Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/nk/1991/9/9-91.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:37:54 2016
Кодировка: UTF-8

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п
nk 9-1991
вернемся в библиотеку?
129010, г. МОСКВА, пр. Мира, дом 6. а/я 929 тел. 217-81-47,
FAX (095) 181-44-45


НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ

16-29 ноября 1991 г.

1991 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Пилотируемые полеты.

СССР. Полет орбитального комплекса "Мир"

США. Полет корабля "Атлантис" по программе СТС-44

"Автопилот" для "Шаттла"
Автоматические межпланетные станции

Встреча с обломком космического аппарата?
Искусственные спутники Земли

Запущен спутник "Космос-2171"

Запущен спутник "Космос-2172"

Запущен спутник "Космос-2173"
Ракеты-носители

Произведен запуск коммерческой ракеты "Старфайр-1"

Китай. РН "Великий поход-3" - на выставке в Гонконге
Международное сотрудничество

Франко-германское соглашение о сотрудничестве в космосе

Советско-американская метеопрограмма приносит первые плоды
Проекты. Планы

СССР. Коммерция и космос

СССР. На космодроме - новая республика
Предприятия. Учреждения. Организации

Новый вид Вооруженных сил СССР

Япония. Учреждено общество изучения Луны и планет
Совещания и конференции

Встреча министров стран-членов ЕКА

ПИЛОТИРУЕНЫЕ ПОЛЕТЫ

Полет орбитального комплекса "Мир"
(по материалам пресс-группы ЦУП и нашего корреспондента)

Продолжается полет Александра Волкова и Сергея Крикалева на орбитальном комплексе "Союз ТМ-13" - "Квант" - "Мир" - "Квант-2" - "Прогресс М-10" - "Кристалл".

19 ноября. Полгода проработал на борту комплекса "Мир" Сергей Крикалев. В течение прошедших полутора месяцев вместе с ним несет вахту командир экипажа Александр Волков, сменивший А. Арцебарского.

В минувшие два дня и сегодня космонавты выполняли астрофизические и геофизические эксперименты. Проводили измерения спектров космического излучения, характеристик ионосферы и магнитосферы Земли.

С помощью аппаратуры, установленной на телеуправляемой платформе модуля "Кввнт-2", экипаж выполнял эксперименты по изучению природы поверхностного слоя Луны.

Продолжились работы по космическому материаловедению. В электронагревательной печи "Кратер-В" выращивается в невесомости монокристалл полупроводникового материала сульфида кадмия.

Начались работы по монтажу установки "Волна-2", размещенной в модуле "Квант". Она представляет собой специальный гидростенд с пультом управления и комплексом регистрирующей видео- и фотоаппаратуры и служит для исследования гидродинамических процессов в моделях топливных баков летательных аппаратов. Наибольший практический интерес представляет отработка специальных устройств для подачи топлива из баков.

21 ноября. Сегодня закончился 130-часовой технологический процесс выращивания монокристалла сульфида кадмия. Вес полупроводникового материала - 130 г.

22 ноября. С помощью фотографического комплекса "Природа-5" и топографического аппарата КАП-350 выполнен очередной цикл съемок земной поверхности района Мексиканского залива и Западной Африки. Общее количество отснятых кадров - около 90.

Космонавты подготовили к работе международную орбитальную обсерваторию "Рентген". Вчера (21 ноября) состоялся контрольный сеанс наблюдений источника рентгеновского излучения "Лебедь Х-1".

На установке "Волна-2" экипаж проводил отработку в условиях полета элементов топливных систем перспективных космических аппаратов.

25 ноября. Продолжены работы на установке "Волна-2". Проведена частичная отработка модели бака, предназначенного для летательных aппаратов, работающих в диапазоне малых ускорений, а также для систем, обеспечивающих запуск маршевых двигателей в условиях невесомости.

Аналогичная установка применяется на американских кораблях "Шаттл". Однако "Boлнa-2" обладает рядом преимуществ. Благодаря ей явилась возможность создавать строго тарированную величину при вращении установки вокруг своей оси.

Иностранные фирмы, занимающиеся разработкой космической техники, проявляют интерес к экспериментам, проводимым на установке "Волна-2".

