Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.issp.ac.ru/univer/astro/v95us_w.html
Дата изменения: Wed Apr 11 18:10:51 2001
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:25:05 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
II Russian Olympiad on Astronomy and Cosmic Physics (In Russian)
Астрономическое Общество
Euro-Asian Astronomical Society

II Российская олимпиада школьников
по астрономии и космической физике.

                         Заключительный этап.
                      Задачи теоретического тура:

8-9 класс.
     1. В какое время суток на данную область земной поверхности  (на- 
пример, Рязанскую область) в среднем выпадает больше метеорного  веще- 
ства?
     2. На какой широте v может находиться обсерватория "Медведь", ес- 
ли высоты некоторого светила в верхней и нижней кульминациях составля- 
ют h1 = 86њ14' и h2 = 43њ32'.
     3. С какой планеты можно наблюдать наиболее продолжительное  пол- 
ное затмение Солнца? Параметры самых больших спутников различных  пла- 
нет даны в таблице.
                               Rспутн     Rорб     Tспутн
                               (км)   (тыс.км)   (сут)

               Луна            1738      384     27.3
               Каллисто        2400     1880     16.7
               Титан           2575     1222     16.0
               Оберон           815      581     13.5
               Тритон          1600      395      5.8
               Нереида          100     6212    358
               Харон            630       19.6    6.4

     4. Оцените массу одинокого (то есть  находящегося  вне  Солнечной 
или  другой  звёздной  системы)  астероида   круглой   формы   радиуса 
R = 1100 км,  если  пуля,  выпущенная  из  АКМ  на   его   поверхности 
(V0 = 715 м/с) возвратилась через время t = 40 лет. Астероид находится 
вдали от других небесных тел.
     5. Оцените, на какую максимальную высоту h над горизонтом  подни- 
мется сегодня в Рязани Солнце. В какое время это  произойдёт?  Геогра- 
фическая широта Рязани v = 54њ37' с.ш., долгота l = 39њ44' в.д.

10-11 класс.
     1. Два астероида находятся на одном расстоянии от Солнца. Один  - 
тёмный, поглощающий практически всё падающее на его поверхность  излу- 
чение, второй - светлый, отражающий половину падающей энергии.  Первый 
астероид имеет среднюю температуру поверхности -100њС. Какова  средняя 
температура поверхности второго?
     2. В плоскости симметрии звёздного диска галактики  располагается 
тонкий (по сравнению с диском) слой поглощающего вещества (межзвёздной 
пыли), который ослабляет втрое проходящий через него  свет  (идущий  к 
наблюдателю). На сколько звёздных величин галактика выглядела бы ярче, 
если бы этой пыли не было? Луч зрения не лежит в плоскости галактики.
     3. В двойной системе, состоящей из двух одинаковых звёзд  солнеч- 
ной массы (2ћ1030 кг), линии Н альфа (6563 A) периодически  раздваива- 
ются и их компоненты расходятся на 1,3 A.  Найти  линейное  расстояние 
между звёздами, если луч зрения лежит в плоскости орбиты.
     4. См. задачу N 4. для 8-9 класса.
     5. Американский искусственный спутник  Земли  массой  m = 200 кг, 
движущийся по круговой орбите в верхних слоях атмосферы испытывает со- 
противление разреженного воздуха силой  F = 700 мкН.  Определить,  как 
изменится скорость спутника за один оборот вокруг Земли. Высота полёта 
спутника над поверхностью Земли мала по  сравнению  с  радиусом  Земли 
(R = 6400 км).


                       Задачи творческого тура:                       
8-9 класс.
     Предложите обоснованный проект защиты Земли от астероидов и  дру- 
гих опасных для жителей Земли небесных тел.

10-11 класс.
     Опишите, как с помощью гравитации планет-гигантов увеличить  ско- 
рость космического корабля, стартующего с Земли и  направляющегося  за 
пределы Солнечной системы.
     Приблизительно оцените, насколько можно увеличить скорость косми- 
ческого корабля с помощью такого манёвра вблизи Юпитера.
     Можно ли увеличить скорость космического корабля, направляющегося 
за пределы Солнечной системы, первоначально направляя его  на  Солнце; 
как и насколько?

Back to II Российская олимпиада школьников
по астрономиии и космической физике


© М.Г.Гаврилов, ИФТТ РАН, учёный секретарь Координационного совета Олимпиады, 1996.