Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.laspace.ru/rus/lh2.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:25:18 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: magnetic north
К 35-летию посадки на Луну первого самоходного аппарата "Луноход 1" НПО им. С.А. Лавочкина


Главная
Наше предприятие
Новости
Текущие проекты
Вестник НПО
Наш архив
Музей
Вопрос-ответ
Вакансии
Аспирантура
Кафедра ?612Б
Проблемный Совет ?4A "Бортовые системы и приборы"
Закупки
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Информация о приватизации
Партнеры
Контакты
latest news
Подпишитесь на новости и получайте сообщения об обновлениях и анонсы новых, публикуемых на сайте материалов.

Вы можете в любой момент отказаться от подписки.

Ваш e-mail адрес:

Подписаться
Отказаться


К 35-летию посадки на Луну первого самоходного аппарата "Луноход 1"

История создания

В конце 1964 - начале 1965 года в ОКБ-1 был разработан эскизный проект. В нем выбор был сделан в пользу гусеничного движителя. Однако утвердить его С.П. Королев так и не успел. ОКБ-1 было чрезмерно перегружено работами по многим космическим направлениям. Руководство отраслью приняло решение о передаче части работ в другие организации. Все работы по автоматическим межпланетным станциям в апреле 1965 года были переданы на Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина в Химках, где их возглавил Главный конструктор Георгий Николаевич Бабакин. Туда же в мае были переданы и работы по луноходу, поскольку он тоже подпадал под категорию автоматических аппаратов. Вместе с тематикой на Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина из ОКБ-1 перешла и часть сотрудников.

В августе 1965 года силами КБ завода имени С.А. Лавочкина были выпущены основные положения по Е8 в виде технического отчета. В них, по сути, были обобщены наработки ОКБ-1 по данной теме. Неслучайно на титульном листе этого документа были "забиты" фамилии Королева и Бабакина. Правда, Королев его так и не подписал.

Весь комплекс по доставке самоходного аппарата на поверхность Луны был назван Е8, хотя сам луноход по-прежнему назывался Л2. При этом за основу для последующей разработки в документе предлагался гусеничный вариант лунохода массой 640 кг.

Интересен сам перечень задач, стоявших перед луноходом:

    1. Изучение района лунной поверхности в месте предполагаемой посадки первой лунной экспедиции.
    2. Выбор посадочно-взлетной площадки для корабля первой лунной экспедиции.
    3. Проведение комплексных научных исследований лунной поверхности.
    4. Визуальное наблюдение за посадкой и взлетом лунного экспедиционного корабля.
    5. Отработка конструкции посадочного устройства и аппаратуры, обеспечивающей мягкую посадку космического аппарата на поверхность Луны.
    6. Отработка элементов конструкции и бортовой аппаратуры самоходного аппарата для передвижения космонавтов по поверхности Луны.

Одновременно луноход Л2 мог быть использован в качестве радиомаяка для кораблей лунной экспедиции Н1-Л3. Кроме того, в аварийной ситуации при первых лунных экспедициях он мог быть также использован для перевозки космонавтов на небольшие расстояния.

Ракетно-космический комплекс Е8, представленный в отчете, нес на себе печать первых проектов лунного облетного комплекса "Союз" (Л1). В основе его лежала сборка ракетно-космического комплекса на околоземной орбите, при этом каждая составная часть комплекса выводилась на орбиту ракетой-носителем "Союз". Для сборки комплекса достаточно было двух запусков. Первым пуском на монтажную орбиту выводился разгонный ракетный блок М. Вторым пуском доставлялся сам комплекс Е8, состоящий из следующих элементов:

  • навесной приборный отсек, сбрасываемый перед стартом с монтажной орбиты;
  • стыковочный узел;
  • ракетная ступень - блок Н, обеспечивающая сближение на монтажной орбите, доразгон к Луне и коррекции траектории;
  • посадочное устройство с юстировочной двигательной установкой (ЮДУ), предназначенной для обеспечения мягкой посадки;
  • самоходный автоматический аппарат Л2;
  • исполнительные органы системы управления движением - двигатели ориентации и системы управления сближением и стыковкой - двигатели причаливания и ориентации.

Разгонный ракетный блок М представлял собой уменьшенную копию блока Д с двигателем 11Д58 тягой 8,5 тонн. Он был оснащен стыковочным узлом и пассивной радиотехнической системой сближения и стыковки "Игла".

Ракетная ступень комплекса Е8 - блок Н была позаимствована из разрабатывавшегося лунного облетного корабля 7К ПЛК. Блок ЖРД состоял из однокамерного сближающе-корректирующего двигателя тягой 410 кг и двухкамерного разгонного двигателя однократного включения тягой 3,3 тонны. С корабля 7К-ПЛК была позаимствована и аппаратура сближения и стыковки.

ЖРД тормозной ракетной ступени был взят с посадочной ступени пилотируемого лунного корабля комплекса Л3.

Юстировочная двигательная установка представляла собой пороховой двигатель со спускаемого аппарата корабля "Союз".

Центральным элементом ракетно-космического комплекса Е8 являлся, конечно же, луноход Л2. Нам, привыкшим к снимкам "Луноходов", его вид показался бы необычным. Его корпус напоминал вертикально стоящее, приплюснутое яйцо. Верхняя часть лунохода представляла собой сферический сегмент радиусом 95 см, а нижняя - тоже сферический сегмент, но радиусом 170 см. Обе части крепились к шпангоуту диаметром 180 см. На верхней части лунохода была установлена серповидная солнечная батарея. На тот момент в качестве самоходного шасси предпочтение было отдано гусеницам. Масса лунохода составляла 640 кг.

Планировалось, что луноход сможет передвигатеься по 6-8 часов в сутки. При максимальной скорости движения 45 км/час за 3-6 месяцев работы на поверхности Луны он мог пройти расстояние до 1500 км.

Старт ракет-носителей "Союз" с составными частями комплекса Е8 производился практически одновременно с площадок ?1 и ?31 космодрома Байконур. При этом после выведения расстояние между аппаратами не должно было превышать 23 км. С этого расстояния в течение не более 45 минут происходило сближение. Еще 20 минут длилось причаливание. После окончания сборки производились измерение параметров орбиты, расчет и ввод уставок в систему управления Е8 для перевода комплекса на траекторию полета к Луне.

Посадка на поверхность Луны происходила по прямой схеме, то есть без промежуточного выхода на селеноцентрическую орбиту. На высоте 75-100 км над поверхностью Луны включалась тормозная ракетная ступень в режиме большой тяги, которая к высоте 5 км гасила вертикальную скорость. С этого момента двигатель тормозной ступени переключался в режим малой тяги с регулированием уровня. На высоте 100-150 метров тормозная ракетная ступень отделялась, и космический аппарат совершал свободное падение. На высоте 4-5 метров по сигналу со щупа включалась юстировочная ДУ и аппарат совершал мягкую посадку на поверхность Луны.

Масса ракетно-космического комплекса на монтажной орбите составляла 13 тонн, из которых 7,3 тонны - сам комплекс Е8.

С этого "королевского наследия" началась работа над луноходом на Машиностроительном заводе имени С.А. Лавочкина. Уже в самом начале проектирования стала очевидной сложность схемы экспедиции, для реализации которой требовалось произвести несколько стыковок на околоземной орбите в автоматическом режиме. Учитывая, что первая автоматическая стыковка была произведена лишь 30 октября 1967 года, надо было искать другое решение.


Далее >









 http://www.laspace.ru/