивается как
удовлетворительная, хотя ее уровень несколько уступает среднему по данному
рейтинговому классу. Анализ показателей производственно-коммерческой
деятельности, финансовой устойчивости, а также уровня корпоративного
управления эмитента в период обращения облигаций свидетельствует о наличии
проблем в отдельных сферах бизнеса эмитента, которые пока не имеют
определяющего влияния на способность эмитента к выполнению обязательств,
предусмотренных параметрами эмиссии. Риск полного или частичного отказа
эмитента от выполнения обязательств умеренный.
















Основные факторы, влияющие на уровень надежности облигаций


Позитивное влияние на рейтинг ОАО «ЛОМО» оказывают следующие факторы:

- лидирующие позиции среди российских компаний, ориентированных на выпуск
оптических приборов и оборудования;
- достаточный уровень диверсификации производства;
- улучшение структуры долга и показателей ликвидности компании в 2003 г.
в связи с выпуском облигационного займа;
- увеличение капиталовложений в модернизацию производства в 2003 г.;
- возможность получения высокорентабельных экспортных контрактов на
поставку компонентов вооружений;
- устойчивые позиции компании на рынках продукции военного и гражданского
назначения в нижних ценовых сегментах в краткосрочной перспективе.
В то же время сдерживающее влияние на рейтинги оказывают:

- высокий объем облигационного займа относительно денежных потоков и
дохода компании;
- высокий уровень износа основных фондов и преобладание в возрастной
структуре парка оборудования техники со сроком службы более 25 лет;
- недостаточное финансирование модернизации имеющихся и введения новых
производственных мощностей;
- потенциальный рост конкуренции в целевых для компании секторах рынка
гражданской продукции со стороны производителей Китая и Юго-Восточной
Азии;
- общее ухудшение показателей эффективности деятельности в 2001 - 2003
гг.;
- высокий уровень долговой нагрузки компании при исключительном
финансировании роста оборотного капитала компании за счет внешних
заимствований.

Обоснование


Краткая характеристика компании

ОАО «ЛОМО» является одним из крупнейших отечественных производителей
оптической и оптико-механической техники. В течение последних лет компания
входит в списки 150 ведущих промышленных предприятий Северо-Запада России
по объемам реализованной продукции (рейтинг «Северо-Запад 150»).
Производственный комплекс ОАО «ЛОМО» в период существования СССР был
ориентирован преимущественно на выпуск оптической техники военного
назначения. Однако резкое снижение объема финансирования оборонных заказов
с начала 90-х годов привело к значительной коррекции основных направлений
производства.

Основными видами изделий оборонного назначения в настоящее время
являются оптические компоненты вооружений; приборы наблюдения, обнаружения
и астрокоррекции, специальное космическое и наземное телескопостроение. К
наиболее значимым направлениям в сфере гражданского приборостроения
относятся: оптическая микроскопия; наблюдательные приборы и приборы ночного
видения; телескопостроение; оптическая медицинская техника; спектральное
приборостроение; комплекс обработки избирательных бюллетеней; фотоаппараты.
Кроме того, значительная доля выручки ОАО «ЛОМО» формируется за счет таких
видов деятельности как наука и научное обслуживание, а также операции с
недвижимостью. Отдельные виды НИОКР и разработка новых направлений переданы
специализированным дочерним предприятиям. Объем продаж компании в 2003 году
составил около 1,7 млрд. руб.


Риски, связанные с производственной деятельностью

Уровень диверсификации доходов ОАО «ЛОМО» достаточен для обеспечения
устойчивости компании в среднесрочной перспективе. Ключевой сферой
производства для компании является выпуск оптических и оптико-механических
приборов, за счет которого в течение 2000-2003 гг. формировалось не менее
43% выручки (табл. 1). Роль доходов от выпуска другой промышленной
продукции компании - медицинской техники - в течение 2000-2003 гг.
постепенно снижалась, хотя уровень доходов от продажи этой продукции не
изменился. Все большее значение для деятельности эмитента приобретает
непроизводственная сфера, в частности, наука и научное обслуживание.
Располагая мощным научным потенциалом, ОАО «ЛОМО» все более активно
эксплуатирует этот ресурс. В то же время роль платежей от аренды сторонними
организациями площадей, принадлежащих предприятию, а также доходов от
предоставления услуг непромышленного характера постепенно теряет свое
значение для эмитента.
Таблица 1
Структура выручки ОАО «ЛОМО» в 2000 - 2003 гг.
|Показатель |Объем выручки, млн |Доля, % |
| |руб. | |
| |2000|2001|2002|2003|2000|2001|2002|2003|
|Объем реализованной продукции,|1014|949,|1275|1748|100,|100,|100,|100,|
|всего |,7 |2 |,6 |,3 |0 |0 |0 |0 |
|в том числе: |
|производство оптических и | | | | | | | | |
|оптико-механических приборов и|445,|431,|613,|800,|43,9|45,5|48,1|45,8|
|аппаратуры |5 |9 |6 |7 | | | | |
|производство медицинской |188,|203,|178,|192,|18,6|21,4|14,0|11,0|
|техники |7 |1 |6 |3 | | | | |
|наука и научное обслуживание |135,|126,|196,|535,|13,3|13,3|15,4|30,6|
| |0 |2 |4 |2 | | | | |
|операции с недвижимостью и | | | | | | | | |
|оказание услуг непромышленного|245,|188,|287 |220,|24,2|19,8|22,5|12,6|
|характера |5 |0 | |1 | | | | |


В последние годы компании удалось не только стабилизировать
производственную деятельность, но и добиться существенного роста объемов
производства. Суммарный стоимостной объем производства товарной продукции
ОАО «ЛОМО» составил в 2003 г. 41,9 млн долл. (табл. 2), причем основной
причиной роста объемов производства компании по сравнению с предыдущим
годом стало увеличение объемов выпуска более рентабельной оборонной
продукции (на 48,6% в долларовом эквиваленте).

Таблица 2

Объемы производства продукции ОАО «ЛОМО» в 2001-2003 гг.

|Показатель |ед. изм. |2001 |2002 |2003 |
|Объем производства, всего |млн руб. |595,1 |886,5 |1286,9 |
| |млн долл.|20,4 |28,2 |41,9 |
|в том числе: |
|продукция оборонного |млн руб. |274,3 |496,5 |887,9 |
|назначения | | | | |
| |млн долл.|9,4 |15,8 |28,9 |
|продукция гражданского |млн руб. |320,8 |390,0 |399,0 |
|назначения | | | | |
| |млн долл.|11,0 |12,4 |13,0 |


В то же время, вследствие обострения конкуренции в отдельных сегментах
рынка, компании не удалось добиться столь же значительного увеличения
выпуска гражданской продукции. Более того, объемы производства отдельных
видов продукции ОАО «ЛОМО», в частности контрольно-измерительных и
спектральных приборов, сократились вдвое по сравнению с предыдущим годом.
Тем не менее, эмитенту удалось превысить запланированные показатели выручки
от реализации. Согласно планам компании, в 2003 году выручка от реализации
товаров, работ, услуг должна была составить 1,443 млрд рублей. Реальный
доход ОАО «ЛОМО» по результатам 2003 г. оказался равен 1,748 млрд рублей,
что на 21,1% выше планового показателя.

Характер производственной деятельности ОАО «ЛОМО» требует использования
весьма широкой номенклатуры сырья, материалов и комплектующих изделий, а
общее количество контрагентов компании весьма велико. Несмотря на это, по
отдельным позициям материалов и комплектующих эмитент предпочитает работать
с постоянными партнерами, закупая у них до 100% необходимых комплектующих,
что затрудняет возможность гибкого реагирования на непредвиденные изменения
рынков комплектующих. В таких случаях ОАО «ЛОМО» снижает риски, участвуя в
капитале поставщиков. Кроме того, эмитент является крупным клиентом для
многих поставщиков материалов, что также позволяет ему оказывать
существенное влияние на ценовую политику предприятий и требовать от них
(или от поставщиков) поддержание должного качества продукции.

