Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/rus/news/news-2009/public_03-25.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 05:56:08 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: ion drive
РКК "ЭНЕРГИЯ" - НОВОСТИ

новости
  на главную

English
   

Интервью Президента, Генерального конструктора
РКК "Энергия " им. С.П. Королева В.А. Лопоты
информационному агентству Интерфакс-АВН

Виталий Лопота: "После прекращения полетов "шаттлов" доставку экипажей на МКС смогут обеспечить российские "Союзы"

Виталий Александрович ЛопотаНа Байконуре завершается подготовка к старту космического корабля "Союз ТМА-14" с экипажем очередной экспедиции на МКС. Всего в 2009 году стартуют четыре "Союза", что в два раза больше, чем в прошлом году. После 2010 года, когда в США прекращают летать "шаттлы", именно на российские пилотируемые космические корабли "Союз", создаваемые Ракетно-космической корпорацией "Энергия" имени С.П. Королева, ляжет основная нагрузка по смене экипажей на МКС. О планах корпорации рассказывает ее президент, генеральный конструктор Виталий Александрович ЛОПОТА.

- Виталий Александрович, насколько увеличится нагрузка на российские грузовые корабли "Прогресс" и пилотируемые "Союзы" после 2010 года?

- Корабли "Союз" и "Прогресс", которые создаются нашей корпорацией, за многолетнюю историю их полетов зарекомендовали себя как надежные транспортные средства обслуживания орбитальных станций. При этом "Союзы" обладают подтвержденной многолетней эксплуатацией возможностью работать на орбите в составе станции в течение порядка 200 суток. Сегодня и в ближайшем будущем это не может обеспечить ни один пилотируемый корабль в мире.
После прекращения в 2010 году полетов "шаттлов" доставка экипажей на МКС, включая американских астронавтов, может осуществляться с использованием наших кораблей "Союз ТМА". И это, по-видимому, сохранитcя до ввода в эксплуатацию нового пилотируемого американского корабля "Орион", что произойдет, как ожидается, не ранее 2016 года.
В соответствии с действующими планами и контрактами, в два раза, с двух до четырех в год, увеличивается количество запусков кораблей "Союз ТМА" в 2009-м, 2010-м и 2011-м годах.

- А какие планы по производству кораблей и их запуску после 2011 года?

- НАСА в настоящее время не заказало услуги кораблей "Союз" и "Прогресс" после 2011 года. В крайнем случае, США могут обратиться к России в 2009 году по заказу космических услуг на 2012 год. Когда новый контракт будет заключен, можно будет говорить о дополнительной нагрузке на российские корабли.
Кроме того, необходимо принимать во внимание и возможности использования других транспортных средств. Так, в 2010 году планируется полет к МКС второго европейского автоматического транспортного корабля ATV, получившего наименование "Иоганн Кеплер", для которого корпорация "Энергия" поставляет такие важнейшие системы и агрегаты, как система дозаправки станции, стыковочный узел и система управления ими в полете.
Предполагается использование по программе МКС и японского автоматического грузового корабля HTV. Его первый испытательный полет запланирован на 2009 год.
В США космические транспортные средства разрабатываются также на коммерческой основе. Но пока эти средства еще не имеют летной сертификации и не готовы к регулярным полетам.

- Сможет ли отрасль обеспечить производство ракет-носителей для кораблей "Прогресс" и "Союз" в условиях увеличения количества их запусков по программе МКС?

- Производственные возможности отрасли, задействованные в изготовлении и обеспечении запусков кораблей "Прогресс" и "Союз", в том числе и по используемым ракетам-носителям, учтены в планах и выделяемых ресурсах. Выполнение обязательств России по программе МКС гарантировано на правительственном уровне, и над их осуществлением мы работаем.

- На каком этапе находится работа по созданию космического корабля нового поколения?

- Работа по созданию космического корабля нового поколения в предконтрактной стадии. Проведены предварительные проектные работы по определению облика пилотируемого транспортного корабля нового поколения, в которых рассмотрены различные формы возвращаемого аппарата. В частности, оценены характеристики кораблей, имеющих сегментно-коническую форму, а также спроектированных по схемам "несущий корпус", крылатая и трансформируемая. Все эти формы возвращаемого аппарата корабля имеют свои достоинства и недостатки.
Рассматривались возможность полета экипажа численностью шесть человек, а также расширение функций корабля по доставке и возвращению грузов, обеспечению высокоточной посадки на территории Российской Федерации, выполнению не только околоземных полетов, но и дальних космических.
Кроме новых технических требований, к кораблю были выставлены и экономические требования. Предполагается возможность многоплановой эксплуатации корабля, в связи с чем он должен быть более эффективным, чем корабли "Союз ТМА".
В поисках наиболее оптимальных схем прорабатывалась возможность создания корабля совместно с Европейским космическим агентством. Были проведены совместные встречи с представителями европейских разработчиков.
В настоящее время Роскосмос объявил конкурс на разработку корабля. По его результатам можно будет приступить к эскизному проектированию.

-Нет ли опасения, что в связи с мировым финансовым кризисом намеченные сроки создания нового корабля придется серьезно корректировать?

- Финансирование работ Роскосмосом по созданию пилотируемого транспортного корабля нового поколения предполагается в требуемом объеме. Но время течет очень быстро. Уже март, и потребуются громадные усилия всей кооперации предприятий и организаций-соисполнителей, чтобы затем при наличии финансирования уложиться в намеченные сроки.
Создание перспективного ракетно-космического комплекса с пилотируемым кораблем нового поколения предусматривает одновременное проведение работ и по составным частям вновь создаваемой наземной космической инфраструктуры.
В условиях кризиса не исключено, что привлекательность труда в наукоемкой ракетно-космической промышленности для высококвалифицированных кадров возрастет. Такие тенденции наблюдаются. Будем надеяться, что это, как и прежде, станет одним из доминирующих векторов для трудоустройства классных специалистов и молодежи. А это, безусловно, должно помочь нам решить задачу выполнения всего объема работ в необходимые сроки.

- Есть ли планы начать проектирование новой орбитальной станции, которая должна будет функционировать после 2020 года, когда завершится эксплуатация МКС?

- Планы по новой орбитальной станции будут определены при формировании Федеральной космической программы на 2011-2020 годы. Сейчас идут подготовительные работы.
Но, безусловно, уже сейчас ясно, что в новых проектах нужно использовать весь опыт и "уроки" МКС, как в части проектирования, определения задач и целевого использования, так и установления форм интеграции в международные космические программы с учетом места и роли в межпланетной инфраструктуре.

- Каковы планы "Энергии" по производству разгонных блоков ДМ?

- Корпорация "Энергия" как головная организация изготавливает в кооперации с российскими предприятиями ракетно-космической отрасли разгонные блоки для выведения различных космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты. Эти блоки работают на экологически чистых компонентах топлива - жидком кислороде и керосине. Они имеют многолетнюю статистику эксплуатации, подтверждающую их высокие технические и эксплуатационные характеристики. Более того, многие технические решения, разработанные и использующиеся на блоках типа ДМ, находят воплощение и в других разгонных блоках отечественных и зарубежных разработчиков.
Основными потребителями разгонных блоков являются Роскосмос и Минобороны РФ, а также компании "Си Лонч" (по программе "Морской старт" - ИФ) и "Международные космические услуги" (по программе "Наземный старт" - ИФ).
На ближайшие два года сформирован портфель заказов по этим программам, и корпорация "Энергия" эти планы намерена, безусловно, выполнять.

Оригинал интервью.

 

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru