Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.issp.ac.ru/iao/nsc/history/on98-h_w.html
Дата изменения: Sun Jun 19 17:20:42 2011 Дата индексирования: Tue Oct 2 11:46:12 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: arp 220 |
В течение многих лет, хотя и не очень регулярно под Москвой, в Научном центре "Черноголовка" Российской Академии наук (ранее - Ногин- ский научный центр АН СССР) проводится олимпиада школьников 8-11 кла- ссов по физике, астрономии и математике. Эта олимпиада не является со- ставной частью какой-либо системы олимпиад и в ней может принять уча- стие любой школьник. Большинство участников различных олимпиад связывают свое будущее с наукой, поэтому хотят уже в школьном возрасте как можно больше узнать о ее прелестях и проблемах. Главная идея Олимпиады ННЦ состоит как раз в том, чтобы максимально приблизить условия ее проведения к настоящей работе научного сотрудника. Конечно, это достаточно трудно, но, все-таки, во многом эта олимпиада оказывается гораздо ближе к ре- альности, чем классические олимпиады, проводимые министерствами и ор- ганами народного образования. Кроме того, обычно олимпиада проводится осенью, в олимпиадное "межсезонье", и не пересекается по срокам с дру- гими. Задачи Олимпиады ННЦ, как правило, менее формализованные, но до- вольно сложные. В отличие от большинства олимпиад, в Черноголовке ре- бята при решении задач могут пользоваться любыми справочниками и школьными учебниками. Для решения физических и математических задач не требуется знаний, выходящих за рамки школьной программы, а вот задачи по астрономии рассчитаны на уровень немного выше школьного. В целом сложность задач примерно соответствует уровню республиканских олимпи- ад. Одна (иногда две) задачи по физике для 10 и 11 классов традиционно предлагается на английском (немецком или французском - по желанию участника) языке. Естественно, разрешается пользоваться любыми слова- рями - как в реальной научной работе. Поначалу такая форма нравится далеко не всем школьникам, но после олимпиады почти все высказываются "за". Часто вместо условий отдельных задач участникам предлагается це- лый рассказ, в котором нужно самим найти все необходимое, а лишнее от- бросить,- опять-таки, как в реальной научной работе (например, условия задач 1991 года по 9 классу). Другая важная особенность Олимпиады ННЦ - существенно больший процент задач оценочного характера, в которых целью решения задач дол- жны быть не числа и не формулы, а понимание явления. К сожалению, в современной школе вычислениям по готовым формулам с высокой точностью уделяется значительно больше внимания, чем понимаю физики процесса и порядковым оценкам. Олимпиады ННЦ попытались исправить этот недоста- ток. Ведь решение именно оценочных задач развивает у школьников умение делать простые оценки, то есть быстро и без громоздких вычислений по- лучать правильное представление о разнообразных явлениях и объектах. Здесь следует отметить, что в 1997 году в Петербурге вышла книга (В.В.Иванов, А.В.Кривов, П.А.Денисенков "Парадоксальная Вселенная"), которая представляет собой сборник задач, по духу очень близких к задачам Олимпиады ННЦ. Еще одна отличительная черта Олимпиады ННЦ - так называемый "творческий тур". На нем школьнику дается лишь общее направление ис- следования, некоторые исходные данные. Участник должен уже сам уточ- нить постановку задачи, придумать и обосновать модель, показать воз- можность пренебрежения какими-либо эффектами или оценить их влияние. Конечно, это дополнительная нагрузка для жюри - работы творческо- го тура гораздо труднее оценивать, сложнее выявлять победителей. Но в Олимпиаде ННЦ в гораздо большей степени важно участие, а не победа, тем более, что победители практически не получают никаких льгот. В 70-е - 80-е годы в олимпиаде соревновались главным образом лишь школьники Черноголовки и соседних городов (включая Москву), и олимпиа- да проводилась за 1-2 дня. В 1990-1991 годах круг участников сущест- венно расширился, а сроки проведения были увеличены до 3-4 дней. В ря- де мест (Республика Карелия, г. Новгород, г. Старый Оскол) для форми- рования команд-участников Олимпиады ННЦ стали проводиться предвари- тельные соревнования, а команды Москвы и Риги были сформированы из по- бедителей городских астрономических олимпиад. В 1990 году своих ребят на олимпиаду направили 12 областей Цент- ральной России и Латвия. В качестве наблюдателя присутствовал также представитель Украины. Всего в этой олимпиаде приняло участие около 90 школьников. Олимпиада открылась в субботу, 20 октября, в Экспериментальной средней школе ? 