Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.laspace.ru/company/name/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:33:47 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п р р р р р р р р р р р р р р р
Чье имя мы с гордостью носим

Чье имя мы с гордостью носим

Cемен Алексеевич Лавочкин

Lav_00.jpgСемен Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября 1900 г. в Смоленске, в семье учителя гимназии. В 1917 г. окончил гимназию с золотой медалью и ушел добровольцем в Красную гвардию. До 1920 г. служил в пограничной дивизии рядовым. В 1920 г. был командирован для обучения в Московское высшее техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана). В 1929 г. окончил аэромеханический факультет, получил квалификацию инженера-аэромеханика. С 1930 г. работал в различных конструкторских бюро в Москве. В 1938 г. по приглашению А.Н.Туполева перешел на работу в Главное управление авиационной промышленности Наркомата обороны СССР.

С.А.Лавочкин совместно с коллегами В.П.Горбуновым и М.И. Гудковым разработали проект истребителя и представили его на конкурс, объявленный Правительством СССР в 1939 году. В то сложное время, накануне войны, советская авиация отставала от немецкой. Задачей конкурса было выявить свежие конструкторские решения. Результат превзошел мечты молодого конструктора. Проект истребителя, предложенный В.П.Горбуновым, С.А.Лавочкиным и М.И. Гудковым, был признан одним из лучших.

В качестве производственной базы для постройки нового самолета трем конструкторам выделили подмосковный завод ?301 (г. Химки). С 1939 г. здесь начались работы по созданию истребителя ЛаГГ. Истребитель прошел испытания и был принят к серийному производству. С 1940 г. пути Лавочкина, Гудкова и Горбунова разошлись, каждый из них возглавил свое КБ.

С.А.Лавочкина с частью сотрудников КБ перевели главным конструктором в г. Горький на серийный завод ?21 с задачей наладить выпуск истребителя ЛаГГ-3.

Lav_02.jpgЗа годы Великой Отечественной войны в ОКБ С.А.Лавочкина были разработаны более 10 экспериментальных и несколько серийных истребителей -Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. Эти машины были признаны одними из лучших самолетов Второй мировой войны. Серийный выпуск истребителей "Ла" был налажен на 5 заводах страны. Всего же с 1941 по 1945 г.г. в СССР с конвейеров сошли 22,5 тыс. истребителей конструкции Лавочкина. По сути, каждый третий советский самолет-истребитель того времени был "лавочкинский". На них воевали и асы, и недавние выпускники летных училищ. В историю вошли многократные примеры выдающегося мастерства и отваги в бою летчиков-асов - Героев Советского Союза И.Н.Кожедуба, А.И.Покрышкина, А.П.Маресьева. Они громили врага на самолетах конструкции Лавочкина!

Работа Главного конструктора и его ОКБ получила высокую оценку: в марте 1943 года Главный конструктор С.А.Лавочкин удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии, орденами и медалями награждены многие работники ОКБ.

Развитием винтомоторного Ла-7 (1944 г.) стали в послевоенные годы последние поршневые цельнометаллические истребители Ла-9 и Ла-11. В конце 40-х, начале 50-х годов именно эти самолеты составляли костяк истребительной авиации СССР.

После войны С.А.Лавочкин активно работал над созданием реактивных самолетов. В его ОКБ, вернувшемся из г. Горького в подмосковные Химки еще в 1945 г., были разработаны экспериментальные и серийные реактивные истребители.

Lav_06.jpgЛа-160 (1947 г.) стал первым в нашей стране самолетом со стреловидным крылом. Благодаря новому конструкторскому решению 26 декабря 1948 г. впервые в СССР на истребителе Ла-176 летчик О.В.Соколовский достиг скорости звука в полете со снижением.

За комплекс работ по созданию скоростных реактивных истребителей со стреловидными крыльями в 1948 г. С.А. Лавочкину в четвертый раз было присуждено звание лауреата Сталинской премии.

В конце 40-х - начале 50-х годов в ОКБ создан всепогодные истребитель перехватчик Ла-200 с радиолокационной станцией (РЛС), предназначенный для уничтожения самолетов противника в любых метеоусловиях и в любое время суток.

Lav_03.jpg1950 год стал переломным годом в работе ОКБ С.А. Лавочкина. Решением правительства именно его коллективу было поручено ответственное задание: спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет, обладающих высокими, до тех пор невиданными тактико-техническими данными. Речь шла о создании зенитных управляемых ракет (ЗУР) для первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25).

Предстояло начинать фактически с нуля и пройти весь путь от идеи до создания системы. В период 1951 - 1955 г.г. под руководством С.А.Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР "205" - "215" и ракеты класса "воздух - воздух". В 1955 г. вокруг Москвы появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО "Беркут" - с лавочкинскими ракетами, которые несли боевое дежурство вплоть до начала 80-х годов (ЗУР "217М" "218").

Lav_05.jpgЗа создание первых отечественных ЗУР в 1956 г. ОКБ было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а С.А.Лавочкин получил вторую Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.

С 1950 г. параллельно с ракетной тематикой С.А.Лавочкин приступил к созданию беспилотного самолета-мишени Ла-17, который мог использоваться также как фронтовой фоторазведчик (с соответствующей фотоаппаратурой).

Судьба этой работы Лавочкина - пример необычайного "долголетия": с 1954 г. по 1993 г. самолеты-мишени Ла-17 находились в серийном производстве (ежегодно выпускалось 500-600 штук) и применялись в войсках ПВО.

Lav_07.jpgВ 1954 г. С.А. Лавочкин начинает две крупнейшие работы: по созданию межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря" и, практически в то же время (1955 г.), проектирует новый зенитный комплекс ПВО "Даль", основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности ( до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей.

Работы по "Буре" продолжались до 1960 г. и завершились успешными испытаниями. При ее разработке Генеральному конструктору пришлось решать множество труднейших технических и конструкторских задач: преодоление звукового барьера, обеспечение устойчивого полета при скорости свыше 3500 км/ч, создание конструкции, способной работать в условиях сверхвысоких температур. И все это в неимоверно сжатые сроки - подгоняла "холодная война". Несмотря на все трудности "Буря" прошла 18 испытательных пусков! Аналогичная крылатая ракета "Навахо", создаваемая в США в 1961-63 г.г., не дошла даже до стадии летных испытаний - настолько велики были встретившиеся при этом технические трудности.

Lav_10.jpgВ июне 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался на одном из южных полигонов от сердечного приступа. Последние пуски ракеты "Буря" проводились уже без Генерального конструктора.

Созданная С.А.Лавочкиным конструкторская школа продолжает существовать и сегодня. Память в выдающемся конструкторе и незаурядном человеке живет не только в названии предприятия, им основанного, - Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина - но и в памяти людей, которым посчастливилось работать с Семеном Алексеевичем, и которые передают опыт новым поколениям лавочкинцев.