Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.iki.rssi.ru/ehips/Zheldor/Sources.htm
Дата изменения: Wed Dec 29 16:16:29 2004
Дата индексирования: Tue Oct 2 09:48:17 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п
Исходные данные

Исходные данные

  1. Содержание и основные выводы.
  2. Выбросы
  3. Географическая информация
  4. Метеоданные
  5. Токсичность загрязнителей
Таблица 1 Источники стационарные с наибольшей долей суммарного выброса. По каждому веществу левая колонка - доля источника в выбросе вещества (зеленое - более 0.1, желтое - более 0.2, красное - более 0.5); правая колонка - отношение т-г/г-с (без заливки - более 29, зеленое -20-29, желтое - 10-20, красное - менее 10).
Таблица 2 Все стационарные источники. По каждому веществу левая колонка - доля источника в выбросе вещества (зеленое - более 0.1, желтое - более 0.2, красное - более 0.5); правая колонка - отношение т-г/г-с (без заливки - более 29, зеленое - более 20, желтое - более 10, красное - менее 10).
Таблица 3 Выбросы от транспорта по отечественным данным
Таблица 4 Привязка европейских данных по транспорту к отечественным по первым трем загрязнителям, для остальных предполагался состав выброса, взятый из европейских данных. Выбросы от транспорта приведены к одному автомобилю и одному условному источнику (6 источников на 1 км шоссе).
Таблица 5 Показатели токсичности загрязнителей. Направленность канцерогенного действия не указывается. RFC и ПДК относятся к неканцерогенному действию.
Рисунок 1 Карта города с расположением основных источников (красные надписи). Номерами указаны котельные. Шоссе показано как цепочка источников.
Рисунок 2 Расположение клеток, используемых при расчете рассеивания. Территория Купавны размещена условно. Красные линии - границы между районами, в которые агрегированы клетки. Текстовые надписи - условные названия этих районов.
Рисунок 3 Почасовая устойчивость атмосферы. Сверху вниз - дни года, слева направо - часы измерений: 1,4,7,10,13,16,19,22. Красный цвет - устойчивость 6, темно-синий - устойчивость 1, белый - нет измерений.
Рисунок 4 Гистограмма среднесуточной устойчивости по месяцам. Числа в клетках - частоты (дней в месяц).
Рисунок 5 Гистограмма почасовой устойчивости по месяцам. Числа в клетках - частоты (часов наблюдений в месяц).
Рисунок 6 Гистограмма почасовой скорости ветра по месяцам. Числа в клетках - частоты (часов наблюдений в месяц).

Содержание и основные выводы.

В разделе 'Выбросы' рассмотрены в первую очередь выбросы предприятий и котельных, с точки зрения отношения среднегодового и пикового значения. Выбросы от транспорта рассмотрены ниже.

Представлены данные, позволяющие оценить для каждого источника отношение среднегодового выброса (в т/г) к максимальному выбросу (в г/с). Это необходимо для выбора способа расчета максимальных по времени концентраций (максимальной почасовой и максимальной среднесуточной). Таблица 1 представляет эти данные для тех источников, среднегодовой выброс которых составляет более 10% по какому-либо загрязнителю. Кроме того, справочно приведены эти же данные для всех источников (Таблица 2).

Коэффициент 29-32 означает, что по данному загрязнителю и источнику выброс постоянный, так что результаты расчетов по г/с и т/г будут эквивалентны. Такая ситуация по следующим загрязнителям:

Все это - загрязнители 'второго ряда', дающие, как показали расчеты рассеивания, вклад порядка 10% и меньше в риск в целом по территории города.

Коэффициенты в диапазоне приблизительно 10-29 означают, как правило, что выброс

имеет сезонный характер. Эта ситуация характерна для большинства котельных, которые эксплуатируются в основном в отопительный сезон, а также для выбросов транспорта, которые имеют выраженную суточную и сезонную динамику (см. о ней в разделе отчета 'Учет сезонности выброса'. Это относится к следующим загрязнителям:

К этой категории относится главный загрязнитель - диоксид азота, дающий основной вклад в риск на большей части территории города. Тут целесообразно рассчитывать среднегодовые концентрации и риски по выбросам в т/г или с явным учетом сезонной динамики выброса (что по наличным данным можно сделать только для транспорта). Поскольку вполне вероятно совпадение сезонного пика выброса с периодом наихудших метеоусловий, максимальные почасовые и суточные концентрации и риски целесообразно рассчитывать по выбросам в г/с, при этом лучше брать не абсолютные максимумы расчетных концентраций а 95% квантиль гистограммы расчетных концентраций.

Наконец, по ряду загрязнителей один или несколько основных источников имеют коэффициент менее 10. Эта ситуация типична для выбросов 'технологического' характера, причем в ряде случаев такие выбросы, хотя и отражены в ПДВ, как возможные, могут реально не производиться ни разу в год. Это относится к следующим загрязнителям:

Для диоксида серы речь идет только об одном, причем не доминирующем источнике (18% суммы выбросов). В принципе, в подобных случаях необходима более точная вероятностная модель взаимодействия вариаций выброса и вариаций метеоусловий. Она, как правило, приводит к тому, что в качестве показателя максимальной концентрации берется не 95%, а меньший квантиль гистограммы концентраций. Однако в данном случае, поскольку оба указанных загрязнителя не являются приоритетными по вкладу в риск, мы считали возможным принять и для них 95% квантиль. Это приводит к некоторому преувеличению вклада этих загрязнителей в краткосрочный риск, но слабо сказывается на суммарной по всем загрязнителям величине краткосрочного риска.

Источник 'Носовихинское шоссе' (условное название 'Дорога') моделировался как совокупность объемных источников, равномерно расположенных вдоль шоссе (по 6 источников на километр). Для расчета выброса принималась скорость движения автомобилей 45 км/ч и пиковый поток 1500 автомобилей в час (включая оба направления движения). На основе этих данных и Рекомендаций по расчету выбросов автотранспорта (а также другой информации о выбросах реально существующего парка московских автомобилей) была получена величина выброса в пересчете на один источник (Таблица 3). При этом учитывались только три основных загрязнителя:

Таблица 3 приводит данные, использованные при расчете выброса от транспорта. При расчете среднегодового выброса использовались данные о характерном соотношении пикового и среднегодового транспортного потока по подмосковным шоссе, а также рекомендуемые коэффициенты сезонности транспортного потока из 'Инструкции по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог" ВСН 42-87. В итоге была принята следующая модель. Если принять пиковый сезонный выброс за единицу, то минимальный сезонный выброс будет равен приблизительно 0.35, а текущая величина выброса изменяется между этими пределами по синусоидальному закону. В результате получается, что среднегодовой выброс составляет около 60% от пикового.

Остальные загрязнители, выбрасываемые транспортом, рассматривались по данным 7-го издания ЕС Emission Inventory Guidebook, 2002 г, раздел, посвященный транспорту. Это следующие вещества.

Поскольку данные по ЕС относятся к транспорту со значительно меньшим удельным выбросом, чем в отечественном парке автомобилей, мы пересчитали их пропорционально выбросам трех основных загрязнителей. Таким образом, химический состав выброса предполагается тем же, что для ЕС, но абсолютная величина концентраций - пропорционально большей (примерно в 3 раза). Итоговые данные по выбросам дает Таблица 4.

Географические данные (см. Рисунок 1 и Рисунок 2) - это расположение источников выброса и расчетных клеток, на которые разбивалась территория города. Источники для каждого предприятия были известны только в заводской системе координат. Они привязывались к карте города, исходя из их координат в ПДВ и расположения заводской системы координат на ситуационном плане. Точность такой привязки составляет, по нашей оценке, около 100 м, чего в целом вполне достаточно для целей данной работы. Однако пики концентраций в клетках, непосредственно примыкающих к низким площадным или линейным источникам, чувствительны к погрешности такой привязки и поэтому ненадежны. Такие пики автоматически исключаются при переходе к 95% квантилю гистограммы концентраций.

Кроме того, в силу важности Носовихинского шоссе, которое является наиболее мощным источником загрязнения, вокруг него была построена дополнительная расчетная сетка, более густая в направлении, перпендикулярном шоссе (шаг - около 150 м). Расчеты на ней не вошли в основные результаты, относящиеся к городу в целом, а приведены в специальном разделе, посвященном исследованию загрязнения от шоссе.

Метеорологические данные включали наблюдения скорости и направления ветра, температуры, влажности и облачности для одного из постов на периферии г. Москвы. Данные собирались каждые 3 часа (с некоторыми пропусками). На основе этих данных методом Тернера рассчитывалась категория устойчивости атмосферы. Поскольку главный источник загрязнения - дорога - приземный, мы считали нецелесообразным учитывать высоту приподнятой инверсии, тем более, что она сама оценивается по вышеуказанным наблюдениям со значительной неопределенностью.

Устойчивость атмосферы, как и скорость ветра, является одним из наиболее существенных метеорологических факторов, определяющих величину загрязнения. Поскольку, в отличие от скорости ветра, она не измеряется напрямую, а оценивается, мы приводим данные, позволяющие проанализировать результат такой оценки, в частности, суточную и сезонную динамику расчетной устойчивости (Рисунок 3). Ясно виден сдвиг категории устойчивости к большим значениям в период с вечера до утра, а также в период с осени до весны. Сезонность устойчивости иллюстрируют помесячные гистограммы (Рисунок 4, Рисунок 5). Аналогичная гистограмма приводится и для скорости ветра (Рисунок 6).

Поскольку наиболее опасные с точки зрения загрязнения высокие категории устойчивости имеют выраженную сезонную динамику, мы сочли необходимым проверить, насколько влияет на результат расчета учет взаимодействия этой сезонности с указанной выше сезонностью выброса от автотранспорта. Если бы такое влияние оказалось значительным, было бы некорректно использовать для расчета среднегодовых концентраций и рисков единое значение выброса автотранспорта в т/г. Соответствующие результаты и их интерпретация приведены в разделе 'Учет сезонности выброса'.

Показатели токсичности загрязнителей (Таблица 5) включают для неканцерогенов ПДК двух временных масштабов (среднесуточную и максимально разовую) и референтную концентрацию более или менее аналогичных временных масштабов. В тех случаях, когда эти показатели значительно различаются, это различие можно интерпретировать либо как показатель неопределенности оценки риска, либо как индикатор разницы между научным (через референтную концентрацию) и управленческим (через ПДК) подходом к загрязнению окружающей среды. Для случая, когда ПДК и референтная концентрация расходятся на порядки (например, для акролеина), степень неопределенности такова, что приходится выделять эти вещества в специальный вариант расчета, для которого характерна гораздо более высокая степень неопределенности, чем для основного варианта расчета.

Для канцерогенов приводится слоп-фактор. Несколько веществ имеют как канцерогенное, так и неканцерогенное действие. Указаны группы направленности неканцерогенного действия, и очевидно, что все наиболее существенные загрязнители попадают в группу воздействия на органы дыхания. Кроме того, несколько загрязнителей попадают в группу воздействия на ЦНС. Остальные направленности представлены одним-двумя из второстепенных загрязнителей. Поэтому оценка неканцерогенного риска проводится только для указанных двух групп.

Выбросы

Таблица 1 Источники стационарные с наибольшей долей суммарного выброса. По каждому веществу левая колонка - доля источника в выбросе вещества (зеленое - более 0.1, желтое - более 0.2, красное - более 0.5); правая колонка - отношение т-г/г-с (без заливки - более 29, зеленое -20-29, желтое - 10-20, красное - менее 10).
  Оксид углерода Диоксид азота Серы диоксид Аммиак Оксид железа Водород фтористый Метан Ксилол Толуол Фенол Формальдегид Пыль вся
Котельная_7_0012     0.18 19 - - - - - - - - - - - - - - - - - -    
Вращающаяся печь_keramic_0043         - - - - - - 0.68 18 - - - - - - - - - -    
Захоронение ТБО_kuch_6009                 - - - - 0.56 32 0.29 32 0.11 32            
Захоронение ТБО_kuch_6010                 - - - - 0.44 32 0.22 32                
Завод ?3_termo_0021 - - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.29 32 - -    
Завод ? 5_termo_0037 - - - - - - - - - - - - - - - - 0.13 15 - - - -    
Завод ? 5_termo_0038 - - - - - - - - - - - - - - - - 0.47 15 - - - -    
Котельная_termo_0059         0.18 0.88 - -         - - - - - - - - - -    
ЗАО Россимаш уч-к чугунного центробежного литья_niti_0064     - - - - - - 0.28 6.3 - - - - - - - - - - - -    
Завод.2-ой участок._vata_0005         0.74 29 0.85 29 - - - - - - - - - - 0.57 29 0.36 29 0.56 29
Выт. труба окр. камеры ?2-В1_0002 - - - - - - - - - - - - - - 0.12 15 - - - - - -    
Выт. труба окр. камеры ?2-В2_0003 - - - - - - - - - - - - - - 0.12 15     - - - -    
Выт. труба окр.камеры ?1_0001 - - - - - - - - - - - - - - 0.17 10     - - - -    
Труба вытяжки электропечи_0001             - - 0.36 0.71 - - - - - - - - - - - -    
Дорога 0.77 20 0.46 19     - - - - - - - - - - - - - - - -    

Таблица 2 Все стационарные источники. По каждому веществу левая колонка - доля источника в выбросе вещества (зеленое - более 0.1, желтое - более 0.2, красное - более 0.5); правая колонка - отношение т-г/г-с (без заливки - более 29, зеленое - более 20, желтое - более 10, красное - менее 10).
  Оксид углерода Диоксид азота Серы диоксид Аммиак Оксид железа Водород фтористый Метан Ксилол Толуол Фенол Формаль дегид Пыль вся
Сумма 1 20 1 17 1 4.1 1 29 1 1.3 1 18 1 32 1 15 1 15 1 30 1 31 1 19
Котельные 0.1 22 0.35 19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_7 0.048 22 0.19 19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_7_0012 0.043 22 0.18 19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_7_0016 0.0052 22 0.011 19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_7_6013 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_7_6014 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_7_6015 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_7_6017 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_9 0.011 22 0.027 18 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_9_0018 0.011 22 0.027 18 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_9_6019 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_9_6020 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_10 0.0098 22 0.02 18 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_10_0021 0.0044 22 0.0083 18 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_10_0022 0.0054 22 0.012 18 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_10_6023 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_10_6024 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_15 0.0072 22 0.017 19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котельная_15_0034 0.0072 22 0.017 19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - -<