Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/3D/index.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Feb 3 23:57:29 2013 Кодировка: Windows-1251 |
|
|
Автор:
Данный спецкурс ориентирован на введение в проблематику виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия. В центре внимания - один из наиболее перспективных методов исторической реконструкции - компьютерное моделирование, основанное на методологии 3D реконструкции. Рассматриваются технологии 3D моделирования и результаты исследований в этой области. В рамках спецкурса даются основы формирования и верификации источниковой базы, необходимой для 3D реконструкции. Студенты получают навыки работы со специализированным программным обеспечением, включая трехмерные редакторы 3D World Studio, Autodesk 3D Max и трехмерный движок Unity 3D. Значительное внимание уделяется анализу материалов исследований в области виртуальных исторических реконструкций, созданных в зарубежных и российских научных центрах. В ходе спецкурса каждый студент получает задание: создать собственную 3D реконструкцию выбранного им объекта культурного наследия (несохранившегося или дошедшего до нас в плохой сохранности). В процессе выполнения этого задания студент осваивает навыки формирования источниковой базы реконструкции. Спецкурс завершается презентацией индивидуальных проектов студентов и размещением лучших работ на страницах электронного ресурса кафедры исторической информатики.
Спецкурс состоит из двух основных разделов:
Теоретический (изучение опыта виртуальной исторической реконструкции на примерах различных объектов культурного наследия; изучение возможностей и функций специализированного программного обеспечения, ориентированного на 3D моделирование).
Практический (выполнение тестовых заданий; знакомство с известными разработками виртуальных исторических реконструкций, доступных в Интернете; выполнение индивидуальных проектов по 3D реконструкции объектов историко-культурного наследия, выбранных каждым из обучаемых).
По итогам освоения материала спецкурса студент получит навыки работы в следующем программном обеспечении:
Трехмерные редакторы: 3D World Studio 5.52, Autodesk 3D Max 8.0.
Трехмерный конвертер файлов: Deep Exploration 6.0.
Трехмерный движок: Unity 3 Pro.
Графический редактор: Adobe Photoshop CS3.
Редактор Html страниц: Macromedia DreamWeaver 8.0.
Результатом освоенного курса является разработка студентом отчетного проекта - виртуальной исторической онлайн реконструкции выбранного им объекта историко-культурного наследия и размещение его в сети Интернет на сайте истории факультета МГУ вместе с собранной информационной базой по истории объекта, содержащей в себе следующие компоненты: история объекта, источниковая база, методика реконструкции в виртуальном пространстве.
?? | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | Всего часов |
1 | Компьютерное моделирование в исторических исследованиях. Особенности 3D моделирования. Обзор состояния направлений виртуальной реконструкции. | 2 |
2 | Методология виртуальных исторических реконструкций | 2 |
3 | Основы формирования источниковой базы, синтез разновидовых источников, верификация материала для построения виртуальной реконструкции | 2 |
4 | Ознакомление с онлайн проектами виртуальных исторических реконструкций. Построение простейших трехмерных моделей | 5 |
5 | Основы текстурирования трехмерных объектов. Фотограмметрия. Построение трехмерной модели на основе фотографии | 4 |
6 | Основы виртуальной реконструкции ландшафта (источники построения, методика). Научные центры | 3 |
7 | Построение многополигональных трехмерных моделей в 3D World Studio. Понятие корректности построения 3D модели. Основы интеграции трехмерных моделей в библиотеку Unity 3D | 4 |
8 | Построение трехмерной сцены в Unity 3D. Разработка трехмерной htm-страницы (3D html page) и exe-файла проекта | 1 |
9 | Построение многополигональных трехмерных моделей по чертежам | 5 |
10 | Сложности при построении трехмерных моделей в редакторе 3D World Studio. Построение многополигональной трехмерной модели со сложной архитектурной формой на примере каменных строений XIX - нач. XX вв. | 2 |
11 | Привязка источникового материала к составным частям 3D модели реконструируемого объекта. | 2 |
12 | Защита проекта | 2 |
Итого: | 34 |
Оценка работы студентов складывается из следующих элементов (исходя из суммы 100 баллов):
ТЕМА 1. Компьютерное моделирование в исторических исследованиях. Особенности 3D моделирования. Обзор состояния направлений виртуальной реконструкции.
