Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.kiam1.rssi.ru/index.php?id=hist&cnt=akim
Дата изменения: Sat Feb 2 22:18:43 2013
Дата индексирования: Sat Feb 2 22:18:43 2013
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Баллистический центр Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН
РОССИИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша
БАЛЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
 
История Центра
История БЦ ИПМ Памяти Э.Л.Акима

Эфраим Лазаревич Аким
1929 - 2010

Биография

Э. Л. Аким родился 14 марта 1929 года в городе Галич Костромского округа. В 1933 году семья переехала в Москву. Его отец, Лазарь Эфраимович Аким, главный инженер завода, в начале войны был мобилизован в Красную Армию. Он служил в ПВО Москвы и погиб в 1941 году во время воздушного налёта; семья в это время находилась в эвакуации в Рыбинске. Мать, Фаина Яковлевна, работала библиотекарем. Старший брат, Яков Лазаревич Аким - известный детский поэт.

В 1948 году Аким поступил в МГУ, на механико-математический факультет. В 1953 году пришёл на работу в Институт прикладной математики АН СССР, в отдел ? 5, которым руководил Д. Е. Охоцимский. Аким включается в работы по баллистико-навигационному обеспечению космических полётов. В 1965 году для координации этих работ на базе отдела был организован Баллистический Центр института, руководителем которого был назначен Аким. В этой должности он работал по 2010 год, а кроме того, с 1994 года являлся заместителем директора института по научной работе. Аким - автор более 240 научных работ и трёх монографий.

Эфраим Лазаревич Аким скончался 13 сентября 2010 года в своем рабочем кабинете.

Руководство Баллистическим центром

Баллистический центр Института прикладной математики (ИПМ) был создан по инициативе М.В. Келдыша и С.П. Королёва для баллистико-навигационного обеспечения космической программы, в особенности пилотируемых полётов и полётов автоматических аппаратов к Луне и планетам. Баллистический центр занимался расчётами орбит, оптимальным планированием космических полетов, расчетами фактических траекторий по данным наблюдений и выдачей уставок на коррекции. Все важные расчеты дублировались в аналогичных центрах других организаций, таких как НИИ-4 Министерства обороны и ЦУП Министерства общего машиностроения (позднее - Роскосмоса).

Баллистический центр ИПМ был научным центром по разработке расчётных методик космической баллистики для решения постоянно возникавших новых задач и проектов. В качестве руководителя центра, Аким организовывал баллистико-навигационное обеспечение полетов пилотируемых кораблей 'Союз', долговременных орбитальных станций 'Салют' и 'Мир', многоразовой космической системы 'Энергия-Буран', грузовых кораблей 'Прогресс', автоматических космических аппаратов научного назначения: 'Луна', 'Венера', 'Марс', 'Вега', 'Фобос', 'Астрон', 'Гранат', 'Интербол'. Решались задачи межпланетных полётов, вывода на орбиту искусственных спутников Земли, Луны и Венеры, а также мягкой посадки, сближения и стыковки космических кораблей. Была разработана схема запуска межпланетных аппаратов с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли ныне ставшая общепринятой.

В последние годы жизни Э.Л. Аким руководил работами по созданию систем управления и навигации космических аппаратов в реальном времени с использованием глобальных спутниковых навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, а также принимал активное участие в проекте 'Фобос-грунт'.

Область научных интересов

Э.Л. Акиму принадлежат работы, положившие начало новому направлению - разработке автоматизированных систем реального времени для баллистико-навигационного обеспечения управления полетами КА. Вместе с сотрудниками им создан последовательный ряд таких многомашинных интерактивных высокопроизводительных систем. Разработаны эффективные математические модели, методики и алгоритмы, системное и специальное математическое обеспечение ЭВМ, инструментальные и диалоговые средства для приема и обработки траекторных и телеметрических (телевизионных) измерений, определения и прогнозирования движения КА, расчета параметров управления и др. Системы успешно используются для управления полетом КА.

Э.Л. Акимом построена быстродействующая высокоточная численно-аналитическая теория движения спутника, разработаны эффективные методы обработки траекторных измерений; проведены глубокие исследования по динамике и управлению движением КА, используемые при проектировании и осуществлении полетов.

Э.Л. Акимом с сотрудниками создан в ИПМ стенд для полунатурного моделирования, выполнен большой объем моделирования и проведена отработка алгоритмов и верификация программ бортовой системы управления движением корабля "Буран" на участке спуска и посадки, что существенно повысило надежность работы в первом ЛКИ.

Э.Л. Акимом проведена разработка трудной проблемы уточнения астрономических постоянных и координат планет по наблюдениям за движением КА и естественных небесных тел. Полученные результаты имеют важное теоретическое значение и принципиальное значение для навигации и управления полетом КА. Впервые в мировой практике Э.Л. Акимом определены по данным траекторных измерений КА количественные характеристики поля тяготения Луны. Построена модель поля, обеспечившая успешные полеты к Луне всех отечественных лунных станций. Э.Л. Акимом с сотрудниками определены новые более точные значения постоянных тяготения Земли и Луны, динамического сжатия Венеры и параметров ее вращения (периода вращения и направления оси вращения в инерциальной системе координат). По данным наземных радиолокационных и оптических наблюдений Венеры и траекторных измерений ИСВ "Венера-9 и 10" разработана первая в нашей стране высокоточная теория движения этой планеты. Построена высокоточная теория движения внутренних планет. Уточнены на три порядка координаты кометы Галлея, что позволило осуществить тесное сближение КА "Вега-1,2 с кометой. Построена высокоточная теория движения Фобоса и Деймоса.

Э.Л. Акимом с сотрудниками решена сложная проблема навигационного обеспечения уникального эксперимента по радиокартированию Венеры с помощью КА "Венера-15, -16". Высокоточное апостериорное определение траектории КА позволило построить качественные изображения планеты и ее рельефа, создать первый атлас Венеры.

Под руководством Э.Л.Акима и при его непосредственном творческом участии разработаны (98-99 гг.) методы навигации КА с электроракетными маршевыми двигателями. Решены (2001-2002гг.) проблемы баллистики, навигации и управления полетом КА в фундаментальном, научно-техническом проекте доставки на Землю реликтового вещества (проект "Фобос-грунт").

Научные результаты Э.Л. Акима широко используются в нашей стране и за рубежом. Он участвовал в разработке и реализации многих международных проектов ("Вега, "Лоцман", "Фобос" и др.). По приглашению НАСА участвовал в реализации американского проекта "Магеллан". Здесь, для уточнения параметров вращения Венеры им предложен, теоретически разработан и успешно реализован совместно с американскими учеными новый небесно-механический эксперимент, опирающийся на измерения бортовых радиолокаторов КА "Магеллан" и "Венера-15,-16".

Учёные степени и звания

  • Доктор физико-математических наук (1982 год)
  • Профессор (1985 год)
  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996 год) - за работы по навигационному обеспечению пилотируемых полётов
  • Действительный член Международной академии астронавтики (2000 год)
  • Член-корреспондент Российской академии наук (2008 год)

Награды и премии

  • Ленинская премия (1966 год) - за работы, связанные с первой мягкой посадкой на Луну космического аппарата 'Луна-9'.
  • Государственная премия СССР (1970 год) - за работы, связанные с полетом 'Луны-16', впервые доставившей на Землю образцы лунного грунта.
  • Государственная премия СССР (1982 год) - за разработку методов баллистико-навигационного обеспечения пилотируемых полетов.
  • Государственная премия СССР (1986 год) - за работы, связанные с полетом межпланетных станций 'Венера-15', 'Венера-16' и картографированием поверхности Венеры.
  • Премия правительства Российской Федерации в области науки и техники (2005 год) - за разработку и внедрение новой технологии надежного и безопасного спуска с орбиты космических аппаратов, выработавших свой ресурс (в связи с успешной ликвидацией орбитальной станции 'Мир' в 2004 году).
  • Премия Российской академии наук имени К. Э. Циолковского (2006 год) - за работы по космонавтике.

Монографии

  • Э. Л. Аким, В. Н. Почукаев, В. Н. Павлов. Поле тяготения Луны и движение её искусственных спутников - М.: Наука, 1984
  • Э. Л. Аким и др. Навигационное обеспечение полета орбитального комплекса 'Салют-6' - 'Союз' - 'Прогресс'- М.: Наука, 1985
  • В. А. Котельников, В. Л. Барсуков, Э. Л. Аким и др. Атлас поверхности Венеры. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989