40 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут советский самоходный аппарат "Луноход-1" оставил первый след на лунной поверхности. Начался новый этап в исследовании естественного спутника Земли автоматическими аппаратами.
Предистория проекта
Идея создания самоходных лунных аппаратов родилась в начале 60-х годов в
ОКБ-1, которым руководил Сергей Павлович Королев. Именно тогда были разработаны
проекты автоматической станции для мягкой посадки на Луну (Е6) и
искусственного спутника Луны (Е7). Параллельно шла проработка вопросов
создания самоходного лунного аппарата и его мягкой посадки на Луну (тема
E8). Уже первые прикидки показали, что его масса, которую конструкторы
оценивали в 600 кг, существенно превышает возможности ракеты-носителя 8К78.
Поэтому в конце 1960 года было решено, что станция E8 будет запускаться с
помощью ракеты серии Н (конкретно - Н-11) грузоподъемностью 20-25 тонн,
разработка которой началась в ОКБ-1 в том же году.
Но работы по ракете Н-1 еще только разворачивались, и перспективы ее были
весьма туманны. В частности, согласно Постановлению правительства от
16 апреля 1962 года работа по Н-1 ограничивалась эскизным проектом.
Правда, комиссия М.В. Келдыша, рассмотревшая в 1962 году эскизный проект,
одобрила его и рекомендовала продолжить работу по Н-1. Однако, отметив
отсутствие конкретных полезных нагрузок для Н-1, рекомендовала также начать
работу по созданию полезных нагрузок для нее.
24 сентября 1962 года вышло очередное Постановление правительства,
посвященное Н-1. Одновременно с принятием этого Постановления по комплексу
Н-1 Академии наук СССР было дано задание в трехмесячный срок представить
конкретные предложения по космическим объектам под ракету Н-1. В декабре
1962 года на заседании МНТС по космическим исследованиям при Академии наук
СССР был рассмотрен план, который предусматривал выполнение исследований
в 1963-1964 годах в основном с помощью автоматических станций.
В свою очередь, к февралю 1963 года в ОКБ-1 были проработаны предложения
по использованию ракеты-носителя Н-1 и созданию для него первоочередных
космических объектов, а к сентябрю 1963 года в ОКБ-1 были подготовлены
предложения по исследованию и освоению Луны в 1963-1968 годах. В них для
изучения и освоения Луны предлагалось создание космических комплексов по
пяти взаимосвязанным темам - Л1-Л5.
Темы Л1 и Л3 предусматривали полет человека с облетом Луны и с посадкой на
ее поверхность. Тема Л2 предполагала доставку лунохода на поверхность Луны.
Поскольку работы по ракете Н-1 были прекращены, для запуска лунохода
планировалась сборка на околоземной орбите лунного комплекса, состоящего из
ракетного блока 9К и лунного самоходного аппарата 13К. Все
составные части лунного комплекса выводились на монтажную орбиту с помощью
ракеты-носителя "Союз". При этом ракетный блок выводился в незаправленном
состоянии, а затем четыре корабля-танкера 11К последовательно
автоматически стыковались с ракетным блоком и заправляли его окислителем и
горючим. Этот луноход помимо проведения научных исследований должен был помочь
в выборе района посадки лунной экспедиции. Дистанционно управляемый с Земли
лунный самоходный аппарат 13К фактически был развитием темы Е8.
Для более детального и долговременного изучения Луны предлагалось также
создать тяжелый самоходный аппарат Л-5, способный перевозить 3-5 человек
или 3500 кг груза со скоростью до 20 км/ч.
Надо сказать, что из всех пяти лунных проектов в своем изначальном виде
ни один так и не пошел в дело. И, хотя работы по самоходному аппарату Л2
формально даже не начинались, С.П. Королев никогда не пренебрегал перспективой.
Поэтому в июле 1963 года он предложил ленинградскому ВНИИ 100 (позже
ВНИИТрансМаш) разработать "луноход", поскольку в мае того же года ведущий в
стране Научно-исследовательский институт Госкомитета автотракторного и
сельскохозяйственного машиностроения (НАТИ) отказался от создания шасси
лунохода в связи с жесткими, по их мнению, требованиями по весам. А в сентябре
1963 года это предложение было подкреплено указанием председателя Госкомитета
по оборонной технике С.А. Зверева. Согласно ему в отделе новых принципов
движения была организована группа изучения возможности создания самоходных
средств передвижения по поверхности Луны. Работы по луноходу возглавил
начальник этого отдела Александр Леонович Кемурджиан.
На первом этапе были рассмотрены самые разные способы движения по Луне.
Предлагались винтовые, шагающие, кувыркающиеся, перекатывающиеся и другие
экзотические движители. Остановились же на привычных вариантах - гусеничном и
колесном.
Только 10 февраля 1965 года вышло Решение ВПК, поручавшее ВНИИ-100
разработку лунохода. Однако к этому моменту уже были созданы действующие макеты
с колесным и гусеничным движителями.
Далее >
История создания
Особенности проекта
Летные испытания
На Луне