«УТВЕРЖДАЮ»
Декан ВШТ МГУ
_______________ В.Т.Третьяков
' 1 ' сентября 2015 г.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ
(программа вступительного экзамена в магистратуру ВШТ
по направлению 'Телевидение')
На экзамене поступающий должен показать:
- знание основных этапов и тенденций развития зарубежного (западного) и отечественного телевидения;
- знание основных тенденций и проблем функционирования современных СМИ и, в частности, телевидения;
- знание теории журналистики и специфику ее проявления в работе современных телевещательных и телепроизводящих организаций; в частности - знание функций (общественного предназначения) современных электронных СМИ;
- знание системы и структуры современных электронных и сетевых СМИ России;
- знакомство с основными жанрами телевизионной журналистики и форматами телевизионного продукта;
- знание основ телережиссуры, операторского дела, сценарного дела, монтажа, а также тележурналистики и ведения телевизионных программ;
- знакомство с деятельностью, программной политикой и спецификой вещания федеральных телеканалов;
- знакомство с контентом наиболее значимых и рейтинговых регулярно выходящих программ федеральных телеканалов;
- знакомство с деятельностью наиболее известных отечественных тележурналистов и телевизионных ведущих.
Требуется владение следующими терминами и понятиями по теории и практике телевидения: жанры телевизионной журналистики, ответственность тележурналиста, свобода слова, верификация информации в СМИ, общественная миссия телевидения, основные этапы развития телевидения, аудиовизуальная культура, интерактивное ТВ, информация, репортаж, интервью, статья (комментарий), ток-шоу, методики и правила интервьюирования, журналистское расследование, телеэкранизация, кадр, план, панорама, ракурс, линейный и нелинейный монтаж, повествовательный монтаж, параллельный монтаж, ассоциативно-образный монтаж, клиповый монтаж, телевизионный жанр видеоклипа, клиповое сознание, телевизионный сюжет, синхрон, стенд-ап, лайф, интершум, телевизионный монолог.
Поступающие должны иметь представление об основных этапах развития телевидения – как зарубежного, так и отечественного; ориентироваться в системе основных телевещателей России, США, Великобритании, Франции и Германии; иметь представление о специфике федеральных каналов телевидения в России и наиболее популярных передач этих каналов, а также общее представление о технологии создании телепередач.
Экзамен предполагают проверку того, что непосредственно связано с функционированием телевидения, а также умение экзаменуемого применить конкретные гуманитарные знания и творческие навыки, полученные ими в вузах, к очевидным, в силу распространенности телевидения, схемам производства телепродукта и для анализа конкретных и самых известных телепередач, телепрограмм, телефильмов.
Поступающие должны продемонстрировать умение самостоятельно и творчески, но на базе полученных им фундаментальных знаний, анализировать или конструировать телепродукт, относящийся к тому или иному телевизионному жанру.
Телевизионные продукты (телепередачи и прочее), знакомство с которыми необходимо для сдачи экзамена:
Ежедневные информационные передачи:
'Время', 'Вести', 'Сегодня', 'Новости культуры', информационные выпуски канала 'Вести-24', информационные выпуски канала 'Евроньюс'.
Еженедельные информационно-аналитические передачи:
'Воскресное время' (вед. Ирада Зейналова), 'Вести недели' (Дмитрий Киселев), 'Вести в субботу' (Сергей Брилев), 'Постскриптум' (Алексей Пушков), 'Контекст' (Игорь Волгин).
Ток-шоу и публицистические программы:
'Познер', 'Пусть говорят' (Андрей Малахов), 'Прямой эфир' (Борис Корчевников), 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 'Поединок' (Владимир Соловьев), 'Специальный репортаж' (Евгений Попов), 'Центральное телевидение' (Вадим Такменев), 'Тем временем' (Александр Архангельский), 'Культурная революция' (Михаил Швыдкой), 'Что делать?' (Виталий Третьяков), 'Линия жизни', 'Белая студия' (Дарья Спиридонова), 'Политика' (Петр Толстой и Александр Гордон), 'Структура момента' (Валерий Фадеев), 'Мужчина и женщина' (Александр Гордон и Юлия Барановская).
Развлекательные передачи:
КВН, 'Что? Где? Когда?', 'Вечерний Ургант', 'Минута славы', 'Голос', 'Модный приговор', 'Давай поженимся!', по одной-две развлекательных программы каналов Россия-1 и НТВ по выбору поступающего.
Познавательные передачи:
Две-три передачи телеканала Культура (Россия-К) по выбору поступающего.
Телевизионная кинопродукция:
Художественные телесериалы - два-три по выбору поступающего.
Документальные, исторические и публицистические фильмы - два-три по выбору поступающего.
Литература для подготовки
1. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М., 2011.
2. Волынец М.М. Профессия оператор, М., 2004.
3. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.:, 2004.
4. История отечественного телевидения. Учеб.пособие. /Под ред. Г.А.Шевелева., М., 2012.
5. История русской журналистики 18-19 вв. Учеб.пособие. /Под ред. Л.П. Громовой, СПб, 2003.
6. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000 гг. Уч. Пособие, М., 2008.
7. Махонина С.Я. История русской журналистики нач.ХХ в., М., 2006.
8. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие. М., 2003.
9. Телевизионная журналистика: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. / Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
10. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., 2010.
11. Третьяков В.Т. Теория телевидения: ТВ как неоязычество и как карнавал. М., 2015.
12. Фрумкин М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию. М., 2009.
13. Эфир отечества. Создатели и звезды отечественного телевидения о себе и о своей работе. Сборник интервью. Книга первая. / Сост.В.Т.Третьяков., М., 2010.
|