В борьбе за повышение скорости полета непрерывно
совершенствовались аэродинамические формы летательных аппаратов.
Когда самолет перемещался в воздухе со скоростью современного
автомобиля, форма его напоминала этажерку для книг. Бипланы и
трипланы, опоясанные паутиной лент-расчалок, уступило место
монопланам. С увеличением скорости полета и ростом мощности
двигателей крылья становились все изящнее и тоньше, они все
дальше отбрасывались назад и все ближе прижимались к фюзеляжу.
Самолеты становились похожими на стрелы. И, наконец, самые
быстроходные аппараты современности - межконтинентальные и
космические ракеты - совсем сбросили крылья.
Крылья космическому аппарату в космосе, не нужны. Там, в
вакууме, им не на что опереться. Но для гашения скорости аппарата
при входе в атмосферу Земли крылья окажутся очень кстати. Ведь
даже орел, пикирующий из поднебесья к земле на свою жертву, чтобы
не разбиться, раскрывает во всю ширь могучие крылья.
К настоящему времени опубликованы многие проекты [8]
летательных аппаратов, предназначенных для возвращения на Землю.
Среди них усиленно исследуются модели в форме крылатого планера,
надувного аппарата, баллистической капсулы, спутника с
аэродинамическим тормозом и другие. Познакомимся вкратце с каждым
из них.