Параллельно с созданием наземных ЗУР в 1951-1952 гг. в рамках работы над системой С-25 ("Беркут") проводились и работы по управляемым ракетам воздушного базирования.
В 1953 году С.А.Лавочкин предложил создать принципиально новую пилотируемую сверхзвуковую автоматизированную систему перехвата К-15, основной идеей которой было гармоничное сочетание летных характеристик носителя, ракеты и возможностей бортового радиолокационного оборудования.
В 1953-59 годах в ОКБ были последовательно созданы два варианта системы К-15: самолет-носитель "250" с ракетами "275" и самолет-носитель "250А" с ракетами "275А", "277" и "279". Первый вариант из-за задержки с разработкой двигателей ВК-9 завершить не удалось. Второй вариант системы К-15 к началу 1959 года был подготовлен к началу комплексных испытаний. Однако из-за большой загрузки ОКБ другими важными заданиями и в связи с началом работ ОКБ А.Н.Туполева над аналогичной системой, от дальнейшей отработки системы К-15 пришлось отказаться.
Самолет-носитель К-15 "воздух - воздух"
(заводской индекс 250 - 1-я летная машина
250А - 2-я летная машина)
Самолет-носитель "Ла-250" - перехватчик-ракетоносец 2-местный высокоскоростной цельнометаллической конструкции с двумя твердотопливными реактивными двигателями АЛ 7-Ф.
Предназначен для борьбы с высотными скоростными бомбардировщиками противника, летящими на высотах до 20 км со скоростью до 1200 км/ч.
Действие предусматривалось в комплексе с наземными станциями наведения в любых метеоусловиях дня и ночи.
Схема - свободнонесущий среднеплан с треугольным крылом большой стреловидности, стреловидным хвостовым оперением и трехколесным шасси, убирающимся в фюзеляж.
Вооружение - две радиоуправляемые авиационные ракеты класса "воздух - воздух", подвешенные под крылом самолета:
А) ракета "275 А", управляемая по лучу, или
Б) ракета "277" с головкой самонаведения и обычным боезарядом,
ракета "279" с ядерным боезарядом (были разработаны позднее) .
Самолет оборудован радиолокационными станциями обнаружения и наведения на цель.
Разработка начата в 1953 г. Летные испытания машины 250 начаты в 1956 г., машины "250А" - в 1957 г. Испытания проходили с двигателем АЛ-7 меньшей тяги и габаритов по сравнению с АЛ- 7Ф.
Характеристики самолета-носителя
Размах, м |
13,9 |
Длина, м |
25,6 |
Высота на стоянке, м |
6,5 |
Площадь крыла, кв.м |
80 |
Взлетный вес, кг |
27500 |
Полетный вес, кг |
23250 |
Потолок самолета, м |
17000 |
Крейсерская скорость, км/ч |
1000 |
Максимальная скорость (на Н=12000 м, с дожиганием), км/ч
|
1600 |
Продолжительность полета (на Н=12000 м), часа |
2,3 |
Время набора высоты (Н=12000 м), мин |
2,84 |
Посадочная скорость, км/ч |
225 |
Таким образом, в 1953-1959 г.г. в ОКБ 301 были последовательно созданы 2 варианта системы К-15: самолет-носитель "250" под ТРД ВК-9 конструкции В.Я.Климова с ракетами "275" и самолет-носитель "250А" под двигатели АЛ-7Ф-1 конструкции А.М.Люльки с ракетами "275А", "277" и "279".
Из-за задержки с разработкой двигателя ВК-9 первый вариант системы завершить не удалось. Второй вариант системы К-15 к началу 1959 г. был подготовлен к началу комплексных испытаний с пусками ракет в воздух. Однако в 1959 г. ввиду большой загруженности ОКБ Лавочкина работы по системе К-15 были прекращены.
Судьбу К-15 в большой степени определил и такой фактор, как конкурентная борьба: А.Н.Туполев обратился в правительство с предложением создать систему, близкую по тактико-техническим характеристикам к К-15 в кратчайшие сроки. Система перехвата Туполева, конечно, не была создана в обещанные несколько месяцев. Работа над ней также затянулась. Прошло несколько лет до появления этой системы, уступавщей К-15 по основным тактико-техническим характеристикам.
Авиационная радиоуправляемая ракета "275А" "воздух-воздух"
(заводской индекс 278)
Входила в систему К-15 (самолет-носитель с ракетами) "воздух - воздух". Старт ракеты с самолета-носителя 250 на высотах от 5 до 14 км при скорости носителя 1400-1450 км/ч.
Боевая часть 125-140 кг осколочного либо кумулятивного действия.
Ракета "275А" - нормальной схемы; 4 крыла и 4 воздушных руля расположены в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Двигатель - однокамерный ЖРД двухступенчатой тяги - находился в хвостовом отсеке корпуса.
Разработка начата в 1954 г. Летные испытания самолета "Ла-250" с макетом ракет "275А" (облеты) были проведены в 1959 г. Авиационные испытания ракеты "275А" были проведены в течение 1959 г.
Для осуществления старта с земли на ракете были установлены поршневые ускорители.
Весь комплекс управления и наведения ракет "275А" был отработан на полигоне со специальной наземной пусковой установки и специальной наземной радиолокационной станции управления и наведения.