При этом компания постоянно испытывает потребность в поставке
технически сложных комплектующих изделий и приборов. И хотя частично спрос
корпорации на такие изделия удовлетворяется за счет импорта, основной объем
закупок осуществляется на российских предприятиях, причем доля российских
поставщиков в общем объеме поставок материалов растет ежегодно на 8-10
процентных пунктов и достигла в 2003 г. 93%. Чаще всего предприятия
приборостроения выпускают технику, разработанную еще до начала 90-х годов.
При этом ее ассортимент значительно более узок в сравнении с советским
периодом. Ряд компаний, выпускавших ранее комплектующие для ОАО «ЛОМО», по
финансовым и иным причинам вынуждены были приостановить их производство,
что обуславливает снижение конкуренции на рынке и может приводить к
существенному повышению цен на отдельные группы материалов и комплектующих.
В итоге проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития отечественных
производств изделий, используемых ОАО «ЛОМО», отчасти препятствуют
повышению эффективности системы материально-технического снабжения
компании, приводя к повышению издержек продукции, изготовляемой эмитентом.

В продажах приборов и оборудования гражданского назначения ОАО «ЛОМО»
все в большей степени ориентируется на создание дилерских и
дистрибьюторских сетей в различных регионах России и за рубежом. Продажи
отдельных товарных позиций, к примеру, оптико-механических приборов и
медицинской техники, уже сейчас на 90% осуществляются через дилеров
компании. Однако ни один дилер компании не обеспечивает более 6% объема
сбыта. Кроме того, ни один из крупнейших дилеров не контролируется
непосредственно ОАО «ЛОМО» через участие в уставном капитале. Тем не менее,
условия заключенных с ними договоров позволяют эмитенту в определенной мере
влиять на их ценовую политику.

В течение последних лет менеджмент компании предпринимал активные меры,
направленные на повышение уровня монетизации оборота предприятия, причем
особые усилия были сконцентрированы на повышении доли «живых» денег в
расчетах с потребителями готовой продукции. В результате этого в 2003 году
денежными средствами оплачивалось свыше 94% реализованной продукции. В то
же время в расчетах с поставщиками компания практикует в том числе и
товарные зачеты (8,2% в 2003 г.) при преобладающей доле оплаты денежными
средствами (88%).
Одной из серьезных проблем, стоящим перед эмитентом, является
необходимость поддержания приемлемого технологического уровня производства
и освоения новых видов продукции, что требует существенных инвестиционных
затрат. Общий уровень износа основных фондов ОАО «ЛОМО» в 2003 г. составил
около 54%, однако активная часть основных фондов, т.е. машины и
оборудование, изношены более чем на 80% (график 1).

График 1

Износ основных производственных фондов ОАО «ЛОМО» в 2000-2002 гг., %
[pic]

В возрастной структуре парка оборудования преобладают машины со сроком
службы не менее 25 лет. Доля сравнительно новой техники со сроком службы
менее 5 лет в большинстве технологических групп оборудования близка к нулю.
В то же время необходимо учитывать, что отдельные виды технологического
оборудования ОАО «ЛОМО» со сроком службы более 15 лет уже фактически не
используются в производстве, поскольку компания развивает outsourcing
отдельных видов продукции с привлечением, к примеру, ОАО «ВОМЗ», а
неиспользуемое оборудование служит залоговым активом. Тем не менее,
дальнейшее использование устаревшей техники без реализации масштабных
проектов по ее модернизации может существенно ограничить возможность
повышения конкурентоспособности производимой ОАО «ЛОМО» продукции.

ОАО «ЛОМО» направляет значительные средства в модернизацию
производственных мощностей и обновление продуктового ряда. В 2003 году
общий объем инвестиций предприятия составил 5,2 млн долларов (таблица 3),
причем 75% средств было направлено на техническое перевооружение эмитента.
Хотя общий объем капиталовложений ОАО «ЛОМО» в 2002 году был существенно
выше (9,4 млн долл.), более 87% инвестированных средств предприятие
направило не в обновление производственного потенциала, а на приобретение
незначительных пакетов акций корпораций, преимущественно финансового
сектора. В течение 2004-2005 гг. компания планирует инвестировать в
производство и его инфраструктуру порядка 7,7 млн долларов.

