Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.laspace.ru/rus/lh6.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:27:08 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: regolith
К 35-летию посадки на Луну первого самоходного аппарата "Луноход 1" НПО им. С.А. Лавочкина


Главная
Наше предприятие
Новости
Текущие проекты
Вестник НПО
Наш архив
Музей
Вопрос-ответ
Вакансии
Аспирантура
Кафедра ?612Б
Проблемный Совет ?4A "Бортовые системы и приборы"
Закупки
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Информация о приватизации
Партнеры
Контакты
latest news
Подпишитесь на новости и получайте сообщения об обновлениях и анонсы новых, публикуемых на сайте материалов.

Вы можете в любой момент отказаться от подписки.

Ваш e-mail адрес:

Подписаться
Отказаться


К 35-летию посадки на Луну первого самоходного аппарата "Луноход 1"

Летные испытания

Тем временем 4 февраля 1967 года вышло очередное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР ?115-46 о работе над техникой по лунной программе. В ней был установлен график лунных экспедиций и полетов автоматических аппаратов, обеспечивающих их. Так как луноход шел теперь в одной упряжке с пилотируемым комплексом Л-З, то это постановление касалось и его. Согласно этому Постановлению к летно-конструкторским испытаниям ракеты Н-1 планировалось приступить в сентябре 1967 года, первую посадку космонавта на Луну осуществить в третьем квартале 1968 года. В промежутке между этими датами аппарат Е8 должен был быть полностью испытан.

Реально же ракета Н-1 впервые стартовала 21 февраля 1969 года. За два дня до этого была предпринята попытка запустить первый луноход. 19 февраля 1969 года с космодрома Байконур был произведен запуск четырехступенчатой ракеты-носителя 8К82К с космическим аппаратом Е8 ?201. Уже на 51,4 секунде полета ракеты разрушился головной обтекатель. Это произошло из-за ошибочных расчетов обтекателя на прочность. Запуск 19 февраля был первым полетом ракеты с этим новым обтекателем. Во время прохождения зоны максимального скоростного напора возникли аэродинамические вибрации, вследствие чего и произошло разрушение узлов крепления створок обтекателя. Обломки головного обтекателя, пролетев вдоль блока Д, третьей и второй ступеней, врезались в баки первой ступени, пробив их оболочку. В результате произошел контакт самовоспламеняющихся компонентов топлива, завершившийся взрывом на 53-й секунде полета, полностью разрушившем ракету.

Впрочем, к этому времени на первый план уже выходила совсем другая "восьмерка". Идея дистанционного исследования поверхности Луны была привлекательной с точки зрения выбора районов посадки пилотируемой экспедиции. Однако для исследования химических свойств лунного грунта этого было недостаточно, поскольку уровень развития научного приборостроения тех лет не позволял создать сложную и компактную аппаратуру для анализа лунного грунта непосредственно на Луне. Гораздо проще было это сделать в лабораторных условиях на Земле. Но для этого требовалось иметь хотя бы несколько десятков граммов образцов лунного грунта.

Правда, была у этой идеи и политическая подоплека. Дело в том, что американская программа "Аполлон" выходила на завершающую стадию, и становилось ясно, что планы американцев высадить астронавтов на Луну в 1969 году вполне реальны. Летные же испытания нашей лунной ракеты Н 1 даже еще не начинались. Все яснее вырисовывалась угроза поражения в лунной гонке. Но надо было чем-то ответить, ибо с пропагандистской точки зрения победа в лунной гонке означала превосходство той или иной социальной системы.

Именно эта проблема и была рассмотрена сначала у секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова 23 декабря 1968 года, а затем на совещании, состоявшемся 30 декабря 1968 года в ВПК. После подведения неутешительных итогов советской пилотируемой лунной программы была рассмотрена и утверждена программа Е8-5, предусматривающая доставку лунного грунта автоматическими станциями, разработанными в Химках под руководством Г.Н. Бабакина.

Тем самым было решено хоть какой-то "ложкой меда" скрасить "бочку дегтя". Более того, было также решено негласно дать установку средствам массовой информации, что наш путь изучения Луны - это автоматы. О том, что на самом деле это не так, советский народ узнал только в конце 80 х годов с наступлением гласности.

Как следствие заседания ВПК 8 января 1969 года вышло разработанное Г.Н. Бабакиным Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О плане работ по исследованию Луны, Венеры и Марса автоматическими станциями". Оно зажгло "зеленый свет" перед конструкторским бюро завода имени С.А. Лавочкина.

Создание космплекса Е8-5 после целого ряда неудач завершилось успешным полетом "Луны-16", доставившей на Землю образцы лунного грунта.

После того, как была выполнена эта приоритетная задача, можно было приступать и к выполнению остальной части программы освоения Луны автоматическими станциями. При этом, поскольку высадка человека на Луну по программе Н1 Л3 сдвигалась на неопределенный срок, изучение Луны с помощью автоматических станций приобретала самостоятельное значение. Хотя в течение полутора лет основной акцент делался на доставке грунта с Луны, работа над луноходом в КБ завода имени С.А. Лавочкина не прекращалась. Теперь наступила и его очередь.



Далее >









 http://www.laspace.ru/