Для подтверждения правильности предложенных технических
решений по компоновке, доработкам конструкции и оборудования
спускаемого аппарата (СА) были проведены тщательное объемное
макетирование корабля и испытания доработанных и новых систем
и агрегатов, в том числе выполнены:
- комплексные копровые испытания с целью подтверждения
прочности доработанного корпуса СА и узлов крепления оборудования,
проверка функционирования новых кресел и конструкции СА,
определение ударных воздействий на экипаж для подтверждения
безопасности приземления;
- комплексные самолетные испытания для проверки взаимодействия
новых, доработанных и заимствованных систем и конструкции
СА в летных условиях на участке парашютирования и посадки.
Испытания копрового макета спускаемого
аппарата
Во время копровых испытаний проведено 3 сброса с максимальными
скоростями для подтверждения прочностных характеристик СА
и 8 сбросов для определения ударных воздействий на экипаж
при штатном диапазоне скоростей посадки.
Во время самолетных испытаний была осуществлена проверка
функционирования и характеристик доработанных систем в процессе
парашютирования и приземления СА, подтверждение скоростей
и ударных воздействий на экипаж при посадке, комплексная
проверка взаимодействия систем и агрегатов доработанного
СА в процессе их функционирования на участках парашютирования
и посадки. Самолетные испытания осуществлялись с использованием
экспериментальной установки на базе самолета Ил-76 по следующим
программам:
- штатная посадка на основной парашютной системе (ОСП)
- сброс ?1 состоялся 24 декабря 1998 года;
- введение ОСП, имитация отказа основного парашюта, переход
и посадка на запасной парашютной системе (ЗСП) - сброс
? 2 осуществлен 8 апреля 1999 года ;
- посадка на ОСП в условиях, соответствующих тем, которые
складываются при аварии ракеты-носителя на начальной части
участка выведения корабля на орбиту, с вводом ОСП на высоте
около пяти километров - сброс ? 3 произведен 1 сентября
1999 года;
- введение ОСП, имитация отказа узла отделения тормозного
парашюта основной парашютной системы, в результате которого
исключается ввод в воздушный поток основного парашюта,
переход и посадка на ЗСП - сброс ? 4 выполнен 1 декабря
1999 года.
Приземление макета СА, сброшенного с
самолета.
Проведенная экспериментальная отработка модифицированного
корабля "Союз ТМА" подтвердила, что, в соответствии
с целями модификации, корабль обеспечивает:
- размещение экипажа с расширенным диапазоном антропометрических
параметров;
- пребывание и работу экипажа в спускаемом аппарате на
всех участках полета;
- снижение на 40-50% номинальных и на 30-40% максимальных
значений скоростей спускаемого аппарата при контакте с
грунтом для всех расчетных случаев посадки;
- снижение значений ударных перегрузок при посадке в соответствии
с уменьшением посадочных скоростей.
|
|