- Назначение планетные исследования
- Статус выведен из эксплуатации,
- Объект исследований Луна
- Дата запуска 31 января 1966
- Космодром Байконур
- Средства выведения Ракета-носитель "Молния-М" с разгонным блоком "Л"
- Масса аппарата 1583,7 кг
Первые автоматические станции для посадки на Луну были разработаны в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. В ходе 11 пусков (4 января 1963 года - 3 декабря 1965 года.) были отработаны бортовые системы станции, однако главная цель - мягкая посадка на поверхность Луны - достигнута не была.
Автоматическая станция состояла из корректирующе-тормозной двигательной установки ( тяга основной камеры двигателя до 4,6 тонны ) и сферического блока баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации "Юпитер" и радиовысотомера больших высот, а также главной полезной нагрузки - автоматической лунной станции
Автоматическая лунная станция (АЛС) представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри приборного контейнера размещены приборы радиокомплекса метрового диапазона КРС, угломерной системы дециметрового диапазона "Маяк-6", телеметрической системы, программно-временное устройство, блоки автоматики и терморегулирования, химическая батарея и научные приборы. На вершине АЛС с внешней стороны установлены оптико-механическая телекамера и счетчики радиации прибора КС-17М. Верхняя полусфера АЛС на перелете закрыта четырьмя лепестковыми антеннами, которые после посадки раскрываются.
В ходе перелета в составе космического аппарата лунная станция со всех сторон была закрыта амортизаторами посадочного устройства из эластичного материала. Посадочное устройство АЛС было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов. Они смягчали удар станции о лунную поверхность.
Высота АЛС на поверхности Луны со штыревыми антеннами - 112 см, а диаметр с раскрытыми лепестками - 160 см.
На Машиностроительном заводе имени С.А. Лавочкина, куда в 1965 году были преданы все работы по созданию автоматических межпланетных и лунных станций, по результатам предыдущих полетов в конструкцию и логику работы были внесены некоторые изменения:
- усилена прочность оболочки амортизаторов;
- наддув амортизаторов начинался после включения КТДУ на торможение.
- гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, характеризующего тип лунных пород;
- КС-17М - прибор для регистрации корпускулярного излучения, как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность.
Основным научным прибором автоматической лунной станции была оптико-механическая телевизионная камера с цилиндрическим иллюминатором. Угол зрения телекамеры составлял 360њ по горизонтали и 36њ по вертикали, число строк по кадру - 6000, число элементов в строке - 500. Скорость передачи изображения - 1 строка в секунду. Время передачи одной панорамы - 100 минут.
Главным результатом полета "Луны-9" стала первая в мире мягкая посадка космического аппарата на поверхность Луны и передача на Землю первых телепанорам лунной поверхности. Кроме того, в ходе полета "Луны-9" были проведены следующие наблюдения и измерения:
- уточнено расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли;
- установлено отсутствие заметного магнитного поля Луны и лунных радиационных поясов;
- по полученным снимкам определены особенности микрорельефа поверхности Луны и, в частности, не обнаружено пыльного слоя значительной толщины.
По результатам полета "Луны-9" Международная авиационная федерация (FAI) зарегистрировала приоритетные научно-технические достижения станции:
- мягкая посадка автоматической станции на поверхность Луны;
- передача первой в мире круговой фотопанорамы лунной поверхности в районе посадки станции;
- проведение научных исследований и измерений с помощью автоматического космического аппарата непосредственно на поверхности Луны.
Станцией "Луна-9" были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами FAI:
- мировой рекорд наибольшей массы, доставленной на поверхность Луны автоматической станцией, в классе "С";
- мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности в классе "С".