Боевые ракетные комплексы
Ракета Р-11
Основные характеристики |
Максимальная дальность стрельбы, км
Начальная масса ракеты, кг
Масса головной части, кг
Масса компонентов ракетного топлива
(азотная кислота АК-20И, керосин Т-1,
смесь ТГ-02 и газ), кг
Тяга ДУ на земле, кгс
|
270
5350
690
3705
8300
|
Новая ракета по сравнению с Р-1 имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу при той же дальности полета.
Первый этап летных испытаний Р-11 проводился с 18 апреля по 2 июня 1953 года и предусматривал пуски 10 ракет. Первый
успешный пуск ракеты Р-11 состоялся 21 мая 1953 года.
По результатам летных испытаний был проведен ряд доработок конструкции ракеты - установлены заборные устройства в баках,
позволявшие обеспечить практически полное их опорожнение. Существенным изменениям подверглась конструкция двигателя,
были приняты меры для обеспечения его полной герметизации.
Второй этап испытаний состоялся с 20 апреля по 13 мая 1954 года. Из десяти пусков ракеты Р-11 девять ракет достигли
дальности 270 км с вероятным отклонением по дальности 1,19 км и боковому отклонению 0,66 км.
С декабря 1954 года по январь 1955 года были проведены пять успешных пристрелочных испытаний. После 10 зачетных испытаний
в январе - феврале 1955 года ракета Р-11 13 июля 1955 года была принята на вооружение.
Малые габариты при высоких летно-тактических характеристиках, возможность длительного хранения в заправленном состоянии
делали возможным использование ракеты в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа (колесные, гусеничные
машины, железнодорожные спецвагоны, надводные и подводные корабли со специальными ракетными шахтами) с обычной или
атомной головной частью.
По Постановлению Правительства от 26 августа 1954 года была разработана ракета Р-11М для Сухопутных Войск. После проведения
пяти зачетных пусков в 1958 году Постановлением Правительства от 1 апреля 1958 года ракету Р-11М приняли на вооружение
как оперативно-тактическую ракету с ядерным зарядом для Сухопутных Войск.
Для штатной эксплуатации ракеты Р-11М в ОКБ-1 был создан подвижный комплекс наземного оборудования: пусковой стол
перевозился на автомобиле, а в боевое положение устанавливался прямо на грунт. Впоследствии по техническому заданию ОКБ-1
на Ленинградском Кировском заводе для ракеты Р-11М разработали самоходный стартовый агрегат на базе тяжелого танка. Такой
стартовый агрегат мог выйти в заданный район с заправленной ракетой, за короткое время подготовить и осуществить ее
запуск, затем возвратиться на базу, взять новую ракету и выполнить пуск из другого района.
)
Транспортировка и установка ракеты Р-11 на пусковой стол
На базе ракеты Р-11 была создана геофизическая ракета Р-11А, пуски которой осуществлялись на Новой
Земле по программе Международного геофизического года в 1958 году.
Эксплутационные особенности ракеты Р-11 позволяли расширить область ее применения для научных исследований. Особый интерес
представляла возможность геофизических наблюдений в районах Земли, куда доставлять ранее разработанные ракеты было практически
невозможно, например в приполярных районах СССР.
Ракета
Р-11А имела специальный обтекатель головной части, защищавший
контейнер от теплового воздействия и аэродинамических нагрузок
в полете, а также специальный переходный отсек для крепления
контейнера, размещения пневматической системы разделения,
коммутационной аппаратуры и системы успокоения. Ракета Р-11А
была предназначена для измерения атмосферного давления на
различных высотах от 60 до 160 км, определения оптических
свойств верхних слоев атмосферы, измерения концентрации
положительных ионов, регистрации числа встреч контейнера
с микрометеоритами.
Первый пуск ракеты Р-11А на Новой Земле был проведен в октябре
1958 года, ракета достигла высоты 103 км.
Работы по использованию баллистических ракет дальнего действия в качестве вооружения кораблей Военно-Морского Флота решили
начать с оснащения ими дизельной подводной лодки (ПЛ), главным конструктором которой был Н.Н. Исанин. Необходимо было
переоборудовать выбранную ПЛ для размещения на ней специально доработанной в ОКБ-1 ракеты типа Р-11, которая получила
название Р-11ФМ и стала первой боевой ракетой, приспособленной для запуска из пусковых установок ПЛ.
В качестве основного приняли вариант пуска ракет Р-11ФМ из надводного положения ПЛ, для чего нужно было поднять
специальную пусковую установку с полностью заправленной ракетой из шахты ПЛ до уровня боевой рубки и удерживать
ее там в вертикальном положении до пуска.
Основные характеристики |
Максимальная дальность стрельбы, км
Начальная масса ракеты, кг
Масса головной части, кг
Масса компонентов ракетного топлива
(азотная кислота АК-20И, керосин Т-1,
смесь ТГ-02, газ ), кг
Тяга ДУ на земле, кгс
|
150
5440
967
3393
8260
|
Принятый вариант позволял обойтись без коренной переделки
конструкции ПЛ и ограничиться только доработкой на верфи
мест, связанных со спецификой размещения ракеты на ПЛ. Требовались
также серьезные изменения в бортовой части системы управления
ракеты (прием исходных данных на пуск из навигационной системы
ПЛ).
При испытаниях на полигоне намечались пуски с неподвижного,
а затем со специального качающего стенда. Основная цель
этих испытаний состояла в отработке системы крепления ракеты
Р-11ФМ с подвижными захватами.
Результаты проведенных на полигоне испытаний позволяли сделать
вывод о возможности морских испытаний ракеты Р-11ФМ совместно
с ПЛ.
Первый успешный пуск ракеты Р-11ФМ с ПЛ Б-67 под командованием капитана 2-го ранга Ф.И. Козлова выполнен в Белом море 16
сентября 1955 года в 17 час 32 мин. Затем провели эксплуатационные испытания комплекса: "ПЛ - ракета Р-11ФМ" на Северном флоте
в августе - октябре 1956 года. Подводной лодкой Б-67 командовал И.И. Гуляев. На морских испытаниях на борту подводных лодок
находился С.П. Королев.
Программой намечался отстрел ракет, имеющих различные сроки хранения. После длительных испытаний прошли три успешных пуска
ракет: первый - 12 сентября 1956 года после 37 суток хранения ракеты Р-11ФМ на ПЛ и два пуска 3 октября 1956 года после
82 и 47 суток хранения.
Последний этап испытаний проводился в марте - мае 1958 года. На заключительный пуск ракеты с ПЛ пригласили заместителя
Главнокомандующего ВМФ адмирала П.Е. Владимирского, Главного маршала артиллерии М.И. Неделина, также командующих флотами
и флотилиями, которые наблюдали пуск ракеты с корабля, идущего параллельным курсом с ПЛ.
Ракета Р-11ФМ принята на вооружение ВМФ 20 февраля 1959 года.
С 1955 года начались исследования по подводному старту ракеты. Эти работы поручили ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В.
Чарнко). В октябре 1956 года начались эксперименты на Черном море. Первый старт ракеты-макета Р-11ФМ, оснащенной РДТТ вместо
ЖРД, из-под воды был проведен 26 декабря 1956 года с глубины 30 м из стартовой шахты, установленной на погруженной платформе.
В 1955 году техническую документацию на ракету Р-11ФМ передали в СКБ-385, а оснастку и материальную часть - на завод 385
для серийного производства ракет Р-11ФМ. По инициативе С.П. Королева 11 марта 1955 года Главным конструктором ОКБ-385
был назначен В.П. Макеев, ранее работавший ведущим конструктором ракеты Р-11.