82; рядом, в гостинице были размещены иногородние участники. Вечером состоялась встреча школьников с молодыми учеными Черноголовки. Ребята получили некоторое представление об институтах Научного центра, современных научных (как, впрочем, и ненаучных) про- блемах, волнующих ученых, перспективах. Для некоторых это было, воз- можно, первое знакомство с институтами, где им через несколько лет предстоит самим стать научными работниками. На первом, теоретическом туре олимпиады, который прошел в воскре- сенье, 21 октября, участникам было предложено 6 задач - две по каждому из предметов. Вечером состоялась экскурсия на главный инструмент школьной обсеватории - 5-дюймовый телескоп-рерактор фирмы "Карл- Цейс". К сожалению, пасмурная погода в тот вечер не позволила ребятам провести наблюдения. Творческий тур проходил на следующий день, утром. (Школьники- "совы", составлявшие большинство среди участников олимпиады, были этим сильно недовольны, ссылаясь на то, что пик их интеллектуальной актив- ности приходится на вечерние часы.) Теперь уже нужно было на выбор ре- шить одну проблему по астрономии, физике или математике. В тот же день состоялось закрытие Олимпиады и награждение победителей. В 1991 году состав участников еще больше расширился - Олимпиада ННЦ стала фактически международной, в ней приняли участие более 120 школьников трех государств: России, Латвии и Эстонии. Российские школьники приехали из более, чем 20 областей Центральной и Северной России, Латвию представляли 9 человек из Риги, а Эстонию - 6 учеников Таллина и Нарвы. Программа была рассчитана уже на 4 дня (открытие, первый тур - 4 задачи по всем трем предметам, второй тур - вариант на выбор - по астрономии, физике или математике, закрытие). Интересно отметить, что время проведения этой олимпиады совпало с общим собранием ученых, где решалась судьба Российской Академии наук. Информация и задачи Олимпиад ННЦ 1990, 1991 годов были опублико- ваны в одном из астрономических журналов, правда на латышском языке. К сожалению, в 90-е годы организовывать олимпиады стало сущест- венно сложнее, и после 1991 года Олимпиады ННЦ столь широкого масштаба долгое время не проводились. Но, может быть, это сыграло и свою поло- жительную роль. Ведь именно успешное проведение олимпиады 1990, и осо- бенно 1991 годов и невозможность организовать Олимпиаду ННЦ в 1992 го- ду дало повод ее оргкомитету всерьез задуматься об организации астро- номических олимпиад более высокого уровня,- ведь несмотря на несколько местных и региональных олимпиад по астрономии и олимпиад, включавших астрономию как один из предметов, до 90-х годов не существовало единой Российской, Всесоюзной или Международной Астрономической олимпиады, подобной тем, что уже проводились по физике, математике, химии и неко- торым другим предметам. Но необходимость этого уже чувствовалась. К концу 1993 года был подготовлен Учредительный договор о Рос- сийской олимпиаде. Совершенно независимо с инициативой провести у себя в 1994 году Первую общероссийскую олимпиаду по астрономии выступил Ярославль, ставший таким образом местом рождения Российской олимпиады школьников по астрономии и космической физике. С тех пор Российская олимпиада проводится ежегодно. С 1996 года проводится Международная астрономическая олимпиада, официально учрежденная международным Астрономическим обществом. Со- гласно Учредительному положению она проводится ежегодно осенью (в пе- риод с сентября по декабрь) в одном из астрономических центров госу- дарств-участников. А Олимпиада ННЦ возобновила свою деятельность в феврале 1998 го- да, когда под эгидой Администрации Черноголовки, Департамента Москов- ской области по образованию и Подмосковного филиала МГУ была проведена совместная "Первая Московская областная олимпида - Олимпиада ННЦ", в которой приняли участие школьники из 23-х городов России, в том числе 17-ти городов Подмосковья. Астрономия обладает счастливым достоинством - жизнь постоянно до- казывает нам, что квалифицированный любитель астрономии может стать полноправным членом научного сообщества. Но для этого, как и профес- сионал, любитель должен серьезно заниматься наукой, а не ограничивать- ся любованием звездным небом и книжными иллюстрациями. Кстати! На территории России в ее современных границах первое (но, надеемся, далеко не последнее) обнаружение новой малой планеты было сделано именно любителем (Т.Крячко, Казанская станция КГУ)! Пла- нета названа "Звездочет" в честь молодого научно-популярного журнала для любителей астрономии (инд. 72907). Февраль 1998 г.