Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.iki.rssi.ru/seminar/virtual/ch-pr.doc
Дата изменения: Fri Feb 9 18:38:12 2001
Дата индексирования: Tue Oct 2 09:36:32 2012
Кодировка: Windows-1251


УДК 629.7.017.1

Информация о рекордах пилотируемой космонавтики
как составная ?асть "Базы знаний" для анализа риска

Канд. техн. наук В.А.Чалый-
Прилуцкий
(ЦНИИмаш, г. Королев,
Моск. обл.)

Изложены результаты систематизации информации
о некоторых достижениях
и рекордах пилотируемой космонавтики. Эта информация
рассматривается как
составная ?асть современной компьютерной "Базы знаний" для
анализа риска.

The information about the pilot flights records as the
computer "Knowledge Base"
for the risk assessment. V.A.Chalyi-Priloutski. The
information about the pilot flights
records is considered as the computer "Knowledge Base" for
the risk assessment.


Работы по сбору, анализу, систематизации данных об отказах, заме?аниях,
неисправностях средств ракетно-косми?еской техники (РКТ) проводятся давно и
системати?ески (по?ти 40 лет), и в этом направлении накоплен богатый опыт,
который необходим при проведении работ по анализу и оценке риска.
В то же время аналоги?ные работы с у?етом особенностей "?елове?еского
фактора" (в ?астности, с у?етом действий "?еловека-оператора", а также
особых, нештатных ситуаций) в пилотируемой космонавтике пока проводятся
лишь эпизоди?ески и в основном в инициативном порядке.
При проведении работ по анализу риска с у?етом "?елове?еского фактора"
большую помощь специалистам может оказать "База знаний" (в том ?исле "База
данных"), созданная на основе современных компьютерных технологий.
При этом любая "База" требует соответствующего наполнения.
Ниже изложены результаты систематизации информации о некоторых
достижениях и рекордах пилотируемой космонавтики. Эту краткую информацию
можно рассматривать как составную ?асть упомянутой "Базы знаний".

( 40-летний юбилей Дня космонавтики практи?ески совпал с завершением
полета орбитального комплекса (ОК) "Мир", который просуществовал на орбите
15 лет (то?нее - 15 лет и 14 суток). Такое выдающееся достижение
пилотируемой космонавтики ?елове?ество сможет превзойти нескоро (даже в
рамках реализации программы МКС - Международной косми?еской станции).
В связи с этим целесообразно остановиться на своеобразных рекордах и
других достижениях пилотируемой космонавтики, вклю?ая те, которые были
реализованы в процессе полета ОК "Мир".

( Прежде всего отметим некоторые рекордные данные оте?ественной

пилотируемой космонавтики (в том ?исле в ?асти ОК "Мир"):

( ОК "Мир" (как пилотируемая косми?еская станция 3-го поколения)
в составе 6-ти модулей, имевший 6 стыково?ных узлов,
вошел в историю как самый крупногабаритный и
самый большой по массе (( 130 т) косми?еский объект XX века.
( Первый экипаж (Владимир Кизим, Владимир Соловьев, Олег Атьков),
который прибыл на "Мир" на корабле "Союз Т-15" (март 1996 г.),
совершил на этом же корабле двойной межорбитальный перелет
"Мир"-"Салют-7"-"Мир" (от одной станции к другой и обратно)
и доставил с "Салюта-7" на "Мир" около 700 кг грузов
(при этом впервые экипаж осуществил 3 стыковки за один полет).
Такой межорбитальный ("двойной межстанционный") перелет
является уникальным рекордным достижением, которое не было
повторено в XX веке и будет трудно повторить в ближайшем будущем
(для повторения должны летать в космосе одновременно 2 станции).
( Успешно состыковавшийся 27.01.01 с ОК "Мир" транспортный
грузовой корабль (ТГК) "Прогресс М1-5" (11Ф615А55 ?254) стал 91-м.
При этом отметим следующее:
- запуски и стыковки всех ТГК (как к станциям типа Салют",
так и "Мир") были- успешными (на наш взгляд, такой результат
достоин занесения в "Книгу рекордов Гиннесса");
- 12 ТГК "Прогресс" было пристыковано к ОПС "Салют-6";
- 12 ТГК "Прогресс" было пристыковано к ОПС "Салют-7";
- 65 ТГК типа "Прогресс" было пристыковано к ОК "Мир";
(17 ТГК "Прогресс", 45 ТГК "Прогресс М", 3 ТГК "Прогресс М1");
- 2 ТГК "Прогресс М1" (М1-3, М1-4) были пристыкованы к МКС;
- имели место слу?аи, когда отдельные ТГК стыковались с орбитальными
станциями не с первой попытки, но все ТГК выполнили свои
зада?и.
( Стыковка ОК "Мир" с МТКК "Атлантис", выполненная 29.06.95
(накануне 20-летия программы ЭПАС), явилась не только
нау?но-техни?еским достижением в области космонавтики,
но и послужила сближению двух великих косми?еских держав -
России и США - на пути сотрудни?ества и партнерства
по мирному использованию косми?еского пространства.
Это событие сопровождалось следующими рекордами и юбилеями:
- успех стыковки обеспе?или космонавты Г.Манаков и А.Полещук,
которые впервые испытали в реальных условиях перспективный
андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС-89),
пристыковав 26.01.93 "Союз ТМ-16" к модулю "Кристалл";
- указанный полет "Атлантиса" стал 100-м пилотируемым полетом,
осуществленным США, а старт "Союза ТМ" - 80-м в СССР/РФ;
- после стыковки ОК "Мир" и МТКК "Атлантис" впервые
была собрана на орбите конструкция массой в 221 тонну;
- впервые пересменка экипажа была проведена с помощью шаттла;
- впервые на ОК "Мир" работало 10 космонавтов и астронавтов:
экипаж состоял из 2-х россиян и 8-ми граждан США
(с другой стороны, в экипаж входили 8 муж?ин и 2 женщины).
( Всего с борта ОК "Мир" за 15 лет было осуществлено
75 выходов в открытый космос, продолжительность которых
в сумме составила 359 ?асов 32 минут (около 15 суток).
( По нау?ной программе на базе ОК "Мир" отметим следующее:
- на борту ОК "Мир" находилось около 11,5 т нау?ного оборудования;
- в создании нау?ного оборудования у?аствовали специалисты 27 стран;
- на ОК "Мир" было проведено более 20 000 экспериментов.

( Следует отметить некоторые рекордные статисти?еские данные,
которые связаны с полетами космонавтов и астронавтов на ОК "Мир":

( Общее ?исло космонавтов (либо астронавтов), которые
впервые совершили свой первый косми?еский полет и
при том сразу на ОК "Мир", составляет 104 ?еловека.
( Статистика указанных "104-х" выглядит следующим образом:
- 42 ?еловека являются советскими/российскими космонавтами;
- 62 ?еловека - это иностранные астронавты (космонавты,
спасьонавты).
( Из указанных 42-х российских космонавтов на ОК "Мир"
побывали:
- один раз - 24 ?еловека;
- два раза - 16 ?еловек;
- 3 раза - три ?еловека (С.Авдеев, В.Афанасьев, А.Калери);
- 4 раза - один ?еловек (Александр Викторенко);
- 5 раз - один ?еловек (Анатолий Соловьев).
( Абсолютный рекорд продолжительности пребывания на борту ОК "Мир"
принадлежит Сергею Авдееву - 747 суток 14 ?ас 14 мин за 3 полета.
Второй по длительности полета результат принадлежит
космонавту-вра?у Валерию Полякову: его суммарный налет
в 2-х косми?еских полетах составляет 678 суток 16 ?ас 19 мин.
( Валерий Поляков стал обладателем рекорда продолжительности
олного косми?еского полета - 437 суток 18 ?асов
(это - самый продолжительный косми?еский полет XX века).
В.Поляков работал в составе ЭО-15, -16, -17, а с у?етом
пересменок успел поработать и с экипажами ЭО-14 и ЭО-18
(это также является своеобразным рекордом).
( Весьма необы?ные достижения имеет Геннадий Стрекалов:
- у?астие в программе "Мир" позволило ему в общей сложности
5 раз потрудиться на орбите (в том ?исле на ОК "Мир" - 2 раза);
- по коли?еству косми?еских полетов (5) он догнал
косми?еского аса Владимира Джанибекова и тем самым
восстановил равенство среди военных и гражданских космонавтов;
- 6-й его "полет" (26.09.83) был самым рискованным:
за 48 сек до старта корабля "Союз Т-10-1" (В.Титов, Г.Стрекалов)
произошло загорание ракеты-носителя; спускаемый аппарат (СА)
с помощью системы аварийного спасения (САС) был отстрелен
от ракеты и благополу?но приземлился на парашюте
на безопасном расстоянии от стартовой пусковой установки
(такой слу?ай является единственным в космонавтике XX века).

