История создания
В конце 1964 - начале 1965 года в ОКБ-1 был разработан эскизный проект.
В нем выбор был сделан в пользу гусеничного движителя. Однако утвердить его
С.П. Королев так и не успел. ОКБ-1 было чрезмерно перегружено работами по
многим космическим направлениям. Руководство отраслью приняло решение о
передаче части работ в другие организации. Все работы по автоматическим
межпланетным станциям в апреле 1965 года были переданы на Машиностроительный
завод имени С.А. Лавочкина в Химках, где их возглавил Главный конструктор
Георгий Николаевич
Бабакин. Туда же в мае были переданы и работы по луноходу, поскольку он
тоже подпадал под категорию автоматических аппаратов. Вместе с тематикой на
Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина из ОКБ-1 перешла и часть
сотрудников.
В августе 1965 года силами КБ завода имени С.А. Лавочкина были выпущены
основные положения по Е8 в виде технического отчета. В них, по сути, были
обобщены наработки ОКБ-1 по данной теме. Неслучайно на титульном листе этого
документа были "забиты" фамилии Королева и Бабакина. Правда, Королев его так
и не подписал.
Весь комплекс по доставке самоходного аппарата на поверхность Луны был
назван Е8, хотя сам луноход по-прежнему назывался Л2. При этом
за основу для последующей разработки в документе предлагался гусеничный
вариант лунохода массой 640 кг.
Интересен сам перечень задач, стоявших перед луноходом:
1. Изучение района лунной поверхности в месте предполагаемой посадки первой лунной экспедиции.
2. Выбор посадочно-взлетной площадки для корабля первой лунной экспедиции.
3. Проведение комплексных научных исследований лунной поверхности.
4. Визуальное наблюдение за посадкой и взлетом лунного экспедиционного корабля.
5. Отработка конструкции посадочного устройства и аппаратуры, обеспечивающей мягкую посадку космического аппарата на поверхность Луны.
6. Отработка элементов конструкции и бортовой аппаратуры самоходного аппарата для передвижения космонавтов по поверхности Луны.
Одновременно луноход Л2 мог быть использован в качестве радиомаяка для
кораблей лунной экспедиции Н1-Л3. Кроме того, в аварийной ситуации при первых
лунных экспедициях он мог быть также использован для перевозки космонавтов
на небольшие расстояния.
Ракетно-космический комплекс Е8, представленный в отчете, нес на себе
печать первых проектов лунного облетного комплекса "Союз" (Л1). В основе его
лежала сборка ракетно-космического комплекса на околоземной орбите, при этом
каждая составная часть комплекса выводилась на орбиту ракетой-носителем "Союз".
Для сборки комплекса достаточно было двух запусков. Первым пуском на монтажную
орбиту выводился разгонный ракетный блок М. Вторым пуском доставлялся сам
комплекс Е8, состоящий из следующих элементов:
- навесной приборный отсек, сбрасываемый перед стартом с монтажной орбиты;
- стыковочный узел;
- ракетная ступень - блок Н, обеспечивающая сближение на монтажной орбите, доразгон к Луне и коррекции траектории;
- посадочное устройство с юстировочной двигательной установкой (ЮДУ), предназначенной для обеспечения мягкой посадки;
- самоходный автоматический аппарат Л2;
- исполнительные органы системы управления движением - двигатели ориентации и системы управления сближением и стыковкой - двигатели причаливания и ориентации.
Разгонный ракетный блок М представлял собой уменьшенную копию блока Д с
двигателем 11Д58 тягой 8,5 тонн. Он был оснащен стыковочным узлом и пассивной
радиотехнической системой сближения и стыковки "Игла".
Ракетная ступень комплекса Е8 - блок Н была позаимствована из
разрабатывавшегося лунного облетного корабля 7К ПЛК. Блок ЖРД состоял из
однокамерного сближающе-корректирующего двигателя тягой 410 кг и
двухкамерного разгонного двигателя однократного включения тягой 3,3 тонны.
С корабля 7К-ПЛК была позаимствована и аппаратура сближения и стыковки.
ЖРД тормозной ракетной ступени был взят с посадочной ступени пилотируемого лунного корабля комплекса Л3.
Юстировочная двигательная установка представляла собой пороховой двигатель со спускаемого аппарата корабля "Союз".
Центральным элементом ракетно-космического комплекса Е8 являлся, конечно же,
луноход Л2. Нам, привыкшим к снимкам "Луноходов", его вид показался бы
необычным. Его корпус напоминал вертикально стоящее, приплюснутое яйцо.
Верхняя часть лунохода представляла собой сферический сегмент радиусом 95 см,
а нижняя - тоже сферический сегмент, но радиусом 170 см. Обе части крепились
к шпангоуту диаметром 180 см. На верхней части лунохода была установлена
серповидная солнечная батарея. На тот момент в качестве самоходного шасси
предпочтение было отдано гусеницам. Масса лунохода составляла 640 кг.
Планировалось, что луноход сможет передвигатеься по 6-8 часов в сутки. При максимальной скорости движения 45 км/час за 3-6 месяцев работы на поверхности Луны он мог пройти расстояние до 1500 км.
Старт ракет-носителей "Союз" с составными частями комплекса Е8 производился
практически одновременно с площадок ?1 и ?31 космодрома Байконур. При этом
после выведения расстояние между аппаратами не должно было превышать 23 км.
С этого расстояния в течение не более 45 минут происходило сближение. Еще 20
минут длилось причаливание. После окончания сборки производились измерение
параметров орбиты, расчет и ввод уставок в систему управления Е8 для перевода
комплекса на траекторию полета к Луне.
Посадка на поверхность Луны происходила по прямой схеме, то есть без промежуточного выхода на селеноцентрическую орбиту. На высоте 75-100 км над поверхностью Луны включалась тормозная ракетная ступень в режиме большой тяги, которая к высоте 5 км гасила вертикальную скорость. С этого момента двигатель тормозной ступени переключался в режим малой тяги с регулированием уровня. На высоте 100-150 метров тормозная ракетная ступень отделялась, и космический аппарат совершал свободное падение. На высоте 4-5 метров по сигналу со щупа включалась юстировочная ДУ и аппарат совершал мягкую посадку на поверхность Луны.
Масса ракетно-космического комплекса на монтажной орбите составляла 13 тонн, из которых 7,3 тонны - сам комплекс Е8.
С этого "королевского наследия" началась работа над луноходом на Машиностроительном заводе имени С.А. Лавочкина. Уже в самом начале проектирования стала очевидной сложность схемы экспедиции, для реализации которой требовалось произвести несколько стыковок на околоземной орбите в автоматическом режиме. Учитывая, что первая автоматическая стыковка была произведена лишь 30 октября 1967 года, надо было искать другое решение.
Далее >