Таблица 3
Объем инвестиций ОАО «ЛОМО» в 2000-2003 гг.
|Показатель |2000 |2001 |2002 |2003 |
|Общий объем инвестиций, млн долл. |2,79 |0,71 |9,44 |5,21 |
|в том числе |
|инвестиции в производство |1,06 |0,71 |1,14 |3,91 |
|прочие инвестиции |1,73 |- |8,3 |1,3 |
|Соотношение общего объема инвестиций|7,7 |2,2 |24,7 |9,1 |
|и выручки, % | | | | |


В течение последних лет наиболее значимым направлением производственных
инвестиций компании оставалась модернизация существующих мощностей. В 2003
г. на эти цели ОАО «ЛОМО» направило более 70% вложений в производство - 2,8
млн долларов. Была завершена реконструкция цехов по производству
медицинских микроскопов и наблюдательных приборов, а также модернизация
станков группы оптического производства. Осуществляется проект модернизации
технологических процессов изготовления продукции военного назначения. В
течение следующих двух лет модернизация останется доминантой в
инвестиционной деятельности с объемом финансирования порядка 5 млн
долларов. Значительные для компании средства направляются также в развитие
и внедрение новых технологических процессов и производств - около 730 тыс.
долларов в 2003 г., однако возможности эмитента в данной сфере ограничены
приоритетностью инвестиций в поддержание приемлемого технологического
уровня. ОАО «ЛОМО» имеет сертификаты, подтверждающие соответствие системы
качества требованиям системы сертификации TUV-СЕРТ и системы
«Оборонсертифика». Действие сертификатов подтверждается ежегодно надзорными
(инспекционными) аудитами соответствующих органов по сертификации. В 2003
году ОАО «ЛОМО» первой из российских компаний получен сертификат фирмы
"TUV" о соответствии системы качества требованиям международного стандарта
серии ISO 9000, предъявляемого к предприятиям - производителям медицинской
техники.

Риски, связанные с производственной деятельностью ОАО «ЛОМО»,
достаточно высоки в связи с необходимостью увеличения инвестиций в
поддержание приемлемого технологического уровня продукции и развитие новых
видов производств. Однако приемлемый уровень диверсификации доходов и
активизация производственной деятельности в сегменте более рентабельной
оборонной продукции при сохранении текущей динамики развития будут
способствовать выполнению обязательств эмитента по данному облигационному
займу.


Риски, связанные с изменением позиции компании на рынке

ОАО «ЛОМО» активно оперирует как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Компания является серьезным игроком как на внутреннем, так и на внешнем
рынке целевых видов продукции. По различным оценкам доля компании в
совокупном выпуске российских предприятий данной специализации составляет
от 5% до 10%. Сегмент мирового рынка, контролируемый ОАО «ЛОМО»,
оценивается на уровне 2%-3%. В 2003 г. основным источником доходов компании
стал внутренний рынок (около 70% суммарной выручки), однако в дальнейшем
ситуация может существенно меняться в зависимости от конъюнктуры отдельных
рынков, в частности, мирового рынка вооружений.


Внутренние рынки

На внутреннем рынке ОАО «ЛОМО» представлено, прежде всего, в сегменте
высокоточной продукции военного назначения (военная оптика, приборы ночного
видения), медицинских приборов и исследовательских приборов (микроскопы,
спектральные приборы). В последние годы наметилась тенденция к росту объема
финансирования государственного оборонного заказа. В 2004 году он составит
(с учетом финансирования из внебюджетных источников) около 340 млрд рублей,
что на 20% превышает уровень 2003 года. При этом концепция развития
вооруженных сил России в период до 2005 г. предусматривает, прежде всего,
затраты на модернизацию уже имеющихся вооружений. Таким образом, ситуация в
целевых для эмитента сегментах внутреннего рынка компонентов военной
техники будет постепенно улучшаться. Укреплению позиций компании на
российском рынке вооружений способствует тот факт, что компания является
эксклюзивным поставщиком ряда комплектующих для нужд Вооруженных Сил. Так,
ОАО «ЛОМО» является разработчиком и производителем компонентов для ряда
образцов современных вооружений, среди которых выделяются головки
самонаведения для управляемых снарядов «Краснополь», «Китолов» и зенитно-
ракетных комплексов «Игла».

Положение ОАО «ЛОМО» на внутреннем рынке продукции гражданского
назначения определяется относительно низкой конкуренцией по большинству
направлений со стороны отечественных производителей оптико-механической
продукции (в силу их сохраняющейся узкой специализации на конкретных
приборных группах) на фоне достаточно значимого присутствия иностранных
производителей в гражданском секторе. Анализ ситуации на внутреннем рынке
показывает, что в ряде его сегментов потребительский спрос постепенно
смещается в сторону продукции с более широким спектром возможностей, что
заставляет эмитента во все большей степени вступать в конкуренцию с
западными производителями. При этом положение эмитента на рынках основных
видов профильной продукции гражданского назначения существенно различается.

Рынок исследовательских приборов, на котором ОАО «ЛОМО» представлено
обширным модельным рядом спектральных приборов и микроскопов различной
степени сложности, потенциально весьма значителен, что обусловлено широтой
сфер применения указанных устройств. Основными факторами, воздействующими
на спрос в рассматриваемом сегменте, являются ограниченные финансовые
возможности отечественных потребителей и конкуренция со стороны зарубежных
производителей аналогичных изделий. В этих условиях основные риски для
российских участников рынка связаны с их способностью обеспечить
конкурентные преимущества по сочетанию эксплуатационных и ценовых
характеристик продукции и продвижением новых разработок. До недавнего
времени половина приобретаемых внутри страны поляризационных и
металлографических микроскопов изготовлялась ОАО «ЛОМО». Однако по итогам
2002 года компания уступила часть рынка зарубежным конкурентам, в
частности, таким компаниям как «Zeiss», «Leica», «Nicon».

На рынке медицинских приборов сказывается влияние двух основных
факторов: потребности в радикальном обновлении технической базы
отечественной медицины и сложного финансового положения значительной части
государственных лечебных учреждений. Для среднего уровня медицинской
техники России характерно отставание от развитых стран не менее чем на 15-
20 лет. При этом до 80% используемой техники морально и физически изношено.
Объем отечественного рынка приборов и аппаратов медицинского назначения
составляет около 13 млрд руб., из которых на технику российского
производства приходится 25-30%. По различным оценкам, достигнутый объем
продаж составляет от 30% до 40% физической потребности лечебных учреждений,
поскольку основные риски на внутреннем рынке медицинских приборов связаны с
низким платежеспособным спросом отечественных потребителей и высоким
уровнем конкуренции со стороны иностранных производителей. Однако в ряде
случаев в нижнем ценовом сегменте рынка отечественная продукция не уступает
зарубежным аналогам по показателю «цена - качество». В этих условиях у
отечественных компаний сохраняется возможность повышения своей
конкурентоспособности не только путем реализации дорогостоящих и длительных
инвестиционных проектов, но и путем активизации рекламной деятельности и
новых сбытовых схем.

В сегменте биологических микроскопов ОАО «ЛОМО» стабильно принадлежит
около 60% рынка. Основные конкуренты - компании Японии и Германии, среди
которых выделяется немецкая «Zeiss», на долю которой приходится почти 30%.
Несколько ослабли позиции эмитента на внутреннем рынке и в области
реализации приборов эндоскопии. По результатам 2002 года ОАО «ЛОМО»
контролировало 15% продаж в этом сегменте, потеряв по сравнению с двумя
предшествующими годами 5 процентных пунктов. Причиной этого стало усиление
позиций японских корпораций «Olympus» и «Pentax». Потери вследствие
усиления конкуренции с производителями из развитых стран до некоторой
степени компенсируются за счет активного продвижения по другим
направлениям. Присутствие ЛОМО на отечественном рынке наблюдательных
приборов увеличилось в 2002 году почти десятикратно и составило около 13%.
В отличие от рынка микроскопии и эндоскопии здесь в качестве основных
конкурентов компании выступают российские производители и компании из стран
СНГ.