1.1. Компьютерное моделирование исторических процессов.
1.2. Виртуальное 3D моделирование.
1.3. Когда и где появились первые виртуальные реконструкции объектов историко-культурного наследия.
1.4. Применение технологий трехмерного моделирования в исторических исследованиях.
Литература:
ТЕМА 2. Методология виртуальных исторических реконструкций
2.1. Методология виртуальной реконструкции.
2.2. Виды и типы виртуальных исторических реконструкций.
2.3. Исследовательские группы и компании. Используемые технологии.
2.4. Этапы построения виртуальной реконструкции. Знакомство с софтом, анализ возможностей программ в решении задачи построения виртуальной исторической реконструкции.
А) Графический редактор Adobe Photoshop, Irfanview.
Б) Трехмерный редактор 3D World Studio, Autodesk 3D Max 8.0.
В) Трехмерный движок Unity 3D.
Литература:
ТЕМА 3. Основы формирования источниковой базы, синтез разновидовых источников, верификация материала для построения виртуальной реконструкции
3.1. Основы формирования источниковой базы (на примере материала московского женского монастыря 'Всех скорбящих радости' XIX - нач. XX вв.).
3.2. Верификация источникого материала.
3.3. Построение трехмерной модели на основе исторического источника (плана, чертежа, описания) в 3D World Studio. Интеграция графических исторических источников в трехмерный редактор (план, рисунок, чертеж, фотография). Понятие масштаба в трехмерном пространстве.
Литература:
ТЕМА 4. Ознакомление с онлайн проектами виртуальных исторических реконструкций. Построение простейших трехмерных моделей
4.1. Ознакомление с онлайн проектами виртуальных исторических реконструкций на базе технологий (Quest 3D, 3DVia, Unity 3D, Google Earth).
4.2. Возможности применения pdf-файлов с 3D контентом (.pdf3D) в эспозиции музейно-выставочного комплекса.
4.3. Построение простейших трехмерный моделей.
4.4. Понятие о 2D и 3D файловых форматах и программах конвертерах.
4.5. Построение pdf файла с 3D контентом (.pdf3D) на базе технологии Adobe Acrobat X Pro и Deep Exploration.
Полезные ресурсы:
Реконструкция Рима IV в. Проект "Rome Reborn"
Реконструкция пирамиды Хуфу. Проект "Khufu 3D"
Проект "Jerusalem Archaeological Park"
ТЕМА 5. Основы текстурирования трехмерных объектов. Фотограмметрия. Построение трехмерной модели на основе фотографии
5.1. Основы текстурирования трехмерных объектов в 3D World Studio. Понятие повторяемости текстуры, кратности, Uv Mapping и др.
5.2. Текстурирование трехмерных моделей фрагментов деревянной крепости г. Тамбова XVII в.
5.3. Фотограмметрия.
5.4. Построение трехмерной модели по фотографии.
Полезные ресурсы:
Файловый архив: фотограмметрия.
Дистанционный портал (видеоуроки).
ТЕМА 6. Основы виртуальной реконструкции ландшафта (источники построения, методика). Научные центры
6.1. Основы виртуальной реконструкции ландшафта. Формирование источниковой базы.
6.2. Технологии построения модели трехмерного ландшафта.
6.3. Знакомство с возможностями программы Unity 3D Terrain Editor (или Torque Game Engine Terrain Editor).
6.4. Построение трехмерной модели ландшафта города на основе выкопировки плана с отметками высот.
6.5. Построение трехмерной модели ландшафта на основе карт Google map и Яндекс карт.
6.6. Моделирование водных ресурсов, почвенного покрова в Unity 3D Terrain Editor.
ТЕМА 7. Построение многополигональных трехмерных моделей в 3D World Studio. Понятие корректности построения 3D модели. Основы интеграции трехмерных моделей в библиотеку Unity 3D
7.1. Построение многополигональных трехмерных моделей в 3D World Studio.
7.2. Основы интеграции трехмерных моделей в библиотеку Unity 3D. Экспорт 3D моделей в трехмерные конвертеры Deep Exploration.
7.3. Построение трехмерной модели слепка в Autodesk 3D Max 8.0. Интеграция 3D модели в Unity 3D.
7.4. Размещение трехмерной модели в библиотеке моделей Unity 3D.