( Для доставки российских космонавтов на ОК "Мир"
использовалось всего 30 кораблей типа "Союз", в том ?исле:
- один раз - корабль типа "Союз-Т" ("Союз-Т-25");
- 29 раз - корабли "Союз ТМ" (от "Союза ТМ-2" до "Союза ТМ-30").
( Из российских космонавтов 6 ?еловек доставлялись на ОК "Мир"
на шаттлах: А.Соловьев, Н.Бударин (основная экспедиция);
Е.Кондакова, В.Титов, С.Шарипов, В.Рюмин - экспедиции посещения.
( Из иностранцев больше всех летали на ОК "Мир" американцы:
НАСА максимально использовало "свой шанс" на ОК "Мир" - 44
?еловека.
( Статистика по 44 астронавтам США выглядит следующим образом:
- 7 астронавтов выполнили длительные полеты на ОК "Мир", сменяя друг
друга:
Н.Тагард, Ш.Люсид, Дж.Блаха, Дж.Линенджер, Ф.Фоул, Д.Вулф,
Э.Томас;
- 3 астронавта были на ОК "Мир" дважды: Б.Данбар, Т.Уилкатт,
В.Лоренс;
один астронавт - трижды (Ч.Прекурт);
- все американцы (кроме Н.Тагарда, - он стартовал на "Союзе ТМ")
летали к ОК "Мир" на шаттлах: 7 раз - на КК "Атлантис",
по одному разу - на КК "Индевор" и КК "Дискавери".
( Кроме американцев, на ОК "Мир" работали еще 18 иностранцев:
- 5 французских космонавтов (или - спасьонавтов),
из них Ж.-Л.Кретьен и Ж.-П.Эньере - дважды
(при?ем Ж.-Л.Кретьен первый раз стартовал на корабле "Союз ТМ",
а во второй раз - на шаттле);
- 3 космонавта ЕКА (разли?ного гражданства);
- 2 космонавта - граждане ФРГ;
- по одному космонавту - граждане Сирии, Болгарии, Афганистана,

Японии, Великобритании, Австрии, Канады, Словакии.
( Дополнительная статистика по указанным 18 иностранцам
выглядит следующим образом:
- 3 ?еловека (в т.?. Ж.-Л.Кретьен) доставлялись на ОК "Мир" на
шаттлах;
- 15 ?еловек доставлялись на ОК "Мир" кораблями "Союз ТМ".
( Выход из ОК "Мир" в открытый космос совершили 6 астронавтов.
( Из всех зарубежных астронавтов рекорд продолжительности полета
на борту ОК "Мир" принадлежит французу Ж.-П.Эньере
(он "обошел" на 16 ?асов астронавтку США Шеннон Люсид;
отметим, ?то ее длительный полет в космосе оказался возможным
тоже только благодаря российской станции "Мир").

( 24.10.2000 завершился 100-й (юбилейный) полет шаттла (ОС "Дискавери"
/Discovery/, STS-92) по программе "Спейс Шаттл" (Space Shuttle).
В XX веке США успели сделать еще и 101-й полет шаттла (декабрь
2000 г.), но данные события НАСА (NASA) отметило о?ень скромно. Видимо,
одна из главных при?ин этого состоит в следующем: с экономи?еской то?ки
зрения система "Спейс Шаттл" не только не оправдала надежды на
окупаемость, но обходится ?резвы?айно дорого - ежегодно примерно в 3
млрд. долл.
Тем не менее отметим некоторые особенности этого юбилея.
( С техни?еской то?ки зрения систему "Спейс Шаттл" (как и
оте?ественный аналог ее - МКС "Энергия"-"Буран") можно с?итать
выдающимся достижением космонавтики (в том ?исле - пилотируемой
космонавтики) XX века.
( Первый пилотируемый полет шаттла был осуществлен 12.04.81, т.е.
день-в-день 20-летия полета первого космонавта Земли -
Ю.А.Гагарина.
Однако, это никоим образом не затмило достижений оте?ественной
космонавтики. Более того, как показали дальнейшие события, основные
трудности реализации программы "Спейс Шаттл" были впереди.
( Указанная программа была выполнена в 96 полетах из 100, при этом:
- один пуск (28.02.86, ОС "Челленджер", 51L) закон?ился катастрофой;
- 5 раз приходилось отменять пуск при работающих основных двигателях
(т.н. "аборт"), при этом "рекордом" близости к катастрофе на старте
(или, как минимум, серьезной аварии) являются 1,9 сек до пуска
(18.08.94 - при попытке запуска ОС "Индевор" по программе STS-68);
- 3 полета (STS-2, STS-44, STS-83) были прекращены досро?но
в силу техни?еских неисправностей или нештатных ситуаций;
- в 3-х слу?аях запущенные с шаттла спутники не удалось перевести
на рас?етную орбиту (это потребовало: либо возвращения спутников
на Землю, либо проведения необходимого ремонта на орбите).
( В 100 полетах шаттлов ни разу не удалось удовлетворить требованию
многоразовости используемых техни?еских средств ("без переборки").

