Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.issp.ac.ru/univer/astro/russ95_w.html
Дата изменения: Wed Apr 11 18:10:50 2001
Дата индексирования: Tue Oct 2 06:18:22 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: quasar
II Russian Olympiad on Astronomy and Cosmic Physics (In Russian)
Астрономическое Общество
Euro-Asian Astronomical Society

II Российская олимпиада школьников
по астрономии и космической физике.

                         Заключительный этап.

     Астрономические олимпиады в России продолжают развиваться, и  всё 
большее число городов их проводит. В этом году состоялась  уже  вторая 
Олимпиада на общероссийском уровне, её заключительный этап прошёл с 12 
по 17 мая в городе Рязани, на базе Рязанского государственного педаго- 
гического университета.
     Как и на первой Олимпиаде, участники были разделены на  две  воз- 
растные группы - младших (8-9 класс) и старших  (10-11  класс).  Также 
мало отличались от прошлогодних и общие правила проведения. А всего  в 
Рязань приехал 71 школьник 8-11 классов из 24 субъектов Российской Фе- 
дерации (областей, краёв, республик, Москвы и Санкт-Петербурга).
     14 мая состоялся теоретический тур, задачи были сложнее, чем на I 
Олимпиаде, но число их было сокращено. Школьникам было предложено по 5 
задач и на их решение отводилось 3,5 часа.
     Жюри, в состав которого вошли представители Рязани, Рязанской об- 
ласти, Москвы, Подмосковья и Кабардино-Балкарии в тот же день провери- 
ло работы (которые, конечно, были предварительно зашифрованы);  одну и 
ту же задачу у всех участников проверяли один и тот же член жюри (этим 
достигается максимальное единообразие  проверки).  Правильно  решённая 
задача, независимо от способа решения, оценивалась в 10 баллов. А  вот 
что касается неполных решений, то оценивался не только "процент  реше- 
ния", но и способ: чем меньше действий нужно было сделать,  чтобы  до- 
вести до конца предлагавшееся решение,  тем  выше  ставился  балл.  То 
есть, громоздкие решения не поощрялись.
     К сожалению, теоретический тур выявил весьма  большой  разброс  в 
уровне подготовки школьников - встречались и такие работы, где  решены 
были все задачи, и такие, где почти ничего решено не было.
     15 мая прошёл второй, творческий тур. Школьникам 10-11 класса ну- 
жно было предложить решение одной задачи, которая давалась в достаточ- 
но общей формулировке, а ученикам 8-9 класса - предложитиь решение це- 
лой прооблемы.
     Каждую работу творческого тура (также в зашифрованном виде)  про- 
веряли независимо три члена жюри (причём мнения других  они  принципи- 
ально не знали). Каждый из членов жюри мог поставить до 10 баллов. За- 
тем баллы суммировались. Таким образом, за творческий тур  можно  было 
получить максимум 30 баллов.
     Немало было предложено интересных проектов,  но  почему-то  почти 
все предлагали именно "воевать" с астероидами, запуская с земли  раке- 
ты. А ведь запуски современных ракет для уничтожения некоторого  асте- 
роида нанесут существенно больший экологический ущерб, чем падение та- 
кого астероида на Землю (зависимость простая -  чем  больше  астероид, 
тем больший груз "вооружений" придётся выводить на орбиту). И  до  тех 
пор, пока нет баз на Луне или в других местах вне Земли, разумнее  по- 
точнее вычислять место падения и эвакуировать население.
     В тот же день участники Олимпиады ознакомились  с  оценкой  своих 
работ первого тура и побеседовали с членами жюри, проверявшими их  ра- 
боты. Некоторые школьники смогли доказать, что оценку им следует повы- 
сить. Но в целом претензий к жюри почти не было.
     К сожалению, здесь следует заметить, что уже второй год программа 
Олимпиады была невероятно сжата - от открытия до закрытия - менее трёх 
суток (причём составители программы даже не поставили об этом в  изве- 
стность реальных организаторов). И эта сжатость фактически не позволи- 
ла жюри провести нормальные беседы со школьниками, ответить на все  их 
многочисленные вопросы,- а это ведь то, ради чего, собственно, и долж- 
на проводиться Олимпиада.
     На закрытии олимпиады победителям были вручены  Дипломы  и  призы 
(список призёров приведён ниже), а также  грамоты  и  ряд  спецпризов. 
Каждому участнику был подарен "Словарь астрономических терминов",  вы- 
пущенный специально к Олимпиаде (автор - член жюри Олимпиады, директор 
астрономической обсерватории РГПУ А.К.Муртазов).
     Среди руководителей делегаций был проведён ряд конкурсов. Главным 
астрологом Олимпиады на 1995 год был  избран  С.Ф.Заикин  (г.Ухта).  А 
первое место в конкурсе астрономических анекдотов и курьёзных  случаев 
завоевал рассказ А.В.Сушко (г.Нальчик) о случае наблюдения  галилеевых 
спутников Юпитера, при котором "галилеевость" этих спутников была под- 
вергнута сомнению. Этот рассказ, как и все другие, мы здесь  приводить 
не будем,- поверьте, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.
     И в заключение - абзац, который завершал текст, написанный  сразу 
после завершения II Олимпиады:
     Несколько слов о III Российской олимпиаде школьников по  астроно- 
мии и космической физике. Есть предварительная договорённость, что она 
пройдёт в середине марта 1996 года в Москве, на базе ГАИШ МГУ и  будет 
посвящена  50-летию  Московских  городских  астрономических  олимпиад. 
(Кстати, вышел сборник астрономических задач  В.Г.Сурдина,  в  котором 
собраны, главным орбразом, задачи этих олимпиад.) Будут немного  изме- 
нены возрастные группы и представи  тельство:  каждая  область,  край, 
республика сможет направить на  Олимпиаду  2-х  одиннадцатиклассников, 
2-х десятиклассников и 4-х участников  по  8-9  классу.  А  вот  число 
астрономических анекдотов и курьёзных случаев не ограничено. Приглаша- 
ем участвовать команды не только из России. Желаем успехов!