7.5. Построение простейшей трехмерной сцены.
7.6. Обсуждение текущего состояния работы студентов по индивидуальным проектам.
ТЕМА 8. Построение трехмерной сцены в Unity 3D. Разработка html-страницы c 3D контентом (3D html page) и exe-файла проекта
8.1. Построение трехмерной сцены.
8.2. Основы построения световых эффектов, освещения в трехмерном мире.
8.3. Работа со скриптами (камера, панели меню и др.).
8.4. Формирование трехмерной сцены в html-страницу с 3D контентом, построение exe-файла. Доработка html-страницы в Macromedia Dreamweaver 8.0.
8.5. Обсуждение текущего состояния работы студентов по индивидуальным проектам.
Полезные ресурсы:
Официальный сайт Unity 3D. Документация.
Официальный сайт Unity 3D. Live Demos (онлайн проекты).
ТЕМА 9. Построение многополигональных трехмерных моделей по чертежам
9.1. Построение моделей деревянных фортификационных сооружений Белгородской засечной черты XVII в. на примере крепости Свислочь.
9.2. Размещение трехмерной модели в библиотеке Unity 3D.
9.3. Построение трехмерной сцены.
9.4. Обсуждение текущего состояния работы студентов по индивидуальным проектам.
Полезные ресурсы:
Официальный сайт Unity 3D. Документация.
Официальный сайт Unity 3D. Live Demos (онлайн проекты).
ТЕМА 10. Сложности при построении трехмерных моделей в редакторе 3D World Studio. Построение многополигональной трехмерной модели со сложной архитектурной формой на примере каменных строений XIX - нач. XX вв.
10.1. Построение орнамента и нанесение рустовки на типовой каменный фасад зданий XIX - нач. XX вв.
10.2. Построение арок, проходов, комнат. Передача эффекта прозрачности в 3D среде на примере трехмерной модели решетки, соломенной крыши, стекла.
10.3. Построение модели купола на примере храма 'Трех святителей' московского женского монастыря 'Всех скорбящих радости' нач. XX в. и церкви Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Черепово (Смоленская область) 20-х гг. XIX вв.
10.4. Построение html-страниц в Macromedia Dreamweaver 8.0.
10.5. Обсуждение текущего состояния работы студентов по индивидуальным проектам.
ТЕМА 11. Основы интеграции текстового и визуального материала в виртуальное пространство. Привязка трехмерных моделей и источникового материала в трехмерной html странице
11.1. Разметка html-страницы в Macromedia Dreamweaver 8.0. Построение flash кнопок.
11.2. Построение html-страницы источниковой базы реконструкции, страницы автора проекта.
11.3. Основы публикации html страницы с трехмерным контентом в Интернете.
11.4. Обсуждение текущего состояния работы студентов по индивидуальным проектам.
Полезные ресурсы:
Самоучитель Macromedia Dreamweaver 8.
Методический материал по спецкурсу размещен на дистанционном ресурсе исторического факультета МГУ в категории курсов кафедры исторической информатики: "3D реконструкции объектов историко-культурного наследия: компьютерное моделирование" (если у вас нет пароля, временно для студентов открыт "гостевой" режим) и в Библиотеке электронных публикаций по виртуальной исторической реконструкции
Видео уроки (см. дистанционный портал).
Библиотека электронных публикаций по виртуальной исторической реконструкции.
Задания к занятиям (см. дистанционный портал).
Bernard Frisher - проект Rome Reborn (виртуальная реконстуркция Рима IV в н.э.)
__________________________________________________________________
Мельниченко Д.В., Мироненко М.С., Новикова Е.О., Кирюшкин С.С., Подчасов Н.А. , Калинин М.В. (студенты 2 и 4 курсов)- Виртуальная реконструкция района Кадашей и церкви Воскресения во второй половине XIX века
Мария Диомидова(студентка 2 курса) - Казанский вокзал 1940 г. (часть строений).
Татьяна Новопашина (студентка 2 курса) - Виртуальная реконструкция Евангелическо-лютеранского Кафедрального собора свв. Петра и Павла конца XIX в.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дополнительный учебный материал по спецкурсу размещен в разделе ресурса "дистанционного образования исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова" в перечне курсов кафедры исторической информатики.