Внешние рынки

Основным видом продукции, поставляемым ОАО «ЛОМО» на внешний рынок,
являются изделия оборонного назначения - более 68% общего объема экспорта в
2003 г. Мировой рынок вооружений отличается высоким уровнем конкуренции.
Общее количество ведущих стран - поставщиков оружия и военной техники
невелико (на 8 из них, в число которых входят США, Россия, Франция,
Германия, Великобритания, Италия, Украина и Нидерланды, приходится более
90% мирового экспорта). Однако экономические трудности у ряда традиционных
приобретателей вооружений, развитие собственного оборонного производства в
Китае, Индии, Израиле и др., запрет на поставки военной продукции в Ирак,
Югославию, Ливию создали ситуацию превышения предложения над спросом.
Вместе с тем, с конца 2001 года, в связи с обострением международной
обстановки в контексте операций США в Афганистане и Ираке обозначилась
перспектива роста потребности в вооружениях. Постепенно увеличиваются
российские продажи военной продукции на внешнем рынке. Так, если в 2001 г.
Россией было поставлено вооружений на сумму 3,7 млрд долл., а валютная
выручка с учетом платежей за поставки 2000 г. составила 4,4 млрд долл., то
в 2002 г. объем российского военного экспорта достиг 4,8 млрд долл. По
многим экспертным оценкам в 2004 г. этот показатель составит 5 млрд. долл.
Сегмент, в котором работает ОАО «ЛОМО», является весьма перспективным,
поскольку все возрастающее значение в современных боевых действиях
приобретают высокоточное оружие и сопутствующие ему системы (спутниковое
оборудование, электроника, средства навигации и слежения, оптика).

Среди импортеров оборонной продукции, договорные отношения компании с
которыми уже оформлены, выделяются Вьетнам и Индия. Во Вьетнам в течение
2002-2004 гг. должно быть направлено спецпродукции на общую сумму 16 млн
долл. Контракт с Индией на поставку головок самонаведения предусматривает
поступление доходов в размере 11 млн долл. в 2002 г. и 14 млн долл. - в
2003-м. В более отдаленной перспективе изделия оборонного назначения
планируют закупить Малайзия (объем поставок 2 млн долл. в 2003 г., и 4,5
млн долл. в 2004), Арабские Эмираты и Марокко (6 и 7 млн долл.
соответственно).

Основной товарной позицией гражданского экспорта ОАО «ЛОМО» в 2003 г.
оставались фотоаппараты (40% общего объема экспорта продукции гражданского
назначения) и продукция микроскопии (32%). Хотя мировой рынок фототехники
является высококонкурентным, эмитент остается монополистом в своем
сегменте. Величина контролируемой компанией ниши полностью зависит от моды
на так называемую «Ломографию» - распространенное в ряде европейских
государств увлечение, которое предполагает использование исключительно
фотоаппаратов «ЛОМО-компакт». Причин полагать, что ситуация кардинальным
образом изменится до срока окончания обязательств эмитента по рейтингуемым
облигациям, нет, что подтверждается наличием уже заключенных контрактов на
поставку «ЛОМО-компакт» (1,8 млн долл. в 2004 г.).

В настоящее время российским компаниям достаточно сложно конкурировать
с зарубежными производителями на международном рынке гражданской оптико-
механической продукции, в том числе на рынке микроскопии в сегментах
сложных высокотехнологичных изделий. Вместе с тем, более простые образцы,
основанные на использовании устаревших, но надежных и сравнительно
недорогих технологий (некоторые модели микроскопов) пока пользуются
ограниченным, но достаточно стабильным спросом, находя применение в сфере
образования, научных исследованиях и медицине. В настоящий момент объем
мирового рынка микроскопии приближается к 1 млрд. долл., при этом около 60%
рынка прин