24 марта 1955 г. постановление Правительства СССР положило начало работе над проектом "Даль" - зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) для защиты Ленинграда. Головной организацией по системе "Даль" было назначено ОКБ 301.
Система должна была обеспечить круговую оборону крупных индустриальных центров от самолетов и крылатых ракет. Для этой системы в ОКБ разрабатывалась зенитная управляемая ракета, предназначенная для поражения высотных сверхзвуковых самолетов и крылатых ракет, летящих на высотах от 5 до 30 км, дальностях до 180 км и со скоростями 1500-3000 км/ч. Проектирование ЗУР было завершено к августу 1957 года. В конце 1958 года начались первые заводские летные испытания ракеты "400". До декабря 1962 года было произведено 77 пусков.
Для одновременного слежения и наведения 10 ракет на любое число целей из 10 в наземную часть системы была включена мощная цифровая ЭВМ.
Задержка с разработкой наземной управляющей машины наведения, а также смерть в июне 1960 года Генерального конструктора С.А.Лавочкина не позволили довести разработку до сдачи ее на вооружение. В декабре 1962 г. работа по системе "Даль" была закрыта еще до окончания общего цикла полигонных испытаний опытного образца зенитно-ракетного комплекса.
Зенитная управляемая ракета "Даль"
(заводской индекс 400)
Ракета состояла из двух ступеней, расположенных тандемом.
Первая ступень - стартовый ускоритель с пороховыми двигателем и стабилизирующими плоскостями, расположенными по схеме "Х".
Вторая ступень - маршевая, выполненная по прямой 4-крылой схеме, с двухкамерным ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива. Расположение ступеней - тандем.
Маршевая ступень оборудована системой радиоуправления с земли на первом этапе полета и активной системой самонаведения на на конечном этапе полета. Переключение системы наведения на самонаведение происходит автоматически при захвате радиолокационной головкой.
Боевая часть - осколочного действия. Подрыв боевой части осуществлялся с помощью радиовзрывателя при полете ракеты около цели.
Старт ракеты "400" производился с подъемно-пусковой установки под углом 45 градусов к горизонту.
Заводские летные испытания начались в 1958 г. В ходе испытаний были проведены пуски по самолетам-мишеням без управляющей машины наведения (ручная наводка с помощью серийных локаторов). В этих пусках самолеты-мишени были сбиты каждой одной ракетой на дальности до 120 км.
Основные данные
Длина, м |
16,283 |
Стартовый вес, кг |
8757 |
Тип боевого заряда |
осколочно-фугасный |
Вес боевого заряда, кг |
295 |
I. Ускоритель |
Двигательная установка |
РДТТ |
Диаметр фюзеляжа, м |
1,044 |
Длина, м |
4,562 |
Размах крыла, м |
4,974 |
Вес ускорителя, кг |
1504 |
II. Маршевая ступень |
Двигательная установка |
ЖРД |
Тяга, кг |
6000 |
Диаметр фюзеляжа, м |
0,83 |
Длина, м |
11,55 |
Размах крыла, м |
3,488 |
Вес маршевой ступени, кг |
1900 |
Максимальная высота полета, км |
30 |
Боевая дальность, км |
220 |