Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.issp.ac.ru/iao/turnir/2006/pro06.doc
Дата изменения: Mon Feb 6 20:21:49 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 10:46:44 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: universe



I Российский Международный

астрономический турнир школьников



Центральный оргкомитет:
URL: http://www.issp.ac.ru/iao/turnir/2006/, e-mail:
astroturnir@mail.ru



Задания Турнира

Версия 5 (от 04.02.2006 г.)

Примечания.

Ниже представлен окончательный комплект из семи задач.

Сообщаем также, что начинается отбор задач для II Турнира (2006/07 учебный
год), Вы можете присылать задачи-кандидаты для включения их в комплект.







1. Луна. В какой фазе метонова цикла мы сейчас находимся?
Луна - наиболее доступное светило: видна в темное и в светлое время
суток, при ясном небе и сквозь облака. Так что ответ на поставленный
вопрос у вас, возможно, уже есть. Но чтобы его убедительно обосновать:
- Проведите наблюдения Луны. Продолжительность и методика наблюдений
- на ваше усмотрение. Желательно продолжать их хотя бы недели две, но
может быть тебе хватит и меньшего периода. Оценивать положения Луны на
небе можно на глаз или по фотоснимкам, по звёздам или по наземным
предметам, используя отбрасываемые ими тени и т.д.
- представьте наглядно результаты наблюдений и выводы из них.
- выясните и доходчиво объясните, что такое метонов цикл и какова его
природа.
Полученные знания и опыт рекомендуется оформить в виде короткой
популярной заметки (особенно в связи с предстоящим 29 марта 2005 г.
полным солнечным затмением).


2. Световое загрязнение. Глобальная проблема и её местный вариант.

Насколько серьезна эта проблема светового загрязнения (light
pollution) в том месте, где вы живете? Что остается доступным в
безлунные ясные ночи - звёзды (до какой величины?), Млечный Путь,
зодиакальный свет? Каковы основные источники "светового загрязнения"?

Для ответа на эти вопросы проведите наблюдения. Они могут быть
визуальными, фотографическими и пр. Ознакомьтесь с мировым опытом борьбы
со "световым загрязнением" и предложи способы его снижения в вашем
регионе.

Используя полученную информацию и личные впечатления, составьте текст
для агитационно-популярной заметки в местную газету.



3. "РАТАНофобия".
Примечание. В упрощённом виде эта задача давалась

на творческом туре VIII Российской астрономической олимпиады

(Троицк, 8-13 апреля 2001 года).
Дорогие участники Турнира!

Помогите найти средство от этого недуга! (Или хотя бы его причину!)
Поставьте себя на место жителей станицы Зеленчукской в Карачаево-
Черкесии. Рядом с вами - ваши сверстники, ученики старших классов
зеленчукских школ, которые, однако, на астрономическую олимпиаду не
стремятся, а от предложения посетить РАТАН или БТА уклоняются: "А чего я
там не видел(а)?" Рядом с ними крупнейшая обсерватория России, её
оптический телескоп БТА (наша гордость - крупнейший в Евразии 6-метровый
оптический телескоп!) - в пределах прямой видимости, а радиотелескоп
РАТАН-600 (крупнейший в мире по диаметру принимающей антенны) - прямо на
окраине станицы. Но интереса к этому у большинства ваших сверстников -
никакого.
Более того, родители этих сверстников порой убеждены, что и все беды
у них "от телескопа": сдохла корова у свата - телескоп виноват ("облучил
бедную корову"); заблудился осёл в горах - тоже телескоп виноват
("провоздействовал на вестибулярный аппарат этого животного") и так
далее.
Приведённые примеры - не выдумка! Даже один из соавторов этой задачи
(М.Г.), посещающий Обсерваторию всего раз в год, - и то слышал такие
мнения непосредственно от жителей близлежащих станиц и аулов. Причём
удивительно, самое старшее поколение относится ко всему с уважением и
без боязни; а наибольшее суеверие и РАТАНофобия наблюдаются у людей
среднего возраста.
- Как, по-вашему, можно убедить людей, далёких от астрономии (и наук
вообще), в том, что РАТАН и БТА - безвредны?
- Какие мероприятия рекламного характера с попутной пропагандой
правильных знаний вы бы посоветовали проводить руководству Обсерватории?
- Одним из способов убеждения местного населения может быть научно-
популярная заметка (маленькая статья) в местной газете. Напишите её
тезисы. Лучше всего, если вы используете свои идеи. Однако, может быть
использован и традиционный подход: пропаганда знаний (каких?), добытых в
последнее время астрономами и помогающих нам жить; объяснение того, что
РАТАН безвреден и т.п.
Лучшие ваши заметки будут опубликованы в газете "Зеленчукский
вестник", экземпляры газет будут высланы всем командам, принявшим
участие в конкурсе по этой задаче.


4. Рефракция.
Используя телескоп или длиннофокусный объектив, сделайте несколько
фотографий диска Солнца при восходе или заходе. Докажите существование
рефракции. Зависимость величины рефракции от каких параметров можно
обнаружить, используя полученные фотографии?


5. Поиски планеты.
Примечание. В упрощённом виде эта задача давалась

на практическом туре VII Российской астрономической олимпиады

(Белгород, апреля 2000 года).

Предполагается, что на расстоянии около 60 а.е. от Солнца появилась
новая планета, обращающаяся по круговой орбите в плоскости, отличающейся
от эклиптики не более чем на 10(. Видимая с Земли звёздная величина этой
планеты составляет 18m.
Планету планируется обнаружить с помощью находящегося в вашем регионе
1-м телескопа с регистрирующей системой. Рабочее поле телескопа
20( ( 20(, а регистрирующая система (например, фотопластинка или ПЗС-
матрица) может зафиксировать объект 17m (на тёмном небе) при минимальной
экспозиции 10 минут.
Разработайте программу работы (наблюдений, обработки данных и т.п.)
для обнаружения этой планеты. Сколько времени потребуется, чтобы
заведомо зарегистрировать этот объект? Опишите все необходимые условия
для проведения наблюдений (регистрации) наиболее оптимальным образом.
Каких конфигураций (положений планет, небесных тел) следует избегать? И
т.д.


6. Чувствительность сетчатки.
Известный советский физик С. Вавилов несложными физическими опытами
доказал, что глаз человека после долгого нахождения в темноте способен
чувствовать отдельные фотоны, попадающие на сетчатку. Предложите сами
схему опыта, с помощью которого это можно было бы проверить. Можно
использовать современное лабораторное оборудование. Проведите опыт,
получите результаты.


7. Экспедиция кассиопян.
Примечание. В упрощённом виде эта задача давалась

на творческом туре III Открытой астрономической олимпиады Центральной
России

(Черноголовка, 15-18 февраля 2000 года).


"Фиолетовые человечки" с планетной системы ( Кассиопеи (( Cas)
обнаружили, что у нашего Солнца есть планеты, причём даже не одна, а
целых четыре! (Первый вопрос, - какие четыре планеты они обнаружили?)
После долгих дебатов во Всефиолетовой Думе кассиопяне решили снарядить
экспедицию к Солнцу с целью поиска внекассиопейных цивилизаций. Подлетев
к нашей Солнечной системе, экипаж из двенадцати отважных фиолетовых
гуманоидов обнаружил ещё несколько планет. Наибольший интерес у них
вызвала четвёртая от Солнца, очень похожая по погодным условиям на их
родную Планету. С нетерпением ждали "фиолетовые человечки" высадки на
эту планету, чтобы узнать, "есть ли жизнь на Марсе". Увы, ничего
жизненного они там не обнаружили.

А смогут ли кассиопяне обнаружить с Марса жизнь на Земле? (Беда в
том, что Фиолетовый Совет Безопасности запретил экспедиции приближаться
к Солнцу и даже направлять зонды (космические аппараты без экипажа) на
расстояния меньше 200 млн. км). Предполагается, что экспедиция кассиопян
на Марсе обладает примерно такими же возможностями, что и цивилизация
землян в самом начале XXI века.

Авторы задач: М.Г.Гаврилов, А.В.Засов, Е.Л.Ченцов под общей редакцией
М.Г.Гаврилова
ї MGG 2 0 0 5 - 2 0 0 6 г.