Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/literature/med_ren.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:42:40 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Высшая школа (факультет) телевидения

Кафедра словесности

Утверждаю

Зав. кафедрой

доктор филологических наук

проф. Иванова М.В.

«______»___________________2009 г.

Учебная программа дисциплины

«ИСтория зарубежной литературы. литература средних веков и эпохи Возрождения»

(Проект)

Автор: кандидат филологических наук доц. Коровин Андрей Викторович

I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ:

Цель курса

- сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об основных литературных явлениях и крупнейших писателях в Средние века и эпоху Возрождения. Необходимое знание основных этапов историко-литературного процесса предусматривает последовательное членение курса на разделы по периодам развития культуры Западной Европы в 5-16 вв.;

- заложить методологические основы, необходимые для успешного и научно обоснованного анализа текстов, относящихся к Средневековью и Возрождению;

- научить рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи и связи с другими видами искусства;

- выявлять специфику национальных литератур в Средние века и эпоху Возрождения и их влияние на последующую литературную традицию;

- выделять круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов; сформировать базовый понятийный аппарат.

Задачи курса

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- основные этапы развития литературы в Средние века и эпоху Возрождения;

- основных писателей и их творчество;

- тексты произведений, включенных в программу;

- имена ведущих переводчиков, исследователей, наиболее авторитетные издания, серии, учебные пособия и справочники;

уметь:

- отличать сходные литературные явления в Средние века и в эпоху Возрождения;

- дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения контрольного мероприятия;

владеть:

- навыками чтения и конспектирования необходимой литературы;

- кругом эстетических понятий и терминов, используемых при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Данный курс позволяет сформировать представление об истории западноевропейской литературы в Средние века и эпоху Возрождения, лучше ориентироваться в мировом культурном процессе, осмыслить основные закономерности развития европейской цивилизации.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В процессе обучения и по окончании курса студенты должны проявить определенный уровень компетентности, который определяется по результатам оценки качества усвоения знаний в течение семестра и итогового контроля в устной и письменной форме в виде:

- контрольных и проверочных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера;

- тестов;

- коллоквиумов по разделам курса;

- терминологических диктантов;

- творческих заданий;

- реферативных обзоров и др.

II. Содержание курса

Введение. Раннее Средневековье. Особенности Средневековья как нового этапа становления европейской культуры. Представление о раннем, высоком и позднем Средневековье. Переход от Античности к Средневековью. Ранее Средневековье - особенности культурного и политического развития, три национально-культурных компонента, легших в основу формирующейся западноевропейской цивилизации: античный, кельтский и германский.

Наследие Античности и христианство как основной источник духовного развития в переходный период. Риторическая поэзия: Авсоний, Намациан. Литература раннего христианства. «Новый Завет» как источник этой литературы. «Кредо» Тертуллиана. Патристика. Жизнь и труды Августина Блаженного. «Исповедь» Августина как литературный памятник – первый образец жанра исповеди в европейской литературе. Литературное творчество Боэция и Кассиодора. Роль папы Григория Великого в становлении средневекового сознания, его литературная деятельность. Упадок литературного творчества. «Каролингское Возрождение». Алкуин. Восстановление форм античной поэзии и их средневековое содержание.

Кельтская литературная традиция. Особенности культуры кельтских народов и ее значение для становления западноевропейской литературы. Специфика культурного развития в Ирландии: смешение языческих и христианских представлений о мире. Деятельность св. Патрика. Друиды и филиды. Монастыри как центры литературного творчества. Запись фольклорных текстов. Ирландский эпос. «Книга захватов Ирландии». Уладский цикл. Отражение в нем эпохи его возникновения. Воплощение в образе Кухулина идеала ирландцев. Художественные особенности уладского цикла.

Мифология и поэзия германцев. Роль германцев в формировании европейских государств. Христианство и язычество у германских народов. Древнеисландская литература как основной источник по мифологии и истории германцев в раннесредневековый период развития. Особенности скальдической поэзии - первого проявления индивидуального авторства со времен античности. «Старшая Эдда» и «Младшай Эдды» Снорри Стурлусона как литературные тексты, особенности формы и содержания. «Прорицание вельвы»: тема гибели богов. Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах. Типы саг.

Народный героический эпос и литературная традиция. Ранние этапы развития эпической поэзии у германских народов: «Песнь о Хильдебранте», «Беовульф» и их поэтика. Героический эпос развитого феодализма. Проблема соотношения фольклорного и литературного начал, проблема авторства памятников. Французский эпос. «Песнь о Роланде» в свете фольклора: фольклорная трансформация исторического события. Эпическая идея памятника. Особенности художественного мира «Песни о Роланде». Немецкий героический эпос и «Песнь о нибелунгах», его поэтика. Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде» в сопоставлении с французским и немецким героическим эпосом. Идея Реконкисты. Образ Сида.

Литература Высокого Средневековья. Представление о трехчастном делении культуры на куртуазную, клерикальную и народную. Особенности духовного и политического развития в эпоху развитого феодализма. Крестовые походы и их роль в формировании западноевропейской цивилизации. Становление авторской литературы.

Клерикальная литература. Жанры клерикальной литературы (видение, житие). «Видение Тнугдала». Роль жанра проповеди для развития словесности. Труды выдающихся деятелей церкви, представителей средневековой философии и их влияние на мировосприятие средневековых писателей. «История моих бедствий» Абеляра как литературный памятник. Формирование схоластики. Деятельности Фомы Аквинского. Средневековая мистика. Мастер Экхарт.

Средневековая рыцарская литература. Формирование рыцарской культуры – куртуазии. Учение Андрея Капеллана о рыцарской любви. Рыцарь как поэт, воспевающий Прекрасную Даму. Поэзия трубадуров. Образ Прекрасной Дамы. Приоритет темы любви, ее трактовка трубадурами. Жанры поэзии трубадуров, трансформация форм европейской поэзии. Формирование авторского начала. Куртуазное отношение к Даме у Бернарта де Вентадорна. Инвектива в поэзии Бертрана де Борна. Мотив «любви издалека» у Джауфре Рюделя. Легендарные биографии трубадуров. Поэзия меннизингеров.

Средневековый рыцарский роман, его отличие от героического эпоса. Формирование жанра, источники сюжетов и образов. Понятие «авантюры» (соединение любви и фантастики). Циклы средневековых романов (античный, византийский, бретонский). Бретонские лэ. Романы о Тристане и Изольде. Романы артуровского цикла. Романы о святом Граале. «Роман об Александре» Ламбера ле Тора и Александра Парижского. Романы артуровского цикла. Образ короля Артура. Символика Круглого стола. Романы Кретьена де Труа. Романы Вольфрама фон Эшенбаха. «Парцифаль».

Народная культура. Система жанров городской литературы. Жанры: фаблио и шванки, сатирический пародийный эпос («Роман о Лисе»). Представление о карнавальной культуре. Рождение средневековой драматургии. Литургическая драма. Полулитургическая драма. Мистерия, миракль, моралите. Зачатки светского театра («Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля). Фарс («Господин Пателен»). Развитие образования и университетов. Поэзия вагантов.

Предвозрождение и Возрождение в Италии. Изменения в духовной и политической жизни Европы. Литература Предвозрождения. Роль религиозного сознания в литературе этого периода (система образов, аллегоричность, библейская символика). Аллегорический «Роман о Розе» и его роль в европейской литературе. Предвозрождение в Италии. Сицилийская школа поэтов. Расцвет Флоренции. Поэзия «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Новое понимание любви, трансформация образов Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров. Новые поэтические жанры.

Творчество Данте Алигьери. «Новая жизнь» как первая европейская художественная автобиография и как комментированный поэтический цикл. Композиция и художественные особенности книги. «Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Замысел поэмы, аллегоричность и символичность ее художественного мира и поэтической формы. Наиболее яркие образы и ситуации в сюжете поэмы. Движение от античного антропоцентризма через средневековый теоцентризм к ренессансному антропоцентризму, роль «Божественной комедии» в формировании нового взгляда на человека.

Предвозрождение в Англии. Английская литература ХIV в. «Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера, отражение в них влияния итальянского Возрождения (Боккаччо) и английский национальной специфики. Художественные особенности произведения.

Предвозрождение во Франции. Творчество Франсуа Вийона. «Малое завещание» и «Большое завещание».

Эпоха Возрождения. Становление национальных языков и национальных культур. Гуманизм – идеология Ренессанса. «Универсальный человек» как новый идеал, его реализация в эпоху Возрождения. Этапы Возрождения в Италии: раннее, высокое и позднее. Развитие науки и искусства. Основные представители.

Раннее Возрождение (Треченто, ХIV в.). Франческо Петрарка – первый европейский гуманист. Биография. Духовные поиски и литературное творчество. «Африка» как первая ренессансная поэма. Поэтическое новаторство в «Книге песен» – лирической исповеди поэта. Образ Лауры в первой и второй частях книги. Индивидуализация любовного чувства и поэтического стиля. Трактаты Петрарки.

Джованни Боккаччо. Биография. Повесть «Фьяметта». «Декамерон» – один из величайших памятников Возрождения. Истоки жанра новеллы. Организация новелл в цикл в «Декамероне» - рамочная композиция. Гуманистическая концепция мира и человека. Образы рассказчиков как воплощение идеала человека эпохи Возрождения.

Высокое Возрождение (Кватроченто, ХV в.). Расцвет гуманизма. Роль Академии во Флоренции. Деятельность Лоренцо Медичи. Пико де ла Мирандола о величии человека. «Триста новелл» Мазуччо, поэзия Микеланджело. Рыцарская поэма итальянского Возрождения: «Большой Моргант» Луиджи Пульчи, «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо, переосмысление мотивов «Песни о Роланде» в этих произведениях.

Позднее Возрождение в Италии (Чинквеченто, ХVI в.). Политическая и литературная деятельность Макиавелли, трактат «Государь», комедии. Поэма Людовико Ариосто «Неистовый Роланд» - крупнейший литературный памятник эпохи. Источники произведения. Зарождение комедии масок. Первая итальянская классическая трагедия – «Софонисба» Джан Джорджо Триссино, пасторальный роман Джакопо Саннадзаро «Аркадия» и его влияние на последующее развитие жанра. «Освобожденный Иерусалим» Торкватто Тассо – эпическая поэма, в которой подводится итог развития Ренессанса в Италии.

Позднее Возрождение. Возрождение в Германии и Нидерландах. Кружки гуманистов. Подъем гуманитарного знания, развитие университетов. Деятельность Мартина Лютера и начало Реформации. Вклад Лютера в развитие немецкой литературы. Жизнь и творчество Эразма Роттердамского – вождя европейского гуманизма. Новый латинский перевод Библии, заложивший основы научной критики Библии. Крупнейшие памятники литературы Северного Возрождения: «Корабль дураков» Себастиана Бранта, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» и др., связь этих произведений с традициями народной смеховой культуры и гуманистическая сатира в них на современную действительность. Народные книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте.

Возрождение во Франции. Итальянское влияние на раннем этапе. Формирование гуманистического движения. Кружок Маргариты Наваррской, «Гексамерон». Реформация и деятельность Кальвина. Жизнь и творчество Франсуа Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», история его создания, связь с народной смеховой культурой. Система образов. Композиция. Гротеск в романе. М. М. Бахтин о романе. Гуманизм в условиях религиозных войн второй половины ХVI в. Поэзия «Плеяды». Поэтическая теория Жоашена дю Белле (трактат «Защита и восхваление французского языка»). Поэзия Пьера Ронсара. Мишель Монтень. «Опыты» как синтез идей эпохи Возрождения.

Возрождение в Испании. Исторические судьбы Испании в ХV – ХVI вв. Сантильяна – основатель “итальянской школы” в испанской поэзии. Хорхе Манрике – крупнейший испанский поэт ХV в. Первый выдающийся памятник испанского Возрождения – «Селестина», или «Трагикомедия о Калисто и Мелибее» Фернандо де Рохаса как драма для чтения или драматическая повесть. Лопе де Руэда – основоположник профессионального театра в Испании. Жанр пасос – интермедий в прозе. Поэзия ХVI в. Гарсиласо де ла Вега – выдающийся поэт, утвердивший победу петраркизма в испанской поэзии. Эклоги и сонеты. Рождение плутовского романа (пикарескного жанра, пикарески): «Жизнь Ласарильо с Тормеса». Пасторальный роман «Диана» Монтемайора. Расцвет испанского рыцарского романа. «Амадис Гальский».

Мигель де Сервантес Сааведра. Биография. Драматургия Сервантеса. Трагедия «Нумансия». Пасторальный роман «Галатея». «Назидательные новеллы», развитие жанра новеллы. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». История создания романа. Полемика со штампами рыцарского романа. Система образов. Дон Кихот как «вечный образ». Его трактовки. Художественный мир романа. Второй том романа, история его появления. Значение «Дон Кихота» для последующего развития жанра романа.

Возрождение в Англии. Особенности политического и культурного развития. Томас Мор – крупнейший представитель Возрождения в Англии. «Утопия», защита в книге социальной справедливости, изображение идеального общественного устройства. Книга Мора как источник жанра утопии в новой европейской литературе. Английская поэзия первой половины ХVI в.: Томас Уайет и Генри Говард. Расцвет поэзии. Трактат Филиппа Сидни «Защита поэзии», сонетный цикл Ф. Сидни «Астрофил и Стелла». «Королева фей» Эдмунда Спенсера – ренессансная эпическая поэма. Ренессансный роман. Английская ренессансная драматургия. Кристофер Марло – создатель английской ренессансной трагедии. «Трагическая история доктора Фауста».

Уильям Шекспир. «Шекспировский вопрос». Стрэдфордианцы и антистрэдфордианцы. Периодизация его творчества. Поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». Сонеты. Главные образы и мотивы. Художественные особенности сонетов, развитие традиций английского сонета. Жанры шекспировской драматургии: исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии. Исторические хроники. Их объединение в цикл. Магистральный сюжет шекспировской исторической хроники. Историческая хроника «Ричард III». Образ Ричарда III. Комедии Шекспира. Развитие комического от «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатой ночи». Драматические повороты действия в «Венецианском купце» и «Много шума из ничего». Художественные особенности комедий. Ранние трагедии. «Ромео и Джульетта». Источник сюжета. Особенности конфликта. Период «великих трагедий». Эволюция трагического. «Гамлет». Источники сюжета, характер конфликта. Композиция трагедии, ее философское звучание. «Отелло». Источники сюжета. Характер конфликта. Композиция трагедии. Художественное мастерство Шекспира в «Короле Лире». «Макбет». Трансформация титанической личности в образе Макбета. Поздние произведения Шекспира. «Мрачные комедии» «Все хорошо, что хорошо кончается», «Мера за меру», их отличие от ранних комедий. Трагикомедии. «Цимбелин». «Зимняя сказка». «Буря». Соединение трагедии с утопической развязкой. Роль сказочного элемента. Хронотоп «Бури».

Младшие современники Шекспира: Бен Джонсон, Джон Уэбстер, Фрэнсис Бомонт, Джон Флетчер. Шекспир и маньеризм. Кризис ренессансного мироощущения. Становление мировосприятия ХVII в.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ – 52 часа

Перечень контрольных вопросов и самостоятельных заданий:

1. Восстановите биографию Августина из текста его «Исповеди».

2. Прочитайте «Видение Тнугдала» и сделайте вывод о композиционном своеобразии жанра средневекового видения.

3. Что отличает «малые Возрождения» Средневековья от западноевропейского Ренессанса?

4. Охарактеризуйте мифологическую картину мира древних скандинавов.

5. Что послужило основанием для сходства и различия в названиях «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»?

6. Какие черты поэтики скандинавского эпоса и скандинавской поэзии нашли отражение в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона?

7. Охарактеризуйте развитие христианской темы в «Песне о Роланде».

8. Сравните «Песню о Роланде» и «Слово о полку Игореве».

9. Познакомьтесь с образами «Песни о Нибелунгах» в музыкальном наследии Р.Вагнера.

10. В чем своеобразие эпического героя в «Песне о моем Сиде»?

11. Как вы думаете, почему текст вагантов Gaudeamus igitur” стал международным студенческим гимном? Осуществите самостоятельный перевод текста.

12. В чем своеобразие художественного решения темы «дороги к храму» в «Кентерберийских рассказах» Чосера?

13. Почему образ Петра Пахаря из поэмы У.Ленгленда ассоциируют с Христом?

14. Как вы понимаете термин «Предвозрождение»?

15. Что вы знаете о дантовских образах и мотивах в русской литературе?

16. В чем своеобразие исповеди Петрарки в «Моей тайне»?

17. Почему в повести Боккаччо «Фьяметта» видят начало европейской психологической прозы?

18. Сравните итальянскую и английскую форму сонета на конкретных поэтических примерах.

19. Прочитайте статью И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Согласны ли вы с суждениями автора.

20. Каковы функции песен в трагедиях Шекспира?

Примерная тематика рефератов

1. Своеобразие христианского отношения к слову на примере трудов отцов церкви.

2. «Исповедь» Августина как первый образец жанра исповеди в европейской литературе.

3. «Каролингское Возрождение» как первое «малое Возрождение» в средневековой Европе.

4. Основные темы и формы поэзии вагантов.

5. Художественное своеобразие жанра саги.

6. Кеннинги в поэзии скальдов.

7. Жанровое своеобразие поэзии провансальских трубадуров.

8. Тема св. Грааля в средневековом рыцарском романе.

9. Своеобразие аллегории и ее функции в «Романе о Розе».

10. Трансформация рыцарской темы в романе «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха.

11. Поэзия и проза «Новой жизни» Данте в их взаимодействии.

12. Образ Данте в поэзии «серебряного века».

13. О.Мандельштам о Ф.Вийоне.

14. «Государь» Н. Макиавелли и понятие о макиавеллизме.

15. Тема глупости в немецкой литературе и искусстве эпохи Ренессанса.

16. Своеобразие немецкого Возрождения.

17. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского как образец иронического панегирика.

18. Искусство пародии в «Письмах темных людей».

19. Формирование жанра эссе в «Опытах» Монтеня.

20. Сонеты Шекспира в русских переводах.

Курсовые работы – не предусмотрены

Примерный список вопросов к зачету

1. Литература поздней Античности.

2. «Исповедь» Августина как литературный памятник.

3. Культура раннего Средневековья.

4. Место кельтской литературы в европейском литературном процессе.

5. Основные темы и образы древнеирландской литературы.

6. Разделение древнескандинавской литературы по типам творчества.

7. Происхождение и структура «Старшей Эдды».

8. Снорри Стурлусон и «Младшая Эдда».

9. Исландские саги.

10. Ранние формы эпоса у германских народов («Песнь о Хильдебранте», «Беовульф»).

11. «Песнь о нибелунгах»: истоки сюжета, особенности формы.

12. «Песнь о Роланде»: его особенности и место в эволюции жанра.

13. Основные типы средневековой культуры.

14. Куртуазная литература. Происхождение и система жанров.

15. Поэзия трубадуров. Основные представители, система жанров.

16. Происхождение рыцарского романа. Основные сюжеты и циклы.

17. Творчество Кретьена де Труа.

18. Сюжеты и герои бретонского цикла. «Роман о Тристане и Изольде».

19. Городская литература в Средние века. Поэзия вагантов.

20. Основные жанры средневекового театра.

21. Основные жанры клерикальной литературы.

22. Предвозрождение как этап в развитии европейской культуры.

23. «Роман о розе» и его значение для литературного процесса.

24. Предвозрождение в Италии. Поэзия «Сладостного нового стиля».

25. Творческий путь Данте.

26. Традиции «Сладостного нового стиля» и «Новая жизнь» Данте.

27. «Божественная комедия»: новаторство в литературе.

28. Сюжет первой части «Божественной комедии».

29. Возрождение как культурное явление.

30. Петрарка – гуманистический тип личности. Творческий путь.

31. Сонеты Петрарки.

32. Творчество Боккаччо.

33. «Декамерон»: композиция и особенности жанра новеллы.

34. Основные деятели Высокого Возрождения.

35. Развитие эпической поэмы в Италии. «Неистовый Роланд» Л. Ариосто.

36. Позднее итальянское Возрождение. Н. Макиавелли, Т. Тассо.

37. Гуманизм в Германии. Основные представители.

38. Эразм Роттердамский. «Похвала глупости» как выражение гуманистического мировоззрения.

39. Реформация в Германии. Деятельность Лютера.

40. Поэзия Ф. Вийона.

41. Возрождение и гуманизм во Франции.

42. Поэзия «Плеяды».

43. Творчество Ф. Рабле.

44. Содержание и форма «Гаргантюа и Пантагрюэля».

45. М. Бахтин о творчестве Ф. Рабле.

46. Литературная ситуация в Испании в XVI веке.

47. Творчество М. Сервантеса, его связь с эпохой.

48. «Дон Кихот». Особенности жанра.

49. Предвозрождение в Англии. «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера.

50. Гуманизм в Англии. Т. Мор.

51. Английская поэзия и драма в XVI веке.

52. Этапы творчества Шекспира.

53. Новаторство Шекспира в жанре сонета.

54. Исторические хроники Шекспира. «Ричард III».

55. Специфика конфликта в «Ромео и Джульетте».

56. Смысл художественных и философский открытий в «Гамлете».

57. Трагедия сильной личности «Макбет».

