Пилотируемые космические корабли "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ"
на три из шести замков, т.е. стык полураскрылся. По мере набора тяги двигателя блока И оставшиеся замки ломались, и на 290,6-й с стык раскрылся. Процесс был нерасчетным и привел к большим возмущениям: угловые скорости до 20 њ/с по крену и до 5 њ/с по двум другим каналам. Соответственно набирались возмущения по углам, и, как только снялась блокировка параметра "концевые контакты" (вводится на время разделения ступеней), была сформирована команда "авария". Причиной же ложной команды на замки стало подрабатывание реле в СУ РН. По результатам анализа проводились соответствующие доработки в СУ РН. Анализ полета показал также, что в этом аварийном случае экипаж при спуске испытал максимальную перегрузку 21,3 вместо расчетной около 15. Причина оказалась в том, что система управления спуском из-за вращения блока И получила смещение относительно вертикальной плоскости и аппарат летел не с положительным, а с отрицательным аэродинамическим качеством. В силу опасности таких режимов принимается решение об использовании в аналогичных случаях баллистического спуска. 16 октября 1976 года при посадке корабля "Союз-23" (космонавты В.Д. Зудов и В.И. Рождественский) спускаемый аппарат приводнился на озеро Тенгиз, что само по себе было допустимо, но резко усложнило работу по эвакуации экипажа и аппарата. Неожиданно после посадки произошел несанкционированный отстрел крышки контейнера запасной парашютной системы. Анализ причин показал, что часть контактов внешних разъемов оставалась под напряжением, соленая вода озера привела к образова?нию ложных цепей и, как следствие, к ложной команде. Проведенные мероприятия исключили возможность появления напряжения на внешних разъемах после посадки. В полете корабля "Союз-33" (космонавты Н.Н. Рукавишников и Г. Иванов), который стартовал 10 апреля 1979 года, при сближении со станцией отказал основной двигатель корабля. Сложилась крайне тяжелая ситуация: для выбора режима торможения надо было знать причины и последствия отказа, на что требовалось время, а корабль имел ресурс полета около трех суток. Созданную министром С.А. Афанасьевым комиссию возглавил В.
П. Глушко, его заместителем был главный конструктор Ю.
П. Семенов. Специалисты КБ ХИММАШ (В.Н. Богомолов) и НПО "Энергия" при участии ЦНИИМАШ и представителей заказчика вели анализ и эксперименты круглосуточно. Работами практически руководили Ю.
П. Семенов и В.Н. Богомолов. Телеметрическая информация оказалась недостаточно информативной, поскольку использовались записи запомина?ющего устройства. Тем не менее удалось определить причину аварии, воспроизвести отказ: вышел из строя газогенератор, питающий турбонасосный агрегат (отказ типа прогара). При этом было возможным нарушение контура резервного двигателя в результате выброса окислителя (азотная кислота). В этой трагической ситуации после ряда обсуждений принимается решение: осуществить спуск на резервном двигателе. При выдаче 12 апреля 1979 года тормозного импульса резервный двигатель работал с недобором тяги, а сам импульс был выдан не полностью. Сказались последствия отказа. Однако корабль благополучно осуществил посадку, хотя и со значительным перелетом. По результатам анализа доработали конструкцию газогенератора, реализовали меропри?ятия технологического плана и уточнили бортовую документацию по порядку включения и контроля двигателя.
3 июня 1980 года при посадке корабля "Союз-35" (космонавты В.Н. Кубасов, Б. Фаркаш) не произошел запуск двигателей мягкой посадки. Энергию удара восприняли амортизаторы кресел. Перегрузки на экипаж были предельно допустимыми (около 30 ед.). Анализ показал, что система "Кактус" (посадочный высотомер) не выдала команду на двигатели. Причина состояла в неправильной установке пробки излучателя. По результатам анализа была доработана конструкция излучателя и уточнена эксплуата?ционная документация. Мероприятия, реализованные в результате указанных нештатных ситуаций, послужили делу дальнейшего совершенствования корабля и повышению надежности полетов.
Работы по космическому кораблю "Союз" имели принципиальное значение для предприятия, космической отрасли промышленности и отечественной космонавтики в целом. Был создан надежный пилотируемый корабль, способный выполнять автономные полеты в исследовательских целях и, главное, обеспечивать эксплуатацию долговременных орбитальных станций типа "Салют" и "Алмаз". Корабль "Союз", при создании и отработке которого были использованы прогрессивные технические решения, послужил базовой моделью для разработки целого семейства пилотируемых кораблей, в том числе для исследования Луны и грузовых кораблей для снабжения станций.4. Космические корабли. Лунные программы и орбитальные станции
9 сентября 1977 года для стыковки с только что выведенной на орбиту станцией "Салют-6" стартовал корабль "Союз-25" (космонавты В,В. Коваленок, В.В. Рюмин). Сближение со станцией проходило нормально, все системы корабля работали без замечаний, На расстоянии 100 метров командир корабля перешел на ручное управление. На дальности менее одного метра экипаж корабля ошибочно оценил ориентацию станции как недопустимую для стыковки, в то время как автоматическая система ориентации станции работала нормально, отвел корабль на расстояние 25 метров и выключил "Иглу". Затем командир корабля вручную выполнил три неудачные попытки стыковки с нештатно работавшей телевизионной системой. На корабле заканчивался запас топлива, и он завис в опасной близости от станции "Салют-6". И только после этого случая было принято, наконец, решение сделать основным режимом стыковки автоматический, а ручной режим использовать как дублирующий, что побудило развивать на базе накопленного опыта как технические (бортовые), так и тренажерные средства.
В дальнейшем ручной режим стыковки не раз выручал в критических ситуациях. Так, в июне 1985 года к станции "Салют-7", аварийной и потерявшей управление, с целью инспекции и ремонта был направлен корабль "Союз Т-13" (космонавты А.В. Джанибеков, В.
П. Савиных). Так как пассивная часть радиотехнической системы сближения "Курс" не работала из-за отсутствия электроэнергии на станции, то дальнее сближение с расстояния 7 км производилось в ручном режиме. Ручное причаливание закончилось удачной стыковкой. Затем в 1986 году к станции "Салют-7" была направлена еще одна экспедиция на корабле "Союз Т-15" (космонавты Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев), которая, стартовав со станции "Мир", удачно провела в ручном режиме сближение и стыковку. Ручное управление особенно проявилось в телеоператорном режиме управления стыковкой грузовых кораблей, когда космонавты находятся в космической станции и по межбортовой командной линии управляют приближающимся кораблем. В процессе эксплуатации кораблей имели место четыре серьезные нештатные ситуации, две из которых привели к невыполнению программы полета.
5 апреля 1975 года состоялся пуск РН с кораблем "Союз" (заводской ? 39, в прессе объявлен не был, порядкового номера не получил). В момент запуска III ступени произошла авария: по параметру аварийности "концевые контакты" примерно на 295-й с была выдана команда "авария". Система аварийного спасения действовала по предусмот?ренной логике, и спускаемый аппарат приземлился в горном районе Монголии на границе с Китаем, недалеко от границы с СССР. Космонавты О.Г. Макаров и В.Г. Лазарев были спасены.
Анализ причин аварии показал, что на 288,6-й с полета одновременно с выключением двигателя II ступени системой управления РН была выдана ложная (раньше времени) команда на раскрытие поперечного стыка хвостового отсека III ступени (блока И) и только
Космический корабль "Союз-31" в полете со станцией "Салют-6"
Б.Е. Черток, Е.В. Шабаров, Ю.
П. Семенов, К.Г Горбатенко у обелиска покорителям космоса на космодроме Байконур
192