             Победители II Российской Олимпиады Школьников            
                  по Астрономии и Космической Физике.                 

Диплом I степени:
Белотелов Владимир, г. Москва, 11 класс,
Гаврилов Алексей, г. Самара, 11 класс,
Егоров Иван, г. Москва, 10 класс,
Селезнёв Денис, г. Москва, 11 класс,
Тунцов Артём, г. Мытищи Московской области, 9 класс,
Чилингарян Игорь, г. Москва, 9 класс.

Диплом II степени:
Абезбекеров Марат, г. Волгоград, 11 класс,
Бударов Анатолий, г. Самара, 11 класс,
Глазков Георгий, г. Санкт-Петербург, 11 класс,
Евдокимов Николай, г. Москва, 8 класс,
Казанов Михаил, г. Нижний Новгород, 11 класс,
Коробков Павел, г. Новосибирск, 11 класс,
Кузнецов Михаил, г. Жуковский Московской области, 9 класс,
Ростопшин Дмитрий, Ленинградская область, 11 класс,
Степашин Михаил, Рязанская область, 9 класс,
Шмырёв Николай, г. Астрахань, 9 класс.

Диплом III степени:
Аверин Павел, Рязанская область, 10 класс,
Армедянов Марат, г. Оренбург, 11 класс,
Бакланов Пётр, г. Москва, 10 класс,
Буслаев Артём, г. Киров, 11 класс,
Гармаев Баир, г. Улан-Удэ, 9 класс,
Геращенко Сергей, г. Астрахань, 11 класс,
Десяткин Константин, г. Уфа, 11 класс,
Довжиков Александр, г. Ухта, 10 класс,
Захаров Роман, г. Сыктывкар, 8 класс,
Иерусалимов Кирилл, г. Москва, 9 класс,
Куликов Юрий, г. Нижний Новгород, 8 класс,
Лушников Владимир, г. Ижевск, 11 класс,
Лысков Николай, г. Киров, 9 класс,
Макрушин Сергей, г. Липецк, 8 класс,
Пригорнев Евгений, г. Ухта, 10 класс,
Родионов Сергей, г. Санкт-Петербург, 9 класс,
Сидоров Василий, г. Ухта, 10 класс,
Соколов Дмитрий, г. Ярославль, 11 класс,
Чураев Александр, г. Самара, 9 класс.

To Russian Olympiad on Astronomy and Cosmic Physics (in English)
Back to Российская олимпиада школьников
по астрономиии и космической физике


© М.Г.Гаврилов, ИФТТ РАН, учёный секретарь Координационного совета Олимпиады, 1995.