58. Анализ трагедии «Отелло».

59. «Король Лир» - трагедия ренессансной личности.

60. Специфика конфликта в комедии «Много шума из ничего».

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

?

Разделы

Всего (часов)

Лекции

Самостоятельная работа

1

Введение. Ранее Средневековье.

18

8

10

2

Высокое Средневековье.

18

8

10

3

Предвозрождение и Итальянское Возрождение

18

8

10

4

Позднее Возрождение

20

8

12

ИТОГО

84

32

52

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Семестр

Вид отчетности

(контрольная работа, зачет, экзамен)

2

зачет

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Тексты

1. Августин Блаженный. Исповедь.

2. Ирландские повести. Плаванье Брана. Угон быка из Куалнге. (Исландские саги. Ирландский эпос. БВЛ. М. 1973)

3. Старшая Эдда.

4. Снорри Стурлусон. Младшая Эдда.

5. Сага о Гисли.

6. Песнь о нибелунгах.

7. Песнь о Роланде.

8. Поэзия трубадуров.

9. Поэзия миннезингеров.

10. Роман о Тристане и Изольде.

11. Кретьен де Труа. Ивэйн, или рыцарь со львом. (Средневековый роман и повесть. БВЛ. М., 1974)

12. Поэзия вагантов

13. Ф. Вийон. Лирика.

14. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия.

15. Боккаччо Дж. Декамерон.

16. Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

17. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

18. П. Ронсар. Лирика.

19. Сервантес М. Дон Кихот.

20. Шекспир У. Ричард III. Двенадцатая ночь. Сон в летнюю ночь. Много шума из ничего. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Сонеты.

Учебные пособия

1.Алексеев М. П. и др. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – любое издание.

2.Пуришев Б. И. Зарубежная литература средних веков: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы М.: Просвещение, 1974.

3.Пуришев Б. И. Зарубежная литература средних веков: Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы М.: Просвещение, 1975

4.Пуришев Б. И. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения М.: Просвещение, 1976 5.Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М., 1996.

6.Луков В. А. История зарубежной литературы. Часть 1: Литература Античности, средних веков и эпохи Возрождения. – М., 2000.

7.Шайтанов И. О., Афанасьева О. В. Зарубежная литература: Средние века. – М., 1996.

8.Шайтанов И. О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. – М., 1998.

9.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

Дополнительная литература

Тексты

1. Авсоний. Лирика.

2. Поэзия скальдов. Браги Старый. Драпа о Рагнаре. Эгиль Скаллагримссон. Выкуп головы. Утрата сыновей.

3. Сага о Ньяле.

4. Сага о Вельсунгах.

5. Беовульф.

6. Песнь о моем Сиде.

7. В. фон Эшенбах. Парцифаль.

8. Роман о розе.

9. Боккаччо. Фьезоландские нимфы.

10. Л. Ариосто. Неистовый Роланд.

11. Д. Чосер. Кентерберийские рассказы.

12. Брант С. Корабль дураков.

13. Маргарита Наваррская. Гептамерон.

14. Ж. дю Белле. Лирика

15. Монтень. Опыты.

16. Мор Т. Утопия.

17. Марло К. Трагическая история доктора Фауста

18. М. Сервантес. Назидательные новеллы.

19. Л. де Камоэнс. Лирика.

20. Ф. Сидни. Лирика.

Монографии и исследования

1.Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М., 1988.

2.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

3.Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.

4.Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. – М., 1979.

5.Смирнов А. А. Средневековая литература Испании. – М., 1969.

6.Михайлов А. Д. Французский героический эпос. – М., 1995.

7.Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976.

8.Мелетинский Е. М. Средневековый роман. – М., 1983.

9.Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. – М., 1967.

10. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

11.Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. – М., 1974.

12. Хлодовский Р. И. Декамерон: Поэтика и стиль. – М., 1982.

13.Штейн А. Л. «Декамерон» Боккаччо – книга о любви. – М., 1993.

14. Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды: Становление литературной школы. – М., 1976.

15.Аникст А. А. Творчество Шекспира. – М., 1963

16.Пинский Л. Е. Шекспир: Основные начала драматургии. – М., 1971.

17.Багно В. Дорогами «Дон Кихота». – М., 1988.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наглядные пособия

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- оборудованные аудитории

- различные технические средства обучения (компьютеры, видео-, аудиоаппаратура);

- учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы).

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...