26 ноября. Сегодня экипаж орбитального комплекса выполнил еще одну серию экспериментов на установке "Волна-2", при этом изучались процессы поведения модельной жидкости в условиях невесомости.

По плану регламентно-профилактического обслуживания комплекса "Мир" космонавты установили новый блок аккумуляторных батарей, доставленный грузовым кораблем "Прогресс М-10".

28-29 ноября. В эти дни С.Крикалев и А.Волков занимались медицинскими экспериментами: "Аудимир", "Монимир", "Оптоверт", "Когимир", "Сон", "Микровит", "Пульстранс" и "Мотомир". Цель этой "цепочки" - получение дополнительной информации о состоянии организма человека при его деятельности в условиях космического полета, психофизиологических реакций и работоспособности. Оценивается влияние невесомости на вестибулярный аппарат, его взаимодействие с органами зрения. Регистрация физиологических параметров осуществляется с помощью центрального компьютера. Все эти эксперименты выполнялись на австрийской аппаратуре, доставленной на станцию "Мир" для советско-австрийского экипажа.

Австрийская сторона заключила договор с НПО "Энергия" на продолжение указанных исследований в течение всего полета десятой основной экспедиции.

Профилактические работы по обслуживанию комплекса включали завершение установки новых аккумуляторных батарей с коммутирующей аппаратурой, доставленной на орбиту грузовым кораблем "Прогресс М-10".

Полет корабля "Атлантис" по программе СТС-44
(по материалам ТАСС, АП, ЮПИ и Рейтер)

17 ноября. Сегодня начался отсчет предстартового времени перед запуском американского космического корабля многоразового использования "Атлантис". По словам представителя НАСА, подготовка к полету протекает успешно. Как мы уже сообщали ("HK" ?8 стр.2), запуск "Атлантиса" будет произведен с космодрома на мысе Канаверал (шт.Флорида) в 23 час. 51 мин. по Гринвичу. Это будет шестой и последний полет "Шаттла" в этом году.

19 ноября. Намечавшийся на сегодня запуск космического корабля "Атлантис" отложен из-за неполадок с полезным грузом. Около 10 час. утра по местному времени (в 15 час. Гринв.) руководители полета отменили старт. Это произошло за 9 час. до планируемого пуска. До начала заправки "Шаттла" в этот момент оставалось полчаса.

Представитель НАСА Дик Янг сказал, что неполадки возникли с системой наведения межорбитального буксира "IUS", который должен перевести на стационарную орбиту спутник DSP. В ходе испытания блока наведения инженеры обнаружили неисправные гироскоп и акселерометр. Хотя на борту имеется еще четыре пары таких же приборов и только три из них непосредственно необходимы в полете, техники добиваются, чтобы все системы качественно функционировали к моменту старта. Руководитель стартовых операций Роберт Зейк дал указание заменить неисправный блок запасным. НАСА надеется провести ремонт и осуществить запуск "Атлантиса" до 28 ноября, когда в США отмечается День Благодарения. В противном случае будет необходима значительная дополнительная оплата работы стартового персонала в праздничные дни. По словам официальных представителей НАСА, они хотят точно выяснить причины неполадки на ступени "IUS" прежде чем дать добро на запуск. Сам спутник, по утверждению специалистов, в полном порядке.

Экипаж "Атлантиса" еще спал, когда отсчет времени был остановлен. Подъем экипажа перед стартом ожидался лишь после 21 час. по Гринвичу. До возникновения этой неполадки единственное беспокойство вызывала только угроза дождя. Синоптики оценивали вероятность благоприятной погоды в момент старта в 50%. Теперь, после отмены запуска, астронавты, по всей вероятности, к концу дня возвратятся в Хьюстон.