В ?астности, техни?еские средства использовались следующим образом:
- были использованы 45 основных двигателей SSME (при этом:
( 7 - относятся к типу Block и эксплуатируются с 1995-1997 гг.;
( 11 - построены по проекту Block 2A и введены с 1998-2000 гг.);
- внешние топливные баки (ВТБ) использовались в таких вариантах:
( с номерами 02-07 - были стандартными (сухая масса 34 970 кг);
( с номерами 08-92 - были легкими (сухая масса 30 300 кг);
( на?иная с номера 96 - были сверхлегкими (26 900 кг);
- двигатели твердотопливных ускорителей (ТТУ) использовались так:
( в полетах от 1-го до STS-7 - двигатели стандартной тяги (SPM,
1334 кг);
( в последующих полетах - двигатели повышенной тяги (HPM,
1501 кг)
(современный вариант этих двигателей обозна?ается как RSRM);
- корпуса ТТУ изготавливались 4-х разных типов -
соответственно в порядке уменьшения толщины стенок:
STD (STS-1, -2, -3, -4, -5, -8, -9);
MWC (41B, 41C, 51G, 51F); LWC и LTWT (STS-6, -7);
- в целом ресурс орбитальных ступеней израсходован примерно
("в среднем") - на 23%, в ?астности, - по ?ислу полетов:
"Дискавери" - 28; "Колумбия" - 26; "Атлантис" - 22; "Индевор" -
14.

( Отметим следующие достижения по программе "Спейс Шаттл":
- на шаттлах было выполнено 587 ?еловеко-полетов, в которых
у?аствовали 259 ?еловек (если не с?итать экипажей ОК "Мир",
а также возвращавшихся с него космонавтов и астронавтов);
- для 243 ?еловек полет на шаттле стал первым, в том ?исле
для 4-х российских космонавтов и одного украинского
(на всех остальных кораблях впервые полетели в космос 157 ?еловек);
- всего в косми?еских полетах на шаттлах (по состоянию на 01.11.00)
приняло у?астие 400 ?еловек (т.е. "в среднем 4 ?еловека на
полет").

( Челове?ество должно знать и помнить первопроходцев космоса.

( Известно, ?то первым Человеком Земли, который полетел в космос, был
наш сооте?ественник Юрий Алексееви? Гагарин (12.04.61, КК "Восток").
( Известны также первые астронавты США:
- Алан Шепард (05.05.61, КК "Меркурий-3"/"Фридом-7"/, 1-й
суборбитальный полет);
- Джон Гленн (20.02.62, КК "Меркурий-6"/Френдшип-7"/, 1-й орбитальный
полет).
( Ниже приведен пере?ень первых космонавтов/астронавтов других стран
(в хронологи?еском порядке совершения ими косми?еских полетов):
- Владимир Ремек (ЧССР, 02.03.78, "Союз-28"-"Салют-6");
- Мирослав Гермашевский (Польша, 27.06.78, "Союз-30"-"Салют-6");
- Зигмунд Йен (ГДР, 26.08.78, "Союз-31"-"Салют-6"-"Союз-29");
- Георгий Иванов (Болгария, 10.04.79, "Союз-33");
- Берталан Фаркаш (Венгрия, 26.05.80, "Союз-36"-"Салют-6"-"Союз-35");
- Фам Туан (Вьетнам, 23.07.80, "Союз-37"-"Салют-6"-"Союз-36");
- Арнальдо Томайо Мендес (Куба, 18.09.80, "Союз-38"-"Салют-6");
- Жугдэрдемидийн Гуррраг?а (Монголия, 22.03.81, "Союз-39"-"Салют-6");
- Думитру Прунариу (Румыния, 14.05.81, "Союз-40"-"Салют-6");
- Жан-Лу Кретьен (Франция, 24.06.82, "Союз Т-6"-"Салют-7");
- Ульф Мербольд (ФРГ, 28.11.83, "Колумбия", 41А);
- Ракеш Шарма (Индия, 03.04.84, "Союз Т-11"-"Салют-7"- "Союз Т-10");
- Жозеф Гарно (Канада, 05.10.84, "Челленджер", 41G);
- Султан Салман Аль-Сауд (Саудовская Аравия, 17.06.85, "Дискавери",
51G);
- Вубо Оккелс (Нидерланды, 30.10.85, "Челленджер", 61G);
- Родольфо Нери Вела (Мексика, 27.11.87, "Атлантис", 61B);
- Мухаммед Фарис (Сирия, 22.07.87, "Союз ТМ-3"-"Мир"-"Союз ТМ-2");
- Абдул Моманд (Афганистан, 29.08.88, "Союз ТМ-6"-"Мир"-"Союз ТМ-5");
- Тоехиро Акияма (Япония, 02.12.90, "Союз ТМ-11"-"Мир"-"Союз ТМ-10");
- Хелен Шарман (Великобритания, 18.05.91, "Союз ТМ-12"-"Мир"-"Союз ТМ-
11");
- Токтар Аубакиров (Казахстан, 02.10.91, "Союз ТМ-13"-"Мир"-"Союз ТМ-
12");
- Франц Фибек (Австрия, 02.10.91, "Союз ТМ-13"-"Мир"-"Союз ТМ-12");
- Дирк Фраймут (Бельгия, 24.03.92, "Атлантис", STS-45);
- Клод Николлье (Швейцария, 31.07.92, "Атлантис", STS-46);
- Франко Малерба (Италия, 31.07.92, "Атлантис", STS-46);
- Леонид Каденюк (Украина, 19.11.97, "Колумбия", STS-87);
- Педро Дуке (Испания, 29.09.98, "Дискавери", STS-95);
- Иван Белла (Словакия, 20.02.99, "Союз ТМ-29"-"Мир"-"Союз ТМ-28").
( Среди космонавтов/астронавтов отметим первые полеты женщин:
- Валентина Терешкова (СССР, 16.06.63, "Восток-6");
- Салли Райд (США, 18.06.83, "Челленджер", STS-7);
- Хелен Шарман (Великобритания, 18.05.91, "Союз ТМ-12"-"Мир"-"Союз ТМ-
11");
- Роберта Бондар (Канада, 22.01.92, "Дискавери", STS-42);
- Чиаки Мукаи (Япония, 08.07.94, "Колумбия", STS-65);
- Клоди Андрэ-Деэ (Франция, 17.08.96, "Союз ТМ-24"-"Мир"-"Союз ТМ-
23").
( Своеобразной рекордсменкой среди женщин является Елена Кондакова:

( она установила рекорд пребывания оте?ественной женщины в космосе
(178 суток);
( из всех женщин мира она является единственной летавшей на "Мир" на
кораблях
разного типа (04.10.94, "Союз ТМ-20"-"Мир"; 15.05.97, "Атлантис"/STS-
84/-"Мир").

( Следует помнить, ?то космос и космонавтика - это всегда
риск.
Поэтому надо всегда помнить о погибших космонавтах
(астронавтах),
помнить о том, ?то рекорды под?ас достаются о?ень дорогой
ценой.

( Помимо обы?ного земного риска (которому подвергается любой живущий
на Земле ?еловек), помимо своеобразного "риска не слетать в космос" (после
многих лет тренировок и ожиданий), все же основному риску в своей жизни
космонавты подвергаются при подготовке и реализации косми?еских полетов.
Порядок вели?ины этого риска можно оценить (в первом приближении), если
взять отношение ?исла погибших космонавтов к общему ?ислу космонавтов. Пока
?исло погибших космонавтов не о?ень велико, поэтому нетрудно назвать их
всех поименно.
( В 1991 г. в Центре им. Дж.Кеннеди (на мысе Канаверал, штат Флорида)
был установлен памятник погибшим американским астронавтам, который
называется "Косми?еское зеркало".
Это сооружение весьма необы?но. Большая (13 х 15 м) плита из
полированного ?ерного гранита размещена на вращающемся основании вместе
со смотровой площадкой и повора?ивается так, ?то тыльная ее сторона
всегда обращена к Солнцу.
И экскурсанты видят как бы светящиеся имена астронавтов. Такой эффект
создают солне?ные лу?и, проходящие ?ерез насквозь прорезанные в
граните буквы.

( Видимо, и России пора на?ать смотреть в свое "косми?еское
зеркало".
Идея ясна - увекове?ить имена погибших космонавтов и сделать
это
в таком месте, которое доступно и памятно для всех нас,
например:
- в Центре подготовки космонавтов (РГНИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина);
- в районе Монумента покорителям космоса (Москва, рядом с м. "ВДНХ").
( В "косми?еских зеркалах" памяти ?ерез имена героев отражается не
только история покорения Вселенной. В них отражаемся и мы, земляне; и наша
боль о всех ушедших; и надежда прорваться к далеким, таинственным мирам.
Возможно, когда-то ис?езнет деление памятников на американские, российские,
другие. Возможно, так будет. Но сегодня и в ближайшем "завтра" россияне
имеют право смотреть в свое "зеркало косми?еского риска".