ВАДИМ ИГОРЕВИЧ МИТИН
   Вадим Игоревич Митин - один из тех петербургских инженеров, которые посвятили всю свою жизнь созданию уникальных приборов для Вооруженных Сил. Родился он в городе на Неве 30 октября 1931 года в семье инженера-строителя и переводчицы. Детство В.И. Митина пришлось на тяжелые военные годы. Как и тысячи ленинградских детей, он был эвакуирован в Сибирь. Вернувшись после войны в родной город на берегах Невы, в 1951 году закончил школу, а потом поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО) по "комсомольской путевке".
В ЛИТМО он учился на кафедре счетно-решающей техники. Здесь готовили специалистов по приборам управления огнем. Возглавлял кафедру замечательный специалист С.А. Изенберг.
В 1957 году, после окончания института, В.И. Митин по распределению был направлен на Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ им. ОГПУ). Это предприятие, являвшееся старейшим в отрасли, специализировалось в том числе и на производстве оптических приборов для Военно-морского флота - как надводных кораблей, так и подводных лодок. Здесь сложилась замечательная конструкторская и производственная школа, усилиями которой советский ВМФ был обеспечен качественными оптическими системами наблюдения и управления огнем.
Вадим Игоревич был направлен на должность мастера в цех, занимавшийся сборкой приборов для флота. "Была в те времена замечательная традиция, - вспоминает герой нашего рассказа, - направлять молодого специалиста сначала на производство, чтобы он непосредственно соприкоснулся с постройкой приборов и впоследствии, приступив к их проектированию, представлял себе весь процесс их создания. Таким образом теоретическая подготовка прекрасно дополнялась практикой".
В цехе В.И. Митин работал на окончательной сборке дальномеров - таких, как ЗДМС-4М, ДМ-5 и ДМ-8, дальномеры для береговой артиллерии. Здесь он проработал год, после чего был переведен в Центральное конструкторское бюро завода.
Главным инженером ЦКБ являлся в те годы Иван Александрович Шошин - человек, внесший неоценимый вклад в создание отечественной школы военно-морского приборостроения. Он принадлежал к числу специалистов, которые в 30-е гг. были командированы в Италию, а после Великой Отечественной войны изучали германский опыт, создавая с учетом новейших иностранных достижений оригинальные советские системы. Именно он провел собеседование с молодым специалистом.
После собеседования Шошин вызвал начальника конструкторского бюро, занимавшегося военно-морской тематикой - Павла Матвеевича Дианова - и сказал ему следующее: "Направляю к тебе этого парня. Он хочет быть конструктором, но ты ни в коем случае не сажай его за кульман. Направь в лабораторию, пусть он занимается, в первую очередь, проектированием новых изделий. У нас скоро начнется новая работа - астрокорректоры - вот пусть он за нее и возьмется".
Дело в том, что в 50-е годы Советский Союз начал проектировать атомные подводные лодки с ракетным вооружением. Именно для них предназначались новые астронавигационные перископы, для разработки которых на ГОМЗе было создано отдельное конструкторское бюро.
С тех пор астронавигационные перископы для подводных лодок стали основным профилем работы Вадима Игоревича. Эти сложнейшие приборы, предназначенные для точного определения местонахождения подводного корабля по астроориентирам - Солнцу и Луне, звездам и планетам - были впервые разработаны в нашей стране в середине 50-х годов в стенах Государственного оптического института им. С.И. Вавилова. Для серийного производства разработка ГОИ, получившая название "Лира", была передана на ГОМЗ. "Лира" являлась двухканальной оптической системой, обеспечивавшей возможность одновременного измерения высот и азимутов двух светил из перископного положения. В головной части перископа на специальной гиростабилизированной платформе размещались две измерительные головки, установка которых по углу места и курсовому углу при поиске светил производилась вручную операторами с помощью дистанционных органов управления.
Многие специалисты относят перископы к числу самых сложных оптических приборов. Их должна отличать точность, приближающаяся к теодолитной, и исключительно высокий уровень стабильности работы. Задача, поставленная перед ленинградскими оптиками, была отнюдь не простой. Но они сумели с честью выполнить ее.
Осенью 1958 года был изготовлен первый прибор, и Вадим Игоревич получил ответственное назначение - стал ответственным сдатчиком. В течение следующих двух лет он занимался монтажом, сдачей заказчику, установкой на подлодках и обучением персонала работе с новыми приборами. Одна за другой следовали командировки в Северодвинск, в Комсомольск-на-Амуре: Здесь очень пригодился опыт, накопленный в период работы в цехе - приходилось заниматься и юстировкой, и отладкой прибора. В 1960 году "Лира" была принята на вооружение. Ею оснащались подводные лодки проектов 629, 644 и 658.
Одновременно ГОМЗ, вошедший в 1962 году в состав Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО), занимался разработкой собственных астрокорректоров. С тех пор весь цикл своего создания эти сложнейшие приборы проходили в стенах петербургской оптической фирмы.
Преемник "Лиры" - "Сегмент" - был поставлен на вооружение в 1963 году, спустя 4 года после выдачи технического задания. Главным конструктором являлся выдающийся специалист Е.Ю. Коган, а Вадим Игоревич был назначен его заместителем по сборке и юстировке прибора, ответственным за точность изделия и эксплуатацию на корабле. Во многом благодаря его работе точностные характеристики "Сегмента" были на 20% выше, чем у "Лиры". В приборе была впервые применена фотоэлектрическая коррекция для удержания стабилизированного плато в плоскости горизонта - ручная коррекция была сохранена только как аварийная.
А вскоре В.И. Митин сам стал главным конструктором астронавигационных перископов - под его руководством были создан ряд систем, по сей день находящихся на вооружении - таких, как "Волна" (1971 год) и "Заря" (1984 год). "Волна" обеспечивала возможность звездной обсервации в любое время суток и устанавливалась на подводных лодках проекта 667.
"Время от времени мы получали информацию об иностранных разработках в этой области, - рассказывает В.И. Митин, - и, честно говоря, они нас не очень впечатлили. Насколько мне известно, зарубежные астронавигационные перископы значительно уступают нашим". Да и военные моряки, непосредственно работавшие с приборами ЛОМО не одно десятилетие, давали о них крайне лестные отзывы. Случаи, когда предприятию приходилось ремонтировать свои астрокорректоры, можно пересчитать по пальцам, к тому же такие изделия, как правило, были повреждены в результате каких-либо ЧП.
Помимо астрокорректоров, Вадим Игоревич трудился и над другими приборами - например, универсальными перископами для подводных лодок, такими, как "Сигнал-3" (1985 год), "Парус" (2000 год). Под его руководством в начале 80-х годов был создан уникальный оптический многоцелевой визир "Чакона-Б" для надводных кораблей, который установлен на авианосце "Адмирал Кузнецов".
В 1990 году Вадим Игоревич был назначен на должность главного специалиста. Все большее место в его работе стала занимать, помимо создания новых приборов, подготовка молодых специалистов, приходивших в СКБ военно-морской техники. Он опубликовал ряд статей, посвященных проблемам перископостроения, а совсем недавно была издана его книга "Проектирование и расчет точности угломеров", написанной на основе многолетнего опыта конструкторской работы.
Работа В.И. Митина была высоко оценена руководством как ЛОМО, так и всей страны. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени (1970 год); имеет звание "Лучший конструктор Министерства" (1971, 2002 годы), звание "Заслуженный ветеран труда ЛОМО" (1990 год), является Лауреатом Государственных премий (1983, 2000 год).
|