Программа полета СТС- 44 предусматривает вывод спутника DSP из грузового отсека "Атлантиса" примерно через шесть часов после старта. До этого полета "Шаттла" Пентагон отказывался предоставить как информацию о спутниках типа DSP, выводившихся на орбиту одноразовыми ракетами в течение прошедших 20 лет. До сих пор многие детали этой программы держатся в секрете, к примеру, точное число спутников, находящихся на орбите, и данные об их использовании в ходе войны в Персидском заливе. Тем не менее, известно, что в нынешнем полете на борту корабля будет находиться более крупный и совершенный вариант спутника DSP, оснащенного более чем 6000 инфракрасными детекторами, способными фиксировать даже факелы ракетных двигателей. По словам представителя ВВС США, Джона Кидда, спутники раннего предупреждения о пусках баллистических ракет остаются важнейшим элементом системы национальной безопасности. Оснащенный инфракрасным телескопом четырехметровой длины спутник DSP способен фиксировать не только пуски стратегических и тактических ракет, но и ядерные взрывы. Предположительно, четыре таких аппарата одновременно действуют на стационарной орбите. Еженедельник "Aviation Week and Space Technology" в номере от 18 ноября сообщил, что спутники DSP, уже находящиеся на орбите, зафиксировали все 88 пусков ракет "Скад", запущенных Ираком в сторону Израиля и Саудовской Аравии во время войны и обеспечили оповещение средств ПВО в течение пяти минут. По данным журнала, это помогло перехватить ракеты. Учитывая подлетное время ракет, такое утверждение представляется сомнительным.

Находящийся в грузовом отсеке "Атлантиса" спутник построен на предприятии корпорации TRW и использует детекторы, разработанные фирмой Aerojet. В 1987 г. корпорация TRW получила контракт на сумму 747 млн $ на постройку пяти усовершенствованных спутников типа DSP.

20 ноября. В соответствии с процедурой работ при задержке старта персонал космодрома в ночь с 19 на 20 ноября произвел слив жидкого кислорода и водорода из баков энергосистемы "Атлантиса" и лишь в начале суток раскрыл створки грузового отсека корабля, чтобы приступить к замене навигационного блока межорбитальной ступени IUS. Неисправное устройство находится в верхней части разгонной ступени, как раз под узлом ее соединения со спутником DSP.

Зона работ легко доступна для техников. Имеется опыт подобной замены. Такое случалось перед полетом по программе СТС-29 в марте 1989 г. Вышедшая из строя навигационная система, именуемая "резервной инерциальной измерительной установкой", определяет данные по ускорению и наведению, на которых основываются команды управления межорбитальной ступенью. Устройство включает 5 гироскопов, 5 акселерометров и электронный блок. По словам представителя фирмы Boeing (изготовителя навигационного блока) Хэла Дирамио, в ходе предстартовых испытаний один акселерометр и один гироскоп допустили 24 неточности в течение трехчасовой проверки. Хотя успешная ориентация буксира IUS во всех трех плоскостях может осуществляться и при двух парах неисправных гироскопов и акселерометров, правила требуют отличной работы всех систем перед стартом.

Работники НАСА хотели начать ремонт еще до рассвета 20 ноября. В кратчайшие сроки необходимо было демонтировать неисправную навигационную установку, установить запасную и начать ее испытание. Предстояло разобрать неисправное устройство, чтобы выяснить причину неполадок. Успешное проведение всех этих работ позволило бы 22 ноября в 05 час. 01 мин по Гринв. возобновить прерванный отсчет стартового времени для запуска "Атлантиса" 24 ноября в 23 час. 31 мин. по Гринвичу.

Тем временем, астронавты Грегори, Хенрикс, Масгрейв и Восс готовились вылететь в космический центр им.Джонсона в Хьюстоне (шт.Техас), чтобы провести дополнительные отработки старта и посадки в имитаторе Шаттла. Астронавты Ранко и Хеннен ожидали возвращения товарищей на космодроме 22 ноября.

21 ноября. В течение вчерашнего дня техники НАСА благополучно демонтировали неисправную навигационную установку весом 40,5 кг и размером с портативный телевизор и установили на ее место новую, на испытания которой было отведено 24 часа. Запуск "Атлантиса" стал возможен 24 ноября.

22 ноября. После полуночи начался отсчет стартового запуска "Атлантиса".

24 ноября. Заключительная трехчасовая калибровка вновь установленного навигационного блока ступени IUS подтвердила его готовность к полету. Хотя инженерам не удалось окончательно выяснить причину возникших неполадок, они уверены, что проблема решена. "Мы чрезвычайно рады тому, что смогли доказать возможность выполнения программы, даже если такая неисправность возникнет в полете" - сказал подполковник ВВС Эрни Ясколски, отвечающий за работу межорбитального буксира IUS.

