Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.iki.rssi.ru/mir/OPIT_0.htm
Дата изменения: Wed Mar 3 18:56:36 1999 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:53:08 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п |
Заимствованный для МКС опыт российско-американского сотрудничества по программе 'Мир-НАСА' представлен в таблице. Здесь выделено 11 блоков, в каждом из которых имеются определенные достижения.
В первом блоке рассмотрено применение корабля Шаттл для транспортно-технического обеспечения орбитальной станции. Это наиболее значительное достижение.
В девяти полетах Шаттла к 'Миру' отработано несколько вариантов стыковки. Шаттл стыковался к станции в трех ее конфигурациях: к модулю 'Кристалл', на осевом и боковых узлах, и к стыковочному отсеку, пристыкованному к модулю 'Кристалл'.
За девять полетов им доставлено на станцию 22,9 тонн грузов, включая крупногабаритный стыковочный отсек.
Полученный опыт доставки и возвращения российских грузов практически полностью будет использован в фазе 2, т.к. системы Российского сегмента МКС во многом аналогичны установленным на станции 'Мир'.
И, наконец, в этом блоке надо сказать об опыте совместного управления Шаттлом и 'Миром' из ЦУПа в г. Королев и ЦУПа в Хьюстоне.
Во втором блоке отражен опыт взаимодействия международных экипажей, в том числе при проведении внекорабельной деятельности.
Третий блок очень важен, т.к. полученный опыт обеспечения длительной работы систем станции 'Мир' в космосе уникален. Станция 'Мир' летает тринадцатый год и некоторые особенности, например, биокоррозия трубопроводов системы терморегулирования (СТР) проявились только на 12-ом году.
Полученный опыт позволил внедрить мероприятия по обеспечению 15-ти летнего и 10-ти летнего этапа эксплуатации по таким основным системам и агрегатам модулей МКС как :
СТР;
бортовая кабельная сеть,
объединенная двигательная установка,
герметичный корпус,
насосы,
клапана,
аппаратура управления остронаправленной антенны.
Учитывая, что этот опыт получен в реальном полете орбитальной станции он бесценен.
То же самое можно сказать о четвертом блоке.
Конечно, никто специально не планировал аварийные ситуации на станции, однако опыт из ликвидации безусловно является большим вкладом в программу МКС.
В пятом блоке отмечены направления совместных работ при наземной подготовке грузов.
Приобретенный опыт совместных предполетных испытаний сложных грузов, в частности стыковочного отсека, будет использован в программе МКС при подготовке к транспортировке на Шаттле российской научно-энергетической платформы НЭП и ее солнечных батарей.
Шестой блок посвящен рассмотрению вопросов изучения окружающей среды на станции с помощью американской аппаратуры.
В седьмом блоке собраны вопросы интеграции российских и американских грузов. Интеграция грузов проходила в двух направлениях:
разработка и использование на станции 'Мир' доставляемого американского оборудования и средств жизнеобеспечения;
постоянное увеличение номенклатуры грузов партнеров в национальных средствах транспортировки.
Восьмой блок посвящен созданию большого количества совместных документов выпущенных по программе 'МИР-НАСА'. Так только по операциям их выпускается более полутора десятков к каждому полету.
Девятый блок обобщает полученный опыт по совместному управлению комплексом 'МИР-ЩАТТЛ' из двух ЦУПов.
Десятый блок объединяет достижения в выполнении научной программы.
Одиннадцатый блок посвящен опыту совмещения двух технических школ создания космической техники, ранее развивавшихся самостоятельно.
Несмотря на то, что в ходе реализации программы фазы 1 пришлось испытать несколько очень серьезных нештатных ситуаций было обеспечено выполнение четырех основных целей Программы, обозначенных в ее начале, а именно:
научились работать вместе с международными партнерами;
уменьшили риск при разработке космической станции;
специалисты НАСА приобрели опыт работы во время продолжительных полетов;
выполнена обширная научная программа.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что без осуществления программ 'МИР-Шаттл', 'МИР-НАСА' станция 'Мир' давно бы прекратила свое существование, а целый ряд высококлассных специалистов потеряли бы свои рабочие места.