Российский исторический журнал "РОДИНА"
? 12, декабрь 2009
ПРОЕКТ "ОДИССЕЙ"
Виктор ЛЕГОСТАЕВ,
доктор технических наук
Идею старта больших ракет с морского судна нельзя назвать новой. Еще С.П.Королев предлагал подобное решение в 1960-х годах. Однако в силу экономических, политических и технических обстоятельств это предложение не было осуществлено.
Четыре компании, не нуждающиеся в рекламе, из четырех стран мира договорились решать эту проблему совместно. В этом глобальном международном проекте фирма "Кварнер" (Норвегия) взяла на себя задачу создания основных плавучих средств; КБ "Южное" (Украина) - создание двухступенчатой ракеты "Зенит"; РКК "Энергия" (Россия) - создание третьей ступени для ракеты "Зенит" (после чего ракета получила название "Зенит-3SL") и разработку оборудования для подготовки запуска ракеты и для получения телеметрической информации при подготовке к запуску и при полете ракеты; фирма "Боинг" - изготовление головного обтекателя, создание порта базирования кораблей и базы для хранения элементов ракет и полезного груза.
Все элементы комплекса морского базирования подчинены одной задаче: запуску спутников на околоземную орбиту из наиболее удобной для этой цели точки. Средства старта подвижные, поэтому полигон может размещаться в любой точке водной поверхности и менять свое положение в зависимости от потребности заказчика.
Не менее важным фактором является всеазимутальность запуска ракеты. Например, из экваториальной зоны Тихого океана запуск возможен в любом направлении.
Высокая эффективность запуска ракеты "Зенит-3SL" с экватора обусловлена двумя факторами.
Во-первых, на экваторе ракета получает линейную скорость от вращения Земли вокруг своей оси в полтора раза большую, чем при запуске с космодрома Байконур.
Во-вторых, и это самое главное, не требуется проведение дополнительных орбитальных маневров для перевода орбиты в плоскость экватора, что приводит к большой экономии топлива.
Основой для создания стартовой площадки послужила самоходная платформа для добычи нефти. Ее назвали "Одиссей".
Сегодня стартовая платформа (СП) представляет собой грандиозное сооружение: 133 м в длину, 67 м в ширину и 62 м в высоту. Ее водоизмещение 46000 т. Такая мощная конструкция необходима для того, чтобы при запуске ракеты уменьшить амплитуду колебаний платформы. Дизельный двигатель мощностью 12000 л. с. обеспечивает транзитную скорость платформы 12 узлов.
Стартовая платформа оборудована всем необходимым для установки ракеты "Зенит-3SL"на стартовый стол, обеспечения проверки систем и оборудования ракеты и блока полезного груза (БПГ) перед стартом, заправки ракеты топливом и ее старта.
На платформе установлено современное навигационное оборудование, оборудование для управления перемещением платформы. Внутренняя система связи и телевидения обеспечивают проведение испытаний систем и подготовку ракеты к старту. Аналогичными системами оборудовано сборочно-командное судно (СКС).
После того, как экипаж покинет платформу, управление подготовкой старта ведется с СКС.
В трюмах корабля можно одновременно перевозить и хранить до трех ракет. Здесь производится сборка составных частей ракеты, стыковка ракеты с головным обтекателем и полезным грузом, полная техническая проверка всех систем ракеты-носителя и полезного груза.
Далее ракета будет перевезена на стартовую платформу, а задачами корабля останутся: автоматизированное управление подготовкой ракеты к пуску, подача команды на пуск, автоматизированное управление полетом, сбор, регистрация, автоматизированная обработка и оценка телеметрической информации, получаемой от всех составных частей ракетного комплекса.
Особое внимание при разработке проекта "Морской старт" уделялось его конкурентоспособности. В этой связи в качестве ракеты-носителя была выбрана ракета "Зенит". Она была разработана в 1985 году в СССР с возможностью полной автоматической подготовки к пуску. Основные комплектующие, такие как система управления и двигатели первой ступени, разработаны в России. Двухступенчатая ракета может вывести на низкую экваториальную орбиту 24 т полезного груза.
Обновленный ракетный комплекс из трех ступеней получил название "Зенит-3SL". Поскольку этот комплекс запускается с подвижной стартовой платформы морского базирования, ее элементы прошли определенную модернизацию с учетом условий запуска с поверхности океана.
Недалеко от Лос-Анджелеса, в порту Лонг Бич, построен береговой комплекс. Отсюда отправляются корабли к месту старта. Сюда же они возвращаются после запуска. По установленному сценарию собранная с головным блоком и прошедшая испытания ракета перегружается из СКС на СП в порту. Однако в будущем перегрузка ракеты будет производиться непосредственно в океане.
Первый старт был проведен 28 марта 1999 года. Выйдя из базового порта, стартовая платформа и сборочно-командное судно направились почти в центр Тихого океана в район острова Рождества.
По прибытии в точку старта платформа принимает полупогруженное положение. Она утапливается на глубину 21,5 м с целью увеличения ее устойчивости и демпфирования в момент старта.
В точке старта два корабля некоторое время стоят рядом. Для синхронизации их взаимного движения управление платформой по курсу и перемещению ее центра масс осуществляется с СКС с использованием командной радиолинии, установленной на обоих кораблях. Такое управление позволяет стартовой команде безопасно перемещаться по телескопическому мосту и предотвращает взаимное соударение кораблей.
Ракету, уложенную в ангаре на специальный установщик, начинают готовить к старту. После окончания предварительных работ по подготовке к старту бортовой расчет и экипаж платформы переходят на СКС. Десятки компьютеров включены в процесс управления и проверки бортовых систем ракеты, которой предстоит стартовать, и систем ракетного сегмента, которые обеспечивают заправку ракеты и проверку ее окончательной готовности.
Дальнейшая подготовка к старту, включая заправку ракеты и сам старт, будут управляться с СКС.
Корабль отходит в безопасную зону, а платформа занимает стартовое положение.
В период завершения подготовки к пуску и самого пуска корабль располагается на расстоянии 5-8 км от платформы. Это расстояние было выбрано по соображениям безопасности и необходимости обеспечить радиоуправление между кораблями.
Момент старта, несмотря на кратковременность этого периода, является самым энергетически напряженным моментом по своему воздействию на платформу.
Были приняты меры, настолько хорошо стабилизирующие горизонтальное положение платформы, что момент старта ракеты и ее уход со стартового стола для платформы остаются практически незамеченными.
После старта бортовой расчет и экипаж платформы вновь переходят на платформу, и оба судна возвращаются в базовый порт.
"Морской старт", несомненно, является одним из самых грандиозных проектов XX века. Он неоднократно обсуждался в ходе работы российско-американской совместной комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству и получил поддержку глав правительств двух государств. Проект включен в российскую федеральную программу.
|