Отсчет времени шел столь гладко, что сложную операцию заправки почти двух миллионов литров топлива во внешний бак "Шаттла" удалось выполнить на полчаса раньше срока. Единственное, чего приходилось опасаться в момент старта - сильного ветра и низкой облачности над космодромом. Однако синоптики дали гарантию благоприятной погоды.

Оптимистический прогноз погоды оправдался, но заключительные предстартовые операции пришлось приостановить из-за возникшей утечки жидкого водорода через наземную систему пополнения испаряющегося окислителя. Трое техников немедленно прибыли на стартовую площадку и быстро подтянули неисправный клапан.

После тринадцатиминутной отсрочки командир корабля Фредерик Грегори, наконец, радировал в центр управления запуском: - "Атлантис" готов, мы горим желанием лететь." В 18 час. 44 мин. по местному времени (в 23 час. 44 мин. по Гринв.) корабль оторвался от стартовой площадки. Это был 7-й пуск "Шаттла" в ночных условиях.

После двух минут полета твердотопливные ускорители отделились от корабля и приводнились в Атлантике.

По заявлению НАСА, советский пилотируемый комплекс "Мир" прошел в непосредственной близости от траектории выведения "Атлантиса".

"Шаттл" оставался в поле зрения присутствующих на космодроме наблюдателей в течение 7 с половиной минут, пока не достиг дальности 920 км от места старта. Директор НАСА Ричард Трули выразил удовлетворение успехом последнего в этом году старта.

Два часа спустя, главный оператор центра управления полетом Джон Каспер поздравил всех с благополучным началом полета и пожелал успеха экипажу.

25 ноября. Вскоре после выхода на орбиту (360 км) экипаж "Атлантиса" начал подготовку к выводу спутника DSP. В 06 час. 03 мин, по Гринв. спутник, прозванный экипажем "Либерти", был вытолкнут пружинными устройствами из грузового отсека. "Атлантис" в это время выполнял пятый виток и находился восточнее Гавайских островов. В 07 час. 03 мин. по Гринв., после отхода корабля на безопасное расстояние, произошло включение первой ступени межорбитального буксира IUS. Начало работы второй ступени буксира намечалось на 12 час. 17 мин. по Гринв. Все операции прошли успешно и через 22 мин. после зажигания вторая ступень буксира отделилась от спутника DSP, благополучно вышедшего на стационарную орбиту.

Первоначальные проверки показали отличную работу всех систем аппарата. Тем не менее, прежде чем подключится к действующей системе раннего предупреждения, спутник будет испытываться на орбите около месяца.

Во второй половине дня астронавту Т.Хеннену предстояло начать оптические наблюдения, предусматривающие поиск примерно 30 наземных целей. О большинстве из них ничего не сообщается. Среди объявленных - Форд Айленд (шт.Гавайи) и г.Претория (Южная Африка). Хеннен многие месяцы готовился к этой работе, анализируя снимки из космоса и тренируясь в имитаторе. Его опыт работы в системе космической разведки составляет 18 лет.

Другой подобный эксперимент входит в задачу Марио Ранко. "Мы; хотим выяснить, насколько эффективно сможет интерпретировать увиденное из космоса хорошо тренированный специалист" - сказал подполковник Дж. МакЛерой, представитель командования космических систем ВВС США. По словам официальных представителей, во время полета специально ничего не будет предприниматься, чтобы облегчить поставленную перед астронавтами задачу.

Судя по некоторым сообщениям, целями наблюдений экипажа будут отдельные армейские подразделения, танки, тягачи, корабли и самолеты, маневрирующие на Земле. Первая возможность начать наблюдения появилась у экипажа раньше запланированного времени. С.Масгрейв радировал в Хьюстон: - Мы сейчас отлично видим Оман, Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Рабочий день экипажа приходится в основном на ночное время, в то время как отдыхают астронавты днем.

Программа сегодняшнего дня также предусматривала тренировки двух астронавтов с вакуумным контейнером, вызывающим прилив крови к нижней части тела. (См. статью "Автопилот" для Шаттла"). С целью расширения исследований в области космической медицины НАСА заранее увеличило планируемую длительность полета СТС-44 с четырех до десяти дней. Если "Атлантис" возвратится на Землю 4 декабря - это будет второй по длительности полет "Шаттла".

