Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.iki.rssi.ru/ehips/Zheldor/Sources.htm
Дата изменения: Wed Dec 29 16:16:29 2004 Дата индексирования: Tue Oct 2 09:48:17 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п |
Исходные данные
В разделе 'Выбросы' рассмотрены в первую очередь выбросы предприятий и котельных, с точки зрения отношения среднегодового и пикового значения. Выбросы от транспорта рассмотрены ниже.
Представлены данные, позволяющие оценить для каждого источника отношение среднегодового выброса (в т/г) к максимальному выбросу (в г/с). Это необходимо для выбора способа расчета максимальных по времени концентраций (максимальной почасовой и максимальной среднесуточной). Таблица 1 представляет эти данные для тех источников, среднегодовой выброс которых составляет более 10% по какому-либо загрязнителю. Кроме того, справочно приведены эти же данные для всех источников (Таблица 2).
Коэффициент 29-32 означает, что по данному загрязнителю и источнику выброс постоянный, так что результаты расчетов по г/с и т/г будут эквивалентны. Такая ситуация по следующим загрязнителям:
Все это - загрязнители 'второго ряда', дающие, как показали расчеты рассеивания, вклад порядка 10% и меньше в риск в целом по территории города.
Коэффициенты в диапазоне приблизительно 10-29 означают, как правило, что выброс
имеет сезонный характер. Эта ситуация характерна для большинства котельных, которые эксплуатируются в основном в отопительный сезон, а также для выбросов транспорта, которые имеют выраженную суточную и сезонную динамику (см. о ней в разделе отчета 'Учет сезонности выброса'. Это относится к следующим загрязнителям:
К этой категории относится главный загрязнитель - диоксид азота, дающий основной вклад в риск на большей части территории города. Тут целесообразно рассчитывать среднегодовые концентрации и риски по выбросам в т/г или с явным учетом сезонной динамики выброса (что по наличным данным можно сделать только для транспорта). Поскольку вполне вероятно совпадение сезонного пика выброса с периодом наихудших метеоусловий, максимальные почасовые и суточные концентрации и риски целесообразно рассчитывать по выбросам в г/с, при этом лучше брать не абсолютные максимумы расчетных концентраций а 95% квантиль гистограммы расчетных концентраций.
Наконец, по ряду загрязнителей один или несколько основных источников имеют коэффициент менее 10. Эта ситуация типична для выбросов 'технологического' характера, причем в ряде случаев такие выбросы, хотя и отражены в ПДВ, как возможные, могут реально не производиться ни разу в год. Это относится к следующим загрязнителям:
Для диоксида серы речь идет только об одном, причем не доминирующем источнике (18% суммы выбросов). В принципе, в подобных случаях необходима более точная вероятностная модель взаимодействия вариаций выброса и вариаций метеоусловий. Она, как правило, приводит к тому, что в качестве показателя максимальной концентрации берется не 95%, а меньший квантиль гистограммы концентраций. Однако в данном случае, поскольку оба указанных загрязнителя не являются приоритетными по вкладу в риск, мы считали возможным принять и для них 95% квантиль. Это приводит к некоторому преувеличению вклада этих загрязнителей в краткосрочный риск, но слабо сказывается на суммарной по всем загрязнителям величине краткосрочного риска.
Источник 'Носовихинское шоссе' (условное название 'Дорога') моделировался как совокупность объемных источников, равномерно расположенных вдоль шоссе (по 6 источников на километр). Для расчета выброса принималась скорость движения автомобилей 45 км/ч и пиковый поток 1500 автомобилей в час (включая оба направления движения). На основе этих данных и Рекомендаций по расчету выбросов автотранспорта (а также другой информации о выбросах реально существующего парка московских автомобилей) была получена величина выброса в пересчете на один источник (Таблица 3). При этом учитывались только три основных загрязнителя:
Таблица 3 приводит данные, использованные при расчете выброса от транспорта. При расчете среднегодового выброса использовались данные о характерном соотношении пикового и среднегодового транспортного потока по подмосковным шоссе, а также рекомендуемые коэффициенты сезонности транспортного потока из 'Инструкции по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог" ВСН 42-87. В итоге была принята следующая модель. Если принять пиковый сезонный выброс за единицу, то минимальный сезонный выброс будет равен приблизительно 0.35, а текущая величина выброса изменяется между этими пределами по синусоидальному закону. В результате получается, что среднегодовой выброс составляет около 60% от пикового.
