Гигантский скачок в развитии микроэлектроники, массовое
внедрение микропроцессоров, распространение космических
технологий, доступность элементов космических систем позволяют
решить широкий спектр актуальных задач с помощью микроспутников
(МС), которые могут найти применение в сферах спутниковой
связи, дистанционного зондирования Земли, космической физики
и технологии, образования и т.д. На реализацию этой возможности
направлена долговременная космическая программа научно-образовательных
микроспутников (Программа МС).
Участие школьников в работах по реализации проектов микроспутников
под непосредственным руководством ученых и конструкторов
будет способствовать совершенствованию системы среднего
и высшего образования и наиболее эффективному решению проблем
подготовки будущих специалистов космической индустрии.
Школьники принимают участие в следующих работах:
- изучение вопросов реализации проектов в части баллистики,
радиотехники, вычислительной техники, теплофизических
процессов, мониторинга процессов на Земле и в космосе
и т.д.;
- изучение и наблюдение производственных процессов создания
спутника;
- прием и обработка научно-технической информации, получаемой
от спутника из космоса.
Первым из научно-образовательных МС указанной Программы
является МС "Колибри", в разработке и изготовлении
которого использованы средства, выделенные двумя австралийскими
школами, научными, производственными организациями России
- участниками проекта.
Вклад РКК "Энергия" им. С.П. Королева заключается
в выполнении работ по интеграции МС "Колибри"
с Международной космической станцией (МКС), включая доставку
на орбиту и запуск спутника в открытый космос, а также в
обеспечении участия в проекте необходимых специалистов Корпорации.
Основные научные задачи МС "Колибри" - изучение
процессов, связанных с внезапным возрастанием интенсивности
потоков солнечных космических лучей, влияющих на состояние
радиационных поясов Земли, с выбросами с поверхности Солнца
плазменных облаков, взаимодействующих с магнитосферой Земли
и вызывающих резкие изменения магнитного и электрического
полей в ионосфере и на поверхности Земли.
Участие в проекте "Колибри" школьников России
и Австралии предопределило его дополнительную научную задачу
- сравнительное исследование околоземного космического пространства
над территориями высокоиндустриальной Европы и менее подверженной
техногенным воздействиям Австралии.
|
|