26 ноября. Первая пробная попытка Т.Хеннена провести наблюдения базы ВМС Форд Айленд в бухте Перл Харбор (шт.Гавайи) вечером 25 ноября не увенчалась успехом из-за неисправности систем компьютерной памяти, не сохранившей видеоданные. После более точного подключения кабелей электропитания и повторного включения системы, утром 26 ноября он смог обнаружить три из четырех заданных целей. Хеннен сообщил оператору ЦУП, что, по всей видимости, блок оповещения о захвате цели работает хуже, чем предполагалось, но это не мешает опознавать необходимее объекты. Он не смог обнаружить Преторию (ЮАР), но наблюдал г.Кампонг (Камбоджа), г.Хараре (Зимбабве) и остров Диего-Гарсия в Индийском океане - одном из главных районов сосредоточения американских войск во время войны в Персидском Заливе.

Камера, используемая Хенненом, оснащена компьютерным управлением. Она разработана в рамках проекта "Терра Скаут" и предназначена для будущих разведывательных спутников.

Астронавт М.Ранко начал эксперимент "М88-1". Его цель - проверка возможности наблюдать происходящее на Земле невооруженном глазом, а также с помощью камеры с телеобъективами и биноклей.

В ходе своей работы экипаж столкнулся с множеством трудностей, обусловленных невесомостью. "Здесь работать значительно труднее (чем на Земле) работать здесь"- сказал Д. Восс,- невозможно удержать возле себя все необходимое для работы". По переданным на Землю телекадрам видно, с каким трудом астронавты пользовались контейнером для создания отрицательного давления в ногах.

Сегодня же около 07 час. 00 мин. по Гринв., когда экипаж готовился ко сну, "Атлантис" прошел примерно в 37 км от советской орбитальной станции "Мир". Это произошло во время полета над южной частью Атлантического океана. В Хьюстон была передана видеозапись с борта "Шаттла" советской станции "Мир" в виде быстро двигающегося яркого пятна, длительностью 3 мин. 20 сек. Д.Восс сказал, что все члены экипажа через иллюминаторы видели "Мир" значительно лучше, чем она получилась на пленке. Позднее выяснилось, что М.Ранко снял также "Мир" специальной военной камерой, которую он испытывал на орбите.

27 ноября. Во второй половине дня 26 ноября предполагалась еще одна серия наблюдений в рамках эксперимента "Терра Скаут". Во время прохождения над Мысом Канаверал Хеннену предстояло провести съемку специальных целей с черним и белым покрытием. Планировалось также наблюдение г.Брисбен (Австралия), посольского комплекса США в Маниле и вулкана Пинатубо (Филиппины). Во всех случаях сильная облачность мешала наблюдениям.

На борту "Атлантиса" был начат эксперимент, оценивающий уровень радиации в отсеках корабля.

В начале третьего рабочего дня руководитель полета Фил Энгелауф сказал, что на борту не зарегистрировано значительных неполадок. - Мы действуем точно по графику, работы с полезной нагрузкой идут хорошо,-- сообщил он.

М. Ранко продолжил выполнение эксперимента "М88-1". По его информации, он обнаружил 34 корабля, но не сумел, вопреки надеждам, определить тип судов, стоявших на якоре в бухте Перл Харбор.

Министерство обороны не предоставляет корреспонденции исчерпывающей информации о ходе военных экспериментов, в частности, достигается ли необходимое разрешение на снимках. Т.Хеннен избегает появления перед телекамерами с развернутыми картами и планами заданных целей, а его переговоры с центром управления полетом часто засекречиваются. Тем не менее известно, что Ранко и Хеннен выражали беспокойство по поводу качества стекол иллюминаторов, через которые они вели съемку. Оба астронавта должны были вести наблюдения по очереди из-за небольшой площади окон кабины.

28 ноября. Во время приближения "Атлантиса" (вечером 27 ноября) к острову Мидвей Айленд, командиры расположенных там войсковых частей по радио запросили Ранко опознать две взлетных полосы, здания, танковые ангары и самолеты. Ранко вскоре ответил, что какие-либо самолеты в заданном районе отсутствуют. После этого армейские представители сообщили, что самолетов действительно не было, и это лишь не сработавшая уловка. Позднее Ранко пытался заснять территорию Гондураса, полуостров Юкатан (Латинская Америка) и Мыс Канаверал, но всякий раз мешала облачность.

Астронавты обычно имеют менее одной минуты на фокусировку фотообъектива на необходимый район. По словам представителя командования космических систем ВВС США Дж. МакЛероя, Хеннену удавалось отслеживать около 77% заданных целей, но еще нельзя сказать насколько эти данные пригодны для практического использования.

Облака и дымка 27 ноября в очередной раз помешали Хеннену снять г.Брисбен (Австралия), а из-за путаницы со снаряжением была пропущена съемка острова Вознесения в Индийском океане. - Я надеюсь, погода все же начнет улучшаться,- сказал Хеннен. Учитывая эту возможность, исследователи ежедневно меняют особые знаки на Мысе Канаверал, напоминающие огромные детские классики. Так участок взлетной полосы там расчерчен на 12 квадратов. В восьми из них лежат круглые полиуретановые диски разменом - от 90 см до 24 м в диаметре. "Это что-то вроде здоровенной таблицы для проверки зрения",- объясняет участник эксперимента Барри Митчел из института технических исследований в Атланте (шт.Джорджия) ,- если астронавты видят их, вы можете быть уверены, что это - не догадка". К концу суток 27 ноября Т.Хеннен должен был наблюдать заброшенную железную дорогу в Западной Австралии и летное поле вблизи г.Габарон (Ботсвана). Ранко наблюдал базу ВВС Никем в г.Оаху (шт.Гавайи) и Малаккский пролив (Малайзия).

27 ноября на "Атлантисе" вышел из строя тренажер "бегущая дорожка", что вынуждает медиков на Земле требовать от астронавтов интенсивных занятий приседаниями.

Сегодня рабочий день экипажа начался в 10 час. 44 мин. по восточному времени США (14 час. 44 мин. Гринв.). Астронавты отметили традиционный в США День Благодарения. Из ЦУПа их поздравили родственники. На борту имелась специально законсервированная жареная индейка под соусом - обычное в этот день праздничное блюдо. Но из-за напряженного графика работы в начале дня астронавтам пришлось завтракать "на лету". Время праздничного обеда перенесли на вторую половину дня.

28 ноября астронавты сообщили об утечке воды из системы peгулирования влажности. Была включена дублирующая система, а экипаж вынужден был убирать воду с нижней палубы.

Среди целей для наблюдения были г.Манагуа (Никарагуа) и база ВВС Макдил вблизи г.Тампа (шт.Флорида). В рамках эксперимента "М88-1" предусматривалось наблюдение шести целей, одна из них - в Австралии под названием "Индюшачий залив"'. С 27 по 28 ноября четыре из семи районов наблюдения оказались затянутыми облаками, два были закрыты частично и лишь об одном астронавты не упоминали. Вероятно, в данном случае съемка шла без проблем. Работу осложнили также неполадки ультракоротковолнового передатчика, обеспечивающего секретность переговоров с Землей.

29 ноября. Вчера в 22 час.15 мин. по Гринв. ЦУП отдал приказ экипажу "Атлантиса" немедленно провести маневр коррекции орбиты. Через считанные минуты Ф.Грегори на 7 сек. включил кормовые двигатели ориентации "Шаттла". Маневр был выполнен для уклонения от встречи с верхней ступенью советской РН, доставившей на орбиту спутник "Космос-851" в 1976 г.

По нашим данным, спутник "Космос-851" был запущен ракетой-носителем "Восток" с космодрома Плесецк 27 августа 1976 г. на орбиту с параметрами: апогей - 648 км, перигей - 592 км, наклонение - 81 град.

Третья ступень РН "Восток", остающаяся на орбите, представляет собой цилиндр длиной - 10 м и диаметром - 2,58 м.

Сближение двух аппаратов до 6,5 км должно было произойти через 2 час. после начала очередного периода отдыха экипажа. Однако за одиннадцать часов до максимального сближения в Хьюстоне было получено предупреждение из Центра противокосмической обороны Северной Америки (НОРАД) в г.Колорадо-Спрингс (шт.Колорадо). В течение часа операторы ЦУП в Хьюстоне рассчитали необходимые для маневра параметры, и руководитель полета Фил Энгелауф отдал приказ о коррекции орбиты. В результате чего "Атлантис" разошелся с отработанной ступенью на расстоянии примерно 38 км. Подобная же ситуация имела место в сентябре этого года (См. HK ?4 стр.4.)

США. "Автопилот" для "Шаттла"

В настоящее время возникла необходимость внедрения к 1993 г. в арсенал средств управления кораблей типа "Space Shuttle" автоматической системы посадки. "Существуют преимущества как у компьютерной, так и у ручной систем управления",- говорит пилот "Шаттла" Джеймс Уэзерби, ответственный за эту работу.

Директор отдела пилотируемых пилотов НАСА Уильям Ленуар сообщил на прошлой неделе, что он распорядился провести испытания автоматической системы посадки "Шаттла" в ходе одного из полетов в 1993 г. Это делается в целях подготовки к челночным полетам длительностью до месяца, которые могут снизить работоспособность экипажей.

Медицинские исследования показывают, что астронавты могут оказаться не в лучшей форме для пилотирования при приземлении после длительных полетов. По словам Ленуара, даже сейчас, после менее чем полуторанедельных полетов, некоторые астронавты оказываются неработоспособными. Он добавил, что никто, правда, сознания не терял.

Состояние невесомости вызывает прилив крови к верхней части тела. Гравитация, напротив, приводит к резкому оттоку крови к ногам, и в результате скачка давления у многих развивается головокружение. Астронавты пытаются избежать этого, выпивая большое количество соленой воды перед посадкой. В двух предыдущих полетах они также проводили по нескольку часов в вакуумном контейнере, вызывающим отток крови к ногам.

По программе СТС- 44 продолжатся эксперименты по исследованию перепада давления в организме человека. Астронавт Т.Хенрикс будет первым пилотом "Шаттла", которому придется носить на теле датчики кровяного давления во время спуска с орбиты.

Советские космонавты, возвращаются на Землю в спускаемом аппарате корабля "Союз", оснащенном парашютами. На этом участке полета им не требуется искусство пилотирования.

Бывший командир "Шаттла" О'Коннор выражает беспокойство по поводу увеличения продолжительности полетов Шаттлов. Сейчас рекорд длительности пребывания на орбите челночного корабля составляет 10 дней 21 час. Следующим летом НАСА планирует тринадцатидневный полет. "Я бы не чувствовал себя хорошо после 13-дневного полета,- говорит О'Коннор, совершивший в июне этого года девятидневный полет. - Мы должны увеличивать длительность полетов осторожно".

К концу этого столетия планируется введение в действие постоянной космической станции. И тогда в США пилотируемые полеты будут продолжаться по нескольку месяцев. По всей вероятности, средством доставки астронавтов на станцию и обратно будут "Шаттлы". По словам Уэзерби, еще одним доводом в пользу внедрения автоматической системы посадки может стать необходимость возвращения "Шаттла" со станции на Землю экипажа, в случае возникновения неполадок на нем.

В течение ближайших месяцев НАСА предполагает решить в каком из полетов при посадке будет испытываться автопилот. В настоящее время все 4 "Шаттла" оснащены автоматической системой посадки, однако в существующем варианте она лишена способности управлять тормозами, а также самостоятельно выпускать шасси. Вероятно, обе эти функции могут быть внесены в систему.

Автопилот, который управляется радиосигналами с Земли, испытывался в реальных полетах лишь дважды. Во время полета по программе СТС-2 Джо Энгл ненадолго переключился на автопилот, но вновь взял управление на себя на высоте 300 м. Во время полета по программе СТС-3 компьютеры управляли спуском "Колумбии" до высоты 65 м, но когда Джек Лусма переходил на ручное управление, возникло осложнение из-за столь позднего переключения. Вероятность такой ситуации, как предполагает Уэзерби, потребует от экипажей еще больших, а не меньших отработок приземления. "Компьютеры всегда наготове, но они не могут делать все на свете,- говорит он, - человек всегда будет необходим."

АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ.

США. Встреча с обломком космического аппарата?

22 ноября. Американские ученые внимательно следят за з