Остальные загрязнители, выбрасываемые транспортом, рассматривались по данным 7-го издания ЕС Emission Inventory Guidebook, 2002 г, раздел, посвященный транспорту. Это следующие вещества.
Поскольку данные по ЕС относятся к транспорту со значительно меньшим удельным выбросом, чем в отечественном парке автомобилей, мы пересчитали их пропорционально выбросам трех основных загрязнителей. Таким образом, химический состав выброса предполагается тем же, что для ЕС, но абсолютная величина концентраций - пропорционально большей (примерно в 3 раза). Итоговые данные по выбросам дает Таблица 4.
Географические данные (см. Рисунок 1 и Рисунок 2) - это расположение источников выброса и расчетных клеток, на которые разбивалась территория города. Источники для каждого предприятия были известны только в заводской системе координат. Они привязывались к карте города, исходя из их координат в ПДВ и расположения заводской системы координат на ситуационном плане. Точность такой привязки составляет, по нашей оценке, около 100 м, чего в целом вполне достаточно для целей данной работы. Однако пики концентраций в клетках, непосредственно примыкающих к низким площадным или линейным источникам, чувствительны к погрешности такой привязки и поэтому ненадежны. Такие пики автоматически исключаются при переходе к 95% квантилю гистограммы концентраций.
Кроме того, в силу важности Носовихинского шоссе, которое является наиболее мощным источником загрязнения, вокруг него была построена дополнительная расчетная сетка, более густая в направлении, перпендикулярном шоссе (шаг - около 150 м). Расчеты на ней не вошли в основные результаты, относящиеся к городу в целом, а приведены в специальном разделе, посвященном исследованию загрязнения от шоссе.
Метеорологические данные включали наблюдения скорости и направления ветра, температуры, влажности и облачности для одного из постов на периферии г. Москвы. Данные собирались каждые 3 часа (с некоторыми пропусками). На основе этих данных методом Тернера рассчитывалась категория устойчивости атмосферы. Поскольку главный источник загрязнения - дорога - приземный, мы считали нецелесообразным учитывать высоту приподнятой инверсии, тем более, что она сама оценивается по вышеуказанным наблюдениям со значительной неопределенностью.
Устойчивость атмосферы, как и скорость ветра, является одним из наиболее существенных метеорологических факторов, определяющих величину загрязнения. Поскольку, в отличие от скорости ветра, она не измеряется напрямую, а оценивается, мы приводим данные, позволяющие проанализировать результат такой оценки, в частности, суточную и сезонную динамику расчетной устойчивости (Рисунок 3). Ясно виден сдвиг категории устойчивости к большим значениям в период с вечера до утра, а также в период с осени до весны. Сезонность устойчивости иллюстрируют помесячные гистограммы (Рисунок 4, Рисунок 5). Аналогичная гистограмма приводится и для скорости ветра (Рисунок 6).
Поскольку наиболее опасные с точки зрения загрязнения высокие категории устойчивости имеют выраженную сезонную динамику, мы сочли необходимым проверить, насколько влияет на результат расчета учет взаимодействия этой сезонности с указанной выше сезонностью выброса от автотранспорта. Если бы такое влияние оказалось значительным, было бы некорректно использовать для расчета среднегодовых концентраций и рисков единое значение выброса автотранспорта в т/г. Соответствующие результаты и их интерпретация приведены в разделе 'Учет сезонности выброса'.
Показатели токсичности загрязнителей (Таблица 5) включают для неканцерогенов ПДК двух временных масштабов (среднесуточную и максимально разовую) и референтную концентрацию более или менее аналогичных временных масштабов. В тех случаях, когда эти показатели значительно различаются, это различие можно интерпретировать либо как показатель неопределенности оценки риска, либо как индикатор разницы между научным (через референтную концентрацию) и управленческим (через ПДК) подходом к загрязнению окружающей среды. Для случая, когда ПДК и референтная концентрация расходятся на порядки (например, для акролеина), степень неопределенности такова, что приходится выделять эти вещества в специальный вариант расчета, для которого характерна гораздо более высокая степень неопределенности, чем для основного варианта расчета.
Для канцерогенов приводится слоп-фактор. Несколько веществ имеют как канцерогенное, так и неканцерогенное действие. Указаны группы направленности неканцерогенного действия, и очевидно, что все наиболее существенные загрязнители попадают в группу воздействия на органы дыхания. Кроме того, несколько загрязнителей попадают в группу воздействия на ЦНС. Остальные направленности представлены одним-двумя из второстепенных загрязнителей. Поэтому оценка неканцерогенного риска проводится только для указанных двух групп.
Таблица 1 Источники стационарные с наибольшей долей суммарного выброса. По каждому веществу левая колонка - доля источника в выбросе вещества (зеленое - более 0.1, желтое - более 0.2, красное - более 0.5); правая колонка - отношение т-г/г-с (без заливки - более 29, зеленое -20-29, желтое - 10-20, красное - менее 10).
Оксид углерода | Диоксид азота | Серы диоксид | Аммиак | Оксид железа | Водород фтористый | Метан | Ксилол | Толуол | Фенол | Формальдегид | Пыль вся | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Котельная_7_0012 | 0.18 | 19 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Вращающаяся печь_keramic_0043 | - | - | - | - | - | - | 0.68 | 18 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
Захоронение ТБО_kuch_6009 | - | - | - | - | 0.56 | 32 | 0.29 | 32 | 0.11 | 32 | ||||||||||||||
Захоронение ТБО_kuch_6010 | - | - | - | - | 0.44 | 32 | 0.22 | 32 | ||||||||||||||||
Завод ?3_termo_0021 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.29 | 32 | - | - | ||
Завод ? 5_termo_0037 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.13 | 15 | - | - | - | - | ||
Завод ? 5_termo_0038 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.47 | 15 | - | - | - | - | ||
Котельная_termo_0059 | 0.18 | 0.88 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
ЗАО Россимаш уч-к чугунного центробежного литья_niti_0064 | - | - | - | - | - | - | 0.28 | 6.3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Завод.2-ой участок._vata_0005 | 0.74 | 29 | 0.85 | 29 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.57 | 29 | 0.36 | 29 | 0.56 | 29 | ||||
Выт. труба окр. камеры ?2-В1_0002 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.12 | 15 | - | - | - | - | - | - | ||
Выт. труба окр. камеры ?2-В2_0003 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.12 | 15 | - | - | - | - | ||||
Выт. труба окр.камеры ?1_0001 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.17 | 10 | - | - | - | - | ||||
Труба вытяжки электропечи_0001 | - | - | 0.36 | 0.71 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Дорога | 0.77 | 20 | 0.46 | 19 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Таблица 2 Все стационарные источники. По каждому веществу левая колонка - доля источника в выбросе вещества (зеленое - более 0.1, желтое - более 0.2, красное - более 0.5); правая колонка - отношение т-г/г-с (без заливки - более 29, зеленое - более 20, желтое - более 10, красное - менее 10).
Оксид углерода | Диоксид азота | Серы диоксид | Аммиак | Оксид железа | Водород фтористый | Метан | Ксилол | Толуол | Фенол | Формаль дегид | Пыль вся | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сумма | 1 | 20 | 1 | 17 | 1 | 4.1 | 1 | 29 | 1 | 1.3 | 1 | 18 | 1 | 32 | 1 | 15 | 1 | 15 | 1 | 30 | 1 | 31 | 1 | 19 |
Котельные | 0.1 | 22 | 0.35 | 19 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_7 | 0.048 | 22 | 0.19 | 19 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_7_0012 | 0.043 | 22 | 0.18 | 19 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_7_0016 | 0.0052 | 22 | 0.011 | 19 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_7_6013 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_7_6014 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_7_6015 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_7_6017 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_9 | 0.011 | 22 | 0.027 | 18 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_9_0018 | 0.011 | 22 | 0.027 | 18 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_9_6019 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_9_6020 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_10 | 0.0098 | 22 | 0.02 | 18 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_10_0021 | 0.0044 | 22 | 0.0083 | 18 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_10_0022 | 0.0054 | 22 | 0.012 | 18 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_10_6023 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_10_6024 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_15 | 0.0072 | 22 | 0.017 | 19 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Котельная_15_0034 | 0.0072 | 22 | 0.017 | 19 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | -< |