Программное обеспечение (ПО) космического аппарата (КА) является его 'интеллектом'. Чем сложнее задачи и чем выше автономность функционирования КА, тем сложнее должны быть алгоритмы функционирования (логика) бортовых систем и КА в целом и, соответственно, сложнее должно быть ПО, реализующее их.
ПО КА складывается из ПО отдельных бортовых систем-комплексов, главным из которых является бортовой комплекс управления КА. Он обеспечивает управление всеми бортовыми системами для решения целевых задач и вспомогательных (служебных) задач, обеспечивающих 'жизнь' КА.
К целевым задачам можно отнести управление бортовой научной (целевой) аппаратурой по реализации циклограмм и алгоритмов целевых полетных операций.
К основным служебным задачам относятся:
- обеспечение ориентации и стабилизации КА относительно центра масс;
- коррекция орбиты КА;
- автономная навигация;
- диагностика и автономное парирование нештатных ситуаций на КА;
Управление служебными бортовыми системами КА, обеспечивающими:
- тепловой и энергетический баланс КА;
- условия связи КА с Землей;
- формирование, хранение и передачу на Землю целевой и служебной телеметрической информации, необходимой для контроля КА специалистами центра управления полетом;
- прием и исполнение в требуемые моменты времени командно-программной информации, передаваемой с Земли на борт КА, и многие другие задачи.
НПО имени С.А. Лавочкина осуществляет полный цикл создания прикладного бортового программного обеспечения (ПО), включающий:
- разработка материалов эскизного проекта;
- разработка рабочей документации (проектирование бортовых алгоритмов);
- кодирование и отладка бортового ПО;
- испытания ПО в составе составных частей космического аппарата (КА) и КА в целом;
- оформление программной и эксплуатационной документации на бортовое ПО;
- сопровождение ботового ПО при летной эксплуатации КА.
При разработке прикладного ПО используются возможности современных бортовых вычислительных комплексов, а также операционных систем реального времени и средств разработки и отладки ПО.
При разработке бортового ПО учитываются следующие тенденции:
- использование принципа модульного построения ПО;
- возможность модернизации и развития алгоритмов без аппаратных доработок;
- минимизация объема изменений при доработке и модернизации ПО;
- локализация мест внесения изменений при модернизации алгоритмов.
Применяемая на НПО им. С.А. Лавочкина технология создания прикладного бортового ПО полностью соответствует требованиям ГОСТ и другой нормативной документации.