Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/ru/history/systems/rockets/r11.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:25:37 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
РКК "Энергия" - История
English

Боевые ракетные комплексы



Ракета Р-11

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(азотная кислота АК-20И, керосин Т-1,
смесь ТГ-02 и газ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

270

5350

690



3705

8300

Ракета Р-11


Новая ракета по сравнению с Р-1 имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу при той же дальности полета.
Первый этап летных испытаний Р-11 проводился с 18 апреля по 2 июня 1953 года и предусматривал пуски 10 ракет. Первый успешный пуск ракеты Р-11 состоялся 21 мая 1953 года.
По результатам летных испытаний был проведен ряд доработок конструкции ракеты - установлены заборные устройства в баках, позволявшие обеспечить практически полное их опорожнение. Существенным изменениям подверглась конструкция двигателя, были приняты меры для обеспечения его полной герметизации.
Второй этап испытаний состоялся с 20 апреля по 13 мая 1954 года. Из десяти пусков ракеты Р-11 девять ракет достигли дальности 270 км с вероятным отклонением по дальности 1,19 км и боковому отклонению 0,66 км.
С декабря 1954 года по январь 1955 года были проведены пять успешных пристрелочных испытаний. После 10 зачетных испытаний в январе - феврале 1955 года ракета Р-11 13 июля 1955 года была принята на вооружение.
Малые габариты при высоких летно-тактических характеристиках, возможность длительного хранения в заправленном состоянии делали возможным использование ракеты в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа (колесные, гусеничные машины, железнодорожные спецвагоны, надводные и подводные корабли со специальными ракетными шахтами) с обычной или атомной головной частью.
По Постановлению Правительства от 26 августа 1954 года была разработана ракета Р-11М для Сухопутных Войск. После проведения пяти зачетных пусков в 1958 году Постановлением Правительства от 1 апреля 1958 года ракету Р-11М приняли на вооружение как оперативно-тактическую ракету с ядерным зарядом для Сухопутных Войск.
Для штатной эксплуатации ракеты Р-11М в ОКБ-1 был создан подвижный комплекс наземного оборудования: пусковой стол перевозился на автомобиле, а в боевое положение устанавливался прямо на грунт. Впоследствии по техническому заданию ОКБ-1 на Ленинградском Кировском заводе для ракеты Р-11М разработали самоходный стартовый агрегат на базе тяжелого танка. Такой стартовый агрегат мог выйти в заданный район с заправленной ракетой, за короткое время подготовить и осуществить ее запуск, затем возвратиться на базу, взять новую ракету и выполнить пуск из другого района.

Ракета Р-11 Ракета Р-11)

Транспортировка и установка ракеты Р-11 на пусковой стол

На базе ракеты Р-11 была создана геофизическая ракета Р-11А, пуски которой осуществлялись на Новой Земле по программе Международного геофизического года в 1958 году.

Геофизическая ракета Р-11А


Эксплутационные особенности ракеты Р-11 позволяли расширить область ее применения для научных исследований. Особый интерес представляла возможность геофизических наблюдений в районах Земли, куда доставлять ранее разработанные ракеты было практически невозможно, например в приполярных районах СССР.
Ракета Р-11А имела специальный обтекатель головной части, защищавший контейнер от теплового воздействия и аэродинамических нагрузок в полете, а также специальный переходный отсек для крепления контейнера, размещения пневматической системы разделения, коммутационной аппаратуры и системы успокоения. Ракета Р-11А была предназначена для измерения атмосферного давления на различных высотах от 60 до 160 км, определения оптических свойств верхних слоев атмосферы, измерения концентрации положительных ионов, регистрации числа встреч контейнера с микрометеоритами.
Первый пуск ракеты Р-11А на Новой Земле был проведен в октябре 1958 года, ракета достигла высоты 103 км.



Ракета Р-11ФМ


Работы по использованию баллистических ракет дальнего действия в качестве вооружения кораблей Военно-Морского Флота решили начать с оснащения ими дизельной подводной лодки (ПЛ), главным конструктором которой был Н.Н. Исанин. Необходимо было переоборудовать выбранную ПЛ для размещения на ней специально доработанной в ОКБ-1 ракеты типа Р-11, которая получила название Р-11ФМ и стала первой боевой ракетой, приспособленной для запуска из пусковых установок ПЛ.
В качестве основного приняли вариант пуска ракет Р-11ФМ из надводного положения ПЛ, для чего нужно было поднять специальную пусковую установку с полностью заправленной ракетой из шахты ПЛ до уровня боевой рубки и удерживать ее там в вертикальном положении до пуска.

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(азотная кислота АК-20И, керосин Т-1,
смесь ТГ-02, газ ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

150

5440

967



3393

8260

 Ракета Р-11ФМ, готовая к пуску


Принятый вариант позволял обойтись без коренной переделки конструкции ПЛ и ограничиться только доработкой на верфи мест, связанных со спецификой размещения ракеты на ПЛ. Требовались также серьезные изменения в бортовой части системы управления ракеты (прием исходных данных на пуск из навигационной системы ПЛ).
При испытаниях на полигоне намечались пуски с неподвижного, а затем со специального качающего стенда. Основная цель этих испытаний состояла в отработке системы крепления ракеты Р-11ФМ с подвижными захватами.
Результаты проведенных на полигоне испытаний позволяли сделать вывод о возможности морских испытаний ракеты Р-11ФМ совместно с ПЛ.

Пуск ракеты Р-11ФМ с подводной лодки  Ракета Р-11ФМ стартует с подводной лодки

Первый успешный пуск ракеты Р-11ФМ с ПЛ Б-67 под командованием капитана 2-го ранга Ф.И. Козлова выполнен в Белом море 16 сентября 1955 года в 17 час 32 мин. Затем провели эксплуатационные испытания комплекса: "ПЛ - ракета Р-11ФМ" на Северном флоте в августе - октябре 1956 года. Подводной лодкой Б-67 командовал И.И. Гуляев. На морских испытаниях на борту подводных лодок находился С.П. Королев.
Программой намечался отстрел ракет, имеющих различные сроки хранения. После длительных испытаний прошли три успешных пуска ракет: первый - 12 сентября 1956 года после 37 суток хранения ракеты Р-11ФМ на ПЛ и два пуска 3 октября 1956 года после 82 и 47 суток хранения.
Последний этап испытаний проводился в марте - мае 1958 года. На заключительный пуск ракеты с ПЛ пригласили заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала П.Е. Владимирского, Главного маршала артиллерии М.И. Неделина, также командующих флотами и флотилиями, которые наблюдали пуск ракеты с корабля, идущего параллельным курсом с ПЛ.
Ракета Р-11ФМ принята на вооружение ВМФ 20 февраля 1959 года.
С 1955 года начались исследования по подводному старту ракеты. Эти работы поручили ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В. Чарнко). В октябре 1956 года начались эксперименты на Черном море. Первый старт ракеты-макета Р-11ФМ, оснащенной РДТТ вместо ЖРД, из-под воды был проведен 26 декабря 1956 года с глубины 30 м из стартовой шахты, установленной на погруженной платформе.
В 1955 году техническую документацию на ракету Р-11ФМ передали в СКБ-385, а оснастку и материальную часть - на завод 385 для серийного производства ракет Р-11ФМ. По инициативе С.П. Королева 11 марта 1955 года Главным конструктором ОКБ-385 был назначен В.П. Макеев, ранее работавший ведущим конструктором ракеты Р-11.

Архив новостей

Апрель  2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30