Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.issp.ac.ru/univer/astro/russ95_w.html
Дата изменения: Wed Apr 11 18:10:50 2001 Дата индексирования: Tue Oct 2 06:18:22 2012 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: quasar |
Заключительный этап. Астрономические олимпиады в России продолжают развиваться, и всё большее число городов их проводит. В этом году состоялась уже вторая Олимпиада на общероссийском уровне, её заключительный этап прошёл с 12 по 17 мая в городе Рязани, на базе Рязанского государственного педаго- гического университета. Как и на первой Олимпиаде, участники были разделены на две воз- растные группы - младших (8-9 класс) и старших (10-11 класс). Также мало отличались от прошлогодних и общие правила проведения. А всего в Рязань приехал 71 школьник 8-11 классов из 24 субъектов Российской Фе- дерации (областей, краёв, республик, Москвы и Санкт-Петербурга). 14 мая состоялся теоретический тур, задачи были сложнее, чем на I Олимпиаде, но число их было сокращено. Школьникам было предложено по 5 задач и на их решение отводилось 3,5 часа. Жюри, в состав которого вошли представители Рязани, Рязанской об- ласти, Москвы, Подмосковья и Кабардино-Балкарии в тот же день провери- ло работы (которые, конечно, были предварительно зашифрованы); одну и ту же задачу у всех участников проверяли один и тот же член жюри (этим достигается максимальное единообразие проверки). Правильно решённая задача, независимо от способа решения, оценивалась в 10 баллов. А вот что касается неполных решений, то оценивался не только "процент реше- ния", но и способ: чем меньше действий нужно было сделать, чтобы до- вести до конца предлагавшееся решение, тем выше ставился балл. То есть, громоздкие решения не поощрялись. К сожалению, теоретический тур выявил весьма большой разброс в уровне подготовки школьников - встречались и такие работы, где решены были все задачи, и такие, где почти ничего решено не было. 15 мая прошёл второй, творческий тур. Школьникам 10-11 класса ну- жно было предложить решение одной задачи, которая давалась в достаточ- но общей формулировке, а ученикам 8-9 класса - предложитиь решение це- лой прооблемы. Каждую работу творческого тура (также в зашифрованном виде) про- веряли независимо три члена жюри (причём мнения других они принципи- ально не знали). Каждый из членов жюри мог поставить до 10 баллов. За- тем баллы суммировались. Таким образом, за творческий тур можно было получить максимум 30 баллов. Немало было предложено интересных проектов, но почему-то почти все предлагали именно "воевать" с астероидами, запуская с земли раке- ты. А ведь запуски современных ракет для уничтожения некоторого асте- роида нанесут существенно больший экологический ущерб, чем падение та- кого астероида на Землю (зависимость простая - чем больше астероид, тем больший груз "вооружений" придётся выводить на орбиту). И до тех пор, пока нет баз на Луне или в других местах вне Земли, разумнее по- точнее вычислять место падения и эвакуировать население. В тот же день участники Олимпиады ознакомились с оценкой своих работ первого тура и побеседовали с членами жюри, проверявшими их ра- боты. Некоторые школьники смогли доказать, что оценку им следует повы- сить. Но в целом претензий к жюри почти не было. К сожалению, здесь следует заметить, что уже второй год программа Олимпиады была невероятно сжата - от открытия до закрытия - менее трёх суток (причём составители программы даже не поставили об этом в изве- стность реальных организаторов). И эта сжатость фактически не позволи- ла жюри провести нормальные беседы со школьниками, ответить на все их многочисленные вопросы,- а это ведь то, ради чего, собственно, и долж- на проводиться Олимпиада. На закрытии олимпиады победителям были вручены Дипломы и призы (список призёров приведён ниже), а также грамоты и ряд спецпризов. Каждому участнику был подарен "Словарь астрономических терминов", вы- пущенный специально к Олимпиаде (автор - член жюри Олимпиады, директор астрономической обсерватории РГПУ А.К.Муртазов). Среди руководителей делегаций был проведён ряд конкурсов. Главным астрологом Олимпиады на 1995 год был избран С.Ф.Заикин (г.Ухта). А первое место в конкурсе астрономических анекдотов и курьёзных случаев завоевал рассказ А.В.Сушко (г.Нальчик) о случае наблюдения галилеевых спутников Юпитера, при котором "галилеевость" этих спутников была под- вергнута сомнению. Этот рассказ, как и все другие, мы здесь приводить не будем,- поверьте, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. И в заключение - абзац, который завершал текст, написанный сразу после завершения II Олимпиады: Несколько слов о III Российской олимпиаде школьников по астроно- мии и космической физике. Есть предварительная договорённость, что она пройдёт в середине марта 1996 года в Москве, на базе ГАИШ МГУ и будет посвящена 50-летию Московских городских астрономических олимпиад. (Кстати, вышел сборник астрономических задач В.Г.Сурдина, в котором собраны, главным орбразом, задачи этих олимпиад.) Будут немного изме- нены возрастные группы и представи тельство: каждая область, край, республика сможет направить на Олимпиаду 2-х одиннадцатиклассников, 2-х десятиклассников и 4-х участников по 8-9 классу. А вот число астрономических анекдотов и курьёзных случаев не ограничено. Приглаша- ем участвовать команды не только из России. Желаем успехов! Победители II Российской Олимпиады Школьников по Астрономии и Космической Физике. Диплом I степени: Белотелов Владимир, г. Москва, 11 класс, Гаврилов Алексей, г. Самара, 11 класс, Егоров Иван, г. Москва, 10 класс, Селезнёв Денис, г. Москва, 11 класс, Тунцов Артём, г. Мытищи Московской области, 9 класс, Чилингарян Игорь, г. Москва, 9 класс. Диплом II степени: Абезбекеров Марат, г. Волгоград, 11 класс, Бударов Анатолий, г. Самара, 11 класс, Глазков Георгий, г. Санкт-Петербург, 11 класс, Евдокимов Николай, г. Москва, 8 класс, Казанов Михаил, г. Нижний Новгород, 11 класс, Коробков Павел, г. Новосибирск, 11 класс, Кузнецов Михаил, г. Жуковский Московской области, 9 класс, Ростопшин Дмитрий, Ленинградская область, 11 класс, Степашин Михаил, Рязанская область, 9 класс, Шмырёв Николай, г. Астрахань, 9 класс. Диплом III степени: Аверин Павел, Рязанская область, 10 класс, Армедянов Марат, г. Оренбург, 11 класс, Бакланов Пётр, г. Москва, 10 класс, Буслаев Артём, г. Киров, 11 класс, Гармаев Баир, г. Улан-Удэ, 9 класс, Геращенко Сергей, г. Астрахань, 11 класс, Десяткин Константин, г. Уфа, 11 класс, Довжиков Александр, г. Ухта, 10 класс, Захаров Роман, г. Сыктывкар, 8 класс, Иерусалимов Кирилл, г. Москва, 9 класс, Куликов Юрий, г. Нижний Новгород, 8 класс, Лушников Владимир, г. Ижевск, 11 класс, Лысков Николай, г. Киров, 9 класс, Макрушин Сергей, г. Липецк, 8 класс, Пригорнев Евгений, г. Ухта, 10 класс, Родионов Сергей, г. Санкт-Петербург, 9 класс, Сидоров Василий, г. Ухта, 10 класс, Соколов Дмитрий, г. Ярославль, 11 класс, Чураев Александр, г